Самолет МиГ и самолет Су — какой лучше. Чем отличаются миг от су.

Чем отличаются миг от су - Выводы: какой самолет лучше? Концепция шестого поколения Острый "Ланцет" Пропущенное время Немного истории

В нем используется радар Irbis, LEIS и радарно-оптическая станция. Он оснащен системами радиоэлектронной борьбы и защиты. Он оснащен датчиками для предупреждения о ракетном нападении.

От МиГ-15 до Су-57: чем различаются поколения истребителей

С момента появления в нашей стране первого истребителя сменилось уже пять поколений боевых машин. Сейчас дизайнеры работают над шестым. Какие истребители стали основной ударной силой российских ВВС? Каковы характеристики Су-35 и Су-30СМ? И как противоперегрузочные костюмы стали обязательной частью униформы пилотов? Тимофей Баженов обсуждает это в программе «Как устроен мир».

Во время спецоперации на украинской территории основную ударную силу наших ВВС составляли истребители-бомбардировщики Су-34. Они позволяют наиболее эффективно вести боевые действия независимо от времени суток. Еще одна характерная особенность Су-34 — большой запас топлива. Самолет может пролететь около четырех с половиной тысяч километров без дозаправки.

«Су-34 — это тактический бомбардировщик, современная машина, способная защитить себя. Он может использоваться и как истребитель, и как штурмовик. Именно поэтому существует два пилота: Один из них отвечает за навигацию, другой — штурман-оператор, который определяет местоположение цели и поддерживает контакт с землей. Когда он находится где-то на своих маячках, на своих системах наведения, тогда он активируется, готовится, и пилот самолета нажимает «кнопку огня». Обычно второй пилот, штурман, также является хорошим пилотом. Если командир убит, он может вернуться на аэродром. Кроме того, все наши самолеты оснащены системой возврата в аэропорт. Это означает, что если экипаж теряет сознание, ему достаточно нажать кнопку, и самолет автоматически возвращается в аэропорт и может автоматически приземлиться. Первыми эту систему ввели шведы. Наши конструкторы не стояли на месте, они тоже продумали эту систему», — говорит Юрий Сытник, российский почетный пилот.

Оригинальная конструкция

Впервые Су-34 был испытан в реальных боевых действиях в Сирии. Характерной особенностью самолета является слегка приплюснутый нос. В связи с этим самолет получил прозвище «Даки». Такая конструкция была необходима для улучшения аэродинамики.

Поскольку Су-34 предназначен для длительных полетов, в кабине есть место для отдыха и оборудование, которое можно использовать для разогрева пищи. Однако наши дизайнеры не являются поклонниками вычурного декора, в этом нет необходимости.

«В настоящее время во всем мире модно оснащать экранами истребители и многие гражданские самолеты. Но в самолетах-истребителях, как выяснилось, мерцающие экраны не позволяют правильно считывать информацию при полетах в воздушном бою. И механизм реакции мозга на старые инструменты, инструменты-стрелки, хорошо известен. Опытный пилот может получить информацию с первого взгляда. Беглый взгляд — и все понятно, говорит Андрей Гусев, заслуженный военный летчик России.

Маневренные машины

Новейшие самолеты российского производства, Су-35 и Су-30СМ, также задействованы в специальных операциях на территории Украины. Летчики говорят, что когда украинские пилоты видят наши истребители, они даже не пытаются сражаться, а просто убегают. Сначала они пытались сбивать наши самолеты с земли, но быстро поняли, что это бесполезно.

«Это самолеты поколения 4+, машины, которые очень эффективны в воздухе. Они могут защитить себя. Они могут с легкостью бороться с любым самолетом, созданным в мире — Eurofighter, F-22, F-35, поэтому они стараются не сбивать наши самолеты. Поскольку это очень маневренные самолеты, они могут легко совершать противоракетные маневры, уходить от преследования и поражать цель, которая им попалась. Поэтому они очень опасны для самолетов США и для блока НАТО в целом. Юрий Сытник объясняет.

Прибор позволяет обнаружить излучение, испускаемое зенитным оборудованием на земле. Даже если оборудование быстро деактивируется, система на борту запоминает координаты и наносит удары по позициям противника.

«Самолет в воздухе — это цель: если он обнаружен, на него наводятся. А наземные средства ПВО пытаются его сбить. В кабине пилота загорается специальный экран, указывающий на то, что он является мишенью. В то же время система автоматически определяет, откуда исходит излучение, и определяет координаты. А пилоту остается только нажать кнопку «пуск», когда загорится соответствующий индикатор, свидетельствующий об обнаружении цели. И он спокойно выполняет маневр и уходит от ракеты, прилетевшей с земли. Но ответный удар уже нанесен, поэтому сбивать наш самолет себе дороже», — сказал Юрий Ситник, заслуженный пилот России.

Структура должна обеспечить разработку, производство, продажу и обслуживание всего спектра существующих и будущих истребителей ОАК. Объединение основных научно-производственных мощностей военной авиационной промышленности должно послужить более эффективной реализации существующих программ и развитию перспективных проектов.

Функциональные различия и сходства

Принципиальных различий в функциональности этих двух самолетов нет. Одно из главных отличий моделей «35» от их предшественников заключается в том, что новые самолеты универсальны. Использование двух аналогичных боевых самолетов дает вооруженным силам дополнительную тактическую гибкость.

На вопрос, какой самолет лучше: МиГ-35 или Су 35, нельзя ответить однозначно. В конце концов, это разные самолеты, предназначенные для выполнения конкретных задач. МиГ — легкий боевой самолет для фронтовых операций, предназначенный для достижения превосходства в воздухе и уничтожения самолетов противника, поражающих фронтовые цели. «Су» относится к категории тяжелых истребителей. Это оперативный эскортный самолет. Поскольку каждый из этих истребителей выполняет разные задачи, в оборонных учреждениях страны они должны присутствовать вместе.

МиГ-35

Истребитель изначально разрабатывался как новая модель пятого поколения. Однако распад СССР значительно замедлил развитие этой программы развития. Вскоре проект был заброшен. С тех пор все новые модификации модели «29» получают обозначение «35». Первые МиГ-29 появились с обозначением «35» в скобках. Окончательное обозначение «35» было присвоено самолету, участвовавшему в конкурсе индийских вооруженных сил. Данная программа предусматривала закупку более 125 истребителей этой модификации. Но тендер так и не был выигран.

Возникает вопрос: зачем российским ВВС нужен еще один подобный истребитель? МиГ-35 — это возможность для стран, которым необходимо приобрести модель поколения 4+, но по более низкой цене, чем сопоставимые истребители западного производства. Это самый дешевый самолет этого поколения на мировом рынке. Так что разработка этой модификации была отличной попыткой «разбудить» потенциальных покупателей. Су-27 успешно продавался с момента его разработки. На данном этапе все, кто мог позволить себе купить самолет, сделали это. Для продолжения продаж требовался новый продукт с аналогичными характеристиками.

Этот истребитель был представлен только в начале этого года. По сравнению со своим предшественником, «29», новый истребитель имеет несколько отличий. Он способен нести большую боевую нагрузку. Разработчики также увеличили запас топлива. Имеется высококачественная защита от коррозии и трехканальный EDSU с 4-кратным резервированием. Эта модификация также оснащена новой системой управления двигателем. Разработчики расширили возможности автономных баз. В частности, они оснастили истребитель станцией экстракции кислорода.

самолет МиГ и самолет Су

Су-35 и его особенности

Сравнение самолетов МиГ и Су имеет свое обоснование, но все же лучше сравнить новую модификацию с предыдущей моделью, чтобы увидеть преимущества первой. Хотя новая модель Су относится к четвертому поколению, она отвечает многим требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения. Эта версия истребителя была впервые собрана почти 10 лет назад. За все это время было выпущено 48 таких самолетов. Эксперты назвали этот самолет самым опасным оружием Российской Федерации. Они объяснили опасность большим радиусом действия и способностью сбивать ракеты на сверхзвуковых скоростях. По сравнению со своим предшественником ’27’, этот самолет имеет усиленный планер. Они также отличаются структурно. Новая модификация не имеет горизонтального хвоста вперед.

Статья по теме:  Потерять телефон во сне — подробное толкование. К чему снится что потерял телефон.

Этот самолет оснащен усовершенствованной информационно-управляющей системой и новыми двигателями. Двигатели этой модели истребителя соответствуют требованиям и нормам, предъявляемым к истребителям пятого поколения. В частности, они позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажных камер. Для этого используется электромеханическая система управления. Новая модель Su имеет увеличенный ресурс до 6 000 летных часов.

Поэтому преимущества усовершенствованных моделей этих самолетов очевидны. Что касается их сравнения друг с другом, то здесь невозможно дать однозначную оценку. Каждый из рассматриваемых самолетов выполняет конкретные задачи и не способен заменить друг друга.

Легкий боевой самолет оснащен 30-мм пушкой и набором внешнего вооружения. На самолете могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух» и авиационные бомбы. В подвесной системе МиГ-29 может размещаться 7 различных видов вооружения.

Функциональные различия и сходства

Оба истребителя были созданы для выполнения конкретных задач. Самолеты имеют несколько общих черт, в том числе:

  • Маневренность,
  • многоцелевое использование,
  • наличие электрического пульта дистанционного управления для управления движением.

Радар обоих самолетов может обнаружить более 10 целей и одновременно вести огонь по 1-2 целям. МиГ-29 имеет дальность обнаружения цели 50 км.

Несмотря на некоторое сходство, Су-27 технически более совершенен. Он способен преодолевать большие расстояния и нести более тяжелое вооружение, при этом быть маневренным и развивать высокую скорость. Он оснащен усовершенствованным радаром, позволяющим обнаруживать цели на большом расстоянии.

Все сходства и различия можно найти при детальном изучении технических характеристик истребителей. Следует отметить, что задачей легкого боевого самолета МиГ-29 является достижение превосходства в воздухе, даже если это происходит за счет количества самолетов. Производство этого истребителя обходится дешевле, чем производство модели «Сухой».

Во всех ведущих армиях мира около 50-70% бойцов составляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономны. Они могут выполнять задачу без управления с наземных позиций.

Случаи реальных боев между самолетами

Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому существуют документально подтвержденные случаи реальных боевых действий между этими самолетами. Боевики столкнулись в конфликте между Эфиопией и Эритреей. В 1998 году ВВС Эритреи приобрели у Беларуси три самолета МиГ-29 в рамках модернизации. Впоследствии ВВС Эфиопии приобрели у Российской Федерации самолеты Су-27СК (специальная экспортная модификация). В столкновении с Миг-29 Су-27 показали высокую эффективность и уничтожили три машины. В конечном итоге эфиопской стороне удалось установить контроль над воздушным пространством.

Улучшенные летные характеристики Су-27 обеспечили ему преимущество в реальном бою. Однако при создании Миг преследовал совсем другие цели. Незадолго до распада СССР на вооружении находилось 653 Миг-29 и 326 Су-27. Задача легкого истребителя заключалась в достижении превосходства в воздухе за счет численности и управления с наземных позиций. В советских ВВС МиГ-29 полностью раскрыл свой потенциал.

«Около десяти лет назад один пилот потерял зрение. Это физиология: многое зависит от состояния задней стенки глаза, состояния кровеносных сосудов и внутричерепного давления. Это заняло всего несколько секунд, но этого хватило, чтобы врезаться в землю», — говорит Андрей Гусев, уважаемый российский военный летчик.

Подробнее о самолетах

Одним из наиболее очевидных примеров является разработка превосходных перехватчиков, которые были добавлены в военный арсенал примерно в одно и то же время — в начале 1980-х годов. В частности, это самолеты Су-27 и МиГ-29. Когда мы анализируем фотографии военной техники, модели выглядят очень похоже. Однако в действительности это суждение ошибочно, поскольку рассматриваемые модели относятся к разным категориям и имеют много различий. Прежде всего, следует отметить, что Су-27 — тяжелый самолет-перехватчик, а МиГ-29 — легкий военный самолет.

чем отличается Су-27 от Миг-29

Су-27 — легкий самолет.

Функциональные различия и сходства

Оба истребителя были созданы для выполнения конкретных задач. Самолеты имеют несколько общих черт, в том числе:

  • Маневренность,
  • многоцелевое использование,
  • наличие электрического пульта дистанционного управления для управления движением.

Радар обоих самолетов может обнаружить более 10 целей и одновременно вести огонь по 1-2 целям. МиГ-29 имеет дальность обнаружения цели 50 км.

Несмотря на некоторое сходство, Су-27 технически более совершенен. Он способен преодолевать большие расстояния и нести более тяжелое вооружение, при этом быть маневренным и развивать высокую скорость. Он оснащен усовершенствованным радаром, позволяющим обнаруживать цели на большом расстоянии.

Какой самолет мощнее?

Все сходства и различия можно найти при детальном изучении технических характеристик истребителей. Следует отметить, что задачей легкого боевого самолета МиГ-29 является достижение превосходства в воздухе, даже если это происходит за счет количества самолетов. Производство этого истребителя обходится дешевле, чем производство модели «Сухой».

Во всех ведущих армиях мира около 50-70% бойцов составляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономны. Они могут выполнять задачу без управления с наземных позиций.

СУХОЙ СЧЕТ: ИСТРЕБИТЕЛЮ СУ-27 ДО СИХ ПОР НЕТ РАВНЫХ В БЛИЖНЕМ ВОЗДУШНОМ БОЮ

Ровно 40 лет назад, 20 мая 1977 года, совершил свой первый полет самолет Т-10-1, прототип знаменитого советского истребителя четвертого поколения Су-27.

Самолет по праву считается одним из символов отечественной оборонной промышленности второй половины 20 века, наравне с танком Т-72 и автоматом Калашникова. В Су-27 воплощены все последние разработки советской авиационной школы, что позволяет модернизировать самолет практически неограниченное количество раз.

Сегодня десятки современных модификаций этого истребителя, а также самолеты на его основе защищают небо более чем 20 стран. Несмотря на прошедшие десятилетия, жизненный цикл Су-27 еще не закончен. Он будет морально и физически устаревшим в течение длительного времени.

Необычный самолет, фюзеляж которого напоминает хищную птицу, впервые взлетел с подмосковного аэродрома Жуковский спустя пять лет после дебюта своего главного конкурента — американского тяжелого истребителя F-15 Eagle. Несмотря на эпоху деэскалации, холодная война была в самом разгаре. И СССР, и США осознавали, что решающее преимущество в современном конфликте будет у той стороны, которая сможет обеспечить превосходство в воздухе. Поэтому обе страны направили все свои ресурсы на разработку универсального истребителя; хотя советские конструкторы отставали от США в разработке истребителей четвертого поколения, у них было преимущество. Они уже знали примерные характеристики F-15 и технические решения, применяемые к нему. Целью было создание машины, по крайней мере, сравнимой по возможностям с «американской» машиной.

Три ведущих советских конструкторских бюро — Сухого, Яковлева и Микояна — были вовлечены в разработку перспективного истребителя в конце 1960-х годов. По результатам двух научных конференций, в которых приняли участие авиастроители, в 1972 году было принято решение сосредоточиться на двух параллельных проектах: легком истребителе конструкторского бюро МиГ (позже принятом на вооружение как МиГ-29) и тяжелом истребителе конструкторского бюро Сухого.

К 1979 году по программе Т-10 было построено в общей сложности три прототипа, а для летных испытаний, испытаний оборудования и вооружения была построена опытная серия из пяти самолетов. Однако первые самолеты были незрелыми и не могли сравниться с F-15 по характеристикам. Планер был недостаточно устойчив, электронные системы были слишком громоздкими и нарушали ориентацию истребителя, заявленный расход топлива не мог быть достигнут, а радар работал очень ненадежно. Было решено как можно скорее провести капитальный ремонт прототипов.

В результате был создан новый самолет Т-10С, который уже не имел недостатков своего предшественника. Он поднялся в воздух в 1981 году и поступил на вооружение четыре года спустя как Су-27. Самолет официально поступил на вооружение ВВС СССР 23 августа 1990 года. К этому времени новый советский истребитель уже стал мировым рекордсменом по скороподъемности.

27 октября 1986 года летчику-испытателю Виктору Пугачеву удалось подняться на высоту 3 000 метров всего за 25,4 секунды, чего до этого не удавалось достичь ни одному самолету.

Су-27 был первым российским истребителем, оснащенным системой электродистанционного управления (ЭДУ). Долгое время управление самолетом осуществлялось с помощью механической системы, в которой штурвал и педали передавались на органы управления по тросам. Электрические сигналы заменили стальные тросы в EDSU. Внедрение новой системы управления сделало самолет чрезвычайно маневренным и в то же время стабильным в полете, а пилоты могли совершать сложные подвиги на низких и высоких скоростях.

Эти истребители были разработаны для различных целей. МиГ был разработан как серийный самолет для использования над территорией страны или на границе с вражеской территорией. Су» отличается тем, что он был разработан для действий в тылу врага. Он имеет гораздо больший радиус действия и расширенный боекомплект, а также более сложные электронные системы.

Выводы

Бойцы легкого веса предпочтительнее бумеров. Они дешевле. Серийное производство не такое сложное и дорогое, как производство тяжелых боевых машин. Для некоторых задач не имеет смысла использовать очень дорогие ракеты «Су». Если оба боевых самолета могут выполнять поставленные задачи с одинаковой эффективностью, то лучше иметь в небе МиГ, чем Су, который дорог в обслуживании и эксплуатации.

Статья по теме:  Смс с номера 5151. Подробный обзор уведомления. Что за номер 5151.

Легкие боевые самолеты — это «рабочие лошадки», разработанные специально для ближнего боя. С помощью МиГа можно достичь желаемого результата при меньших затратах. Су-35 считаются дорогими самолетами. Обычно они используются для защиты своей территории и для ведения боя на дальних дистанциях. Российские ВВС нуждаются в обоих самолетах, поскольку использование парка очень низкое по сравнению с ВВС США. Вероятность конфликта между двумя странами невелика. Однако российские истребители будут принимать участие в боевых действиях в небе и над территорией других стран.

Экспортные возможности

Очевидно, что МиГ-35 будет самым дешевым самолетом поколения 4+, представленным в настоящее время на рынке вооружений. Государствам, которые не могут позволить себе такие истребители, как французский Rafale, F-16 или даже российский Су-35С, нужен простой и дешевый самолет поколения 4+, и чем он дешевле, тем быстрее будет заключена сделка.

Российский Су-27 в последние десятилетия пользуется большим спросом на международном рынке, но те, у кого была возможность, уже купили этот самолет. Оживление рынка и продажа самолета в том же классе, что и Су-35, но по более привлекательной цене, вполне возможно благодаря предложению МиГ-35 с его многофункциональными возможностями. На фоне глобального экономического спада такой расчет был бы верным.

С Китаем в такой сделке не стоит считаться; в то же время страны Ближнего Востока, государства Южной Америки и даже Индия, которая весьма недовольна покупкой французских самолетов Rafale и нуждается в замене своего парка устаревших МиГ-21, будут заинтересованы в покупке дешевого, но перспективного МиГ-35.

Хотя стоимость МиГ-35 не была обнародована, исходя из цены этого самолета на индийском тендере 2007 года, она меньше, чем 100 миллионов долларов, запрошенных за французский Rafale, и меньше, чем стоимость американского легкого истребителя F-35A или, по крайней мере, меньше, чем цена, по которой Китай купил российский Су-35С.

Самолет по праву считается одним из символов отечественной оборонной промышленности второй половины 20 века, наравне с танком Т-72 и автоматом Калашникова. В Су-27 воплощены все последние разработки советской авиационной школы, что позволяет модернизировать самолет практически неограниченное количество раз.

Суть различий легкого и тяжелого истребителей

После того как программа была разделена на легкую и тяжелую, различия между ними долгое время не были четко определены. Казалось, все понимали, о чем идет речь, но не могли дать этому официального определения. Даже современных аналитиков преследует эта проблема — им трудно понять, почему существуют два самолета. Существуют надуманные объяснения, что легкий более маневренный, стоит в два раза дешевле и т.д. Тяжелый — это тот, который имеет большой радиус действия. Все эти определения отражают лишь следствие принятия концепции двух бойцов разного веса или являются совершенно неверными. Например, легкий истребитель никогда не имел половину стоимости тяжелого истребителя.

Однако при проектировании самолета была найдена приемлемая формулировка различий. И это ключ к пониманию различий между этими самолетами. Легкий истребитель (МиГ-29) должен был быть способен действовать в тактической глубине в пределах собственного поля разведки, в то время как тяжелый истребитель (Су-27) должен был быть способен действовать за пределами поля разведки своих войск.

Это означало, что МиГ должен был летать не более чем на 100 километров вглубь вражеской территории, а боевое управление осуществлялось с наземных пунктов управления. Это позволит сэкономить на синтезе электроники и максимально упростить самолет, что, в свою очередь, улучшит летные характеристики и сделает самолет массовым и дешевым. В те годы «дорого» понималось не в смысле стоимости (деньги давали «по мере необходимости»), а в смысле массовости производства (сложность изделия, трудоемкость сборки), возможности собирать такие самолеты быстро и в больших количествах. Что касается вооружения, то главным калибром была ракета Р-60 (а позже Р-73) с тепловым искателем, которая в некоторых случаях дополняла Р-27. Бортовая РЛС имела фиксированную дальность обнаружения, не превышающую дальность пуска ракет Р-27, так как она является радиолокационным прицелом для этих ракет. Никакого сложного и дорогостоящего оборудования РЭБ или связи не предусмотрено.

Вместо этого Су-27 пришлось полагаться только на собственные силы. Она должна была провести разведку, проанализировать ситуацию и атаковать самостоятельно. Она должна была переместиться за линию фронта противника, чтобы прикрывать свои бомбардировщики при атаках на низком уровне и перехватывать вражеские цели над своей территорией, изолируя таким образом район операций. На территории противника не ожидалось никаких наземных пунктов управления или радиолокационных станций. Поэтому срочно требовался мощный радар, способный видеть дальше и шире, чем его «легкий» аналог. Дальность полета — вдвое больше, чем у МиГа, а в качестве основного вооружения — Р-27, дополненный длинноствольным Р-27Е (повышенной мощности) и ракетами малой дальности Р-73.

Радар был не просто зрелищем, а средством воздушной разведки и освещения. У него должны были быть собственные средства РЭБ и мощные коммуникации. Боеприпасы — вдвое больше, чем у легких самолетов, так как для ведения боя с разделением сил могут потребоваться длинные и большие заряды. В то же время самолет должен был оставаться боеспособным как легкий боевой самолет, поскольку он мог противостоять не только «тяжелым» противникам в виде F-15 и F-14, но и F-16, оптимизированным для «воздушного боя» над территорией противника.

МиГ-29 и Су-27: история службы и конкуренции

Мощный радар с антенной большого диаметра дает Су-27 очень широкие возможности, недостижимые для МиГ-29 с антенной меньшего диаметра. Преимуществом МиГа в воздушном бою с тяжелым истребителем является лишь несколько меньшая ЭПР.

В строю

К 1991 году оба самолета были хорошо зарекомендовавшими себя и прочно вошли в строй. Особый интерес представляет то, как они использовались в ВВС и войсках ПВО.

ВВС имели 735 МиГ-29, 190 Су-27 и 510 МиГ-23. Также имелось около 600 МиГ-21, но все они находились в учебных полках. Самое сильное и боеспособное соединение ВВС — 16-я воздушная армия в составе ДРГ — имело 249 МиГ-29 и 36 МиГ-23, но не имело ни одного Су-27. МиГи составляли основу ВВС на фронте и были главной ударной силой ВВС. Южный фланг советской группировки поддерживала 36-я ВА в Венгрии с ее 66 МиГ-29 и 20 МиГ-23.

МиГ-29 и Су-27: история службы и конкуренции

Просто прекрасный МиГ-29.

Нынешняя ситуация наглядно показывает, какой самолет советское руководство считало самым важным и лучшим. В передовых частях не было ни одного Су-27. Однако ситуация несколько сложнее. МиГ-29 должен был стать расходным элементом в начавшейся мировой войне, отражающим первый удар. Ожидалось, что значительное количество этих самолетов быстро погибнет, но это обеспечит развертывание и атаку наземных сил СССР и ОВД.

Войскам, размещенным в ГДР, дышали в затылок Польша и Украина, которым предстояло развить первоначальные успехи армии. Именно там уже находились все Су-27 ВВС — два полка в Польше (74 Су-27) и один полк в Миргороде (40 Су-27). Более того, переоснащение ВВС на Су-27, по-видимому, еще не было завершено. 831-й иап в Миргороде получил Су-27 в 1985 г., 159-й иап в 1987 г. и 582-й иап в 1989 г. Насыщение ПА ВВС истребителями Су-27 было в разумных пределах, чего нельзя сказать о войсках ПВО, получивших за тот же период вдвое больше Су-27.

Статья по теме:  Как настроить громкость будильника на iPhone. Почему не сработал будильник на айфоне.

ВВС почти не имели МиГ-29 (в боевых частях не было ни одного МиГ-29, а всего в ВВС было около 15 МиГ-29, но они были сосредоточены в учебном центре ПВО) и около 360 Су-27 (плюс 430 МиГ-25, 410 МиГ-31, 355 Су-15 и 1300 МиГ-23). В начале производства серии МиГи предназначались исключительно для фронтовых ВВС, а «Сухи» первыми поступили в войска ПВО; в 1984 году они были приданы 60-й части ПВО ДВФ (аэродром Дземги). Это логично, поскольку потребность ВВС в истребителях четвертого поколения удовлетворялась в основном за счет МиГов. А в войсках ПВО того времени большинство МиГ-23 и Су-15 можно было заменить только Су-27. МиГ-31 выделился и первоначально заменил устаревший МиГ-25.

Помимо ВВС и ПВО, истребители четвертого поколения получили и военно-морские силы, в составе которых было около 70 МиГ-29. Однако моряки предпочли Су-27К как перспективный палубный вариант из-за его большей продолжительности полета и мощной авионики, которой нельзя пренебрегать в морских условиях. МиГ-29 были включены в состав ПЛАН из-за Договора об обычных вооружениях в Европе, который предусматривает исключения для морской авиации. Таким образом, два 29 полка из Молдавии и Одесской области оказались в составе ВМФ. Особенно в качестве морских истребителей они мало что стоили.

МиГ-29 и Су-27: история службы и конкуренции

Просто прекрасный Су-27.

Важным моментом для понимания роли и положения МиГ-29 и Су-27 были экспортные поставки. Здесь вырисовывается удивительная картина: Су-27 в советское время не закупался за рубежом. Но МиГ-29 активно внедрялся в ВВС союзников СССР. С одной стороны, это было связано с географическими особенностями этих стран, где Су-27 просто не может летать везде. С другой стороны, Су-27, будучи более сложным и дорогим самолетом, был «секретным оружием», в то время как МиГ-29, будучи более простым самолетом, был легко доступен за пределами ВВС своей страны.

К вопросу о классификации

Сегодня все еще ведутся споры о том, каким на самом деле был истребитель МиГ-29. Свет или не очень свет? Дошло до того, что люди считают МиГ «средним» истребителем, занимающим промежуточное положение между легкими и тяжелыми истребителями.

На самом деле, термины «легкий» и «тяжелый» изначально были очень относительными и взаимосвязанными. Они существовали вместе в рамках программы PFI и возникли из-за необходимости как-то разделить планы по созданию двух новых истребителей в рамках одной программы. ЛФПИ, будущий МиГ-29, стал легким, причем не сам по себе, а только в сочетании с будущим Су-27. Без Су-27 термин «легкий» теряет смысл.

В ВВС и ПВО СССР не существовало весовой классификации. В войсках ПВО были перехватчики, в ВВС — истребители. Потребности военно-воздушных сил были настолько велики, что всегда находились более компактные, простые и дешевые машины. А в ВВС был МиГ-31, который был очень, очень тяжелым, даже по сравнению с Су-27. Так что такая весовая классификация очень важна.

На фоне сопоставимых иностранных самолетов МиГ-29 выглядел вполне традиционно. Почти такой же вес и размер имеют его конкуренты — F-16, Rafale и EF-2000, а для большинства стран, использующих эти самолеты, они не являются ни легкими, ни разнотипными. В большинстве стран они являются единственным типом истребителей, состоящих на вооружении. Проще говоря, все эти самолеты вполне можно отнести к «легкому» подклассу на фоне гораздо более крупных Су-27, F-15, F-22 и ПАК-ФА. Единственным исключением в этой области является американский F/A-18, который действительно находится почти точно посередине между типичными «легкими» и «тяжелыми» истребителями, но следует помнить, что это очень специальный самолет, разработанный в связи со специфическими требованиями морского базирования.

Что касается МиГ-31, то его размеры и вес делают его уникальным исключением, не встречающимся больше нигде. Как правило, он тоже «тяжелый», как и Су-27, хотя разница в максимальной взлетной массе и достигает полутора раз.

Ранее проблемы, связанные с F-35, привлекали внимание Австралии. Издание News.com.au сравнило его с новейшим российским истребителем пятого поколения Т-50, и автор статьи, в частности, отметил, что российский самолет значительно превосходит американский в маневренности.

Шанс для «МиГ», который нельзя упустить

Таким образом, получилось, что мировые акторы, готовясь к противостоянию друг с другом, продолжили разработку тяжелых боевых самолетов, руководствуясь исключительно логикой мировой войны и возможного столкновения великих держав на длительных театрах военных действий. В современном мире, однако, наиболее распространены локальные конфликты низкой и средней интенсивности, когда тяжелым боевикам некуда деваться. Там их эксплуатационные характеристики чрезмерны, а стоимость непомерно высока. Проще говоря, в таких ситуациях вам нужен более легкий класс и многофункциональная машина, которая может выполнять задачи как нападения, так и противовоздушной обороны.

Передовые страны третьего мира — Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, которые являются экономическими лидерами мирового развития, испытывают стратегическую потребность в «национальных» многоцелевых самолетах. Конфликты, в которых участвует Россия, также показывают необходимость в компактной, универсальной, многоцелевой машине средней дальности с возможностями атаки и противовоздушной обороны (особенно против БПЛА), которая может быть развернута наряду с собственными беспилотниками и системами ПВО.

Таким образом, одним из наиболее перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынке сейчас становится позиция среднего (по российской классификации — легкого) многоцелевого истребителя. И именно здесь вступает в дело «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой», обладает ключевыми компетенциями и опытом для создания самолетов в этой нише.

Будущее российской истребительной авиации

В настоящее время российская авиационная отрасль находится на пороге трансформации в развитии моделей и технологий, а также в выборе эффективной бизнес-модели, которая обеспечит дальнейший рост.

Истребители Су и МиГ, основанные на советском наследии, составляют костяк современных российских ВВС. Семейство отечественных тяжелых истребителей четвертой технологии, базирующихся на платформе Су-27, прошло через серию модернизаций до истребителя пятого поколения Су-57. Однако «Сухой» не должен довольствоваться своими успехами. Важно поддерживать темпы модернизации и технологического прогресса с развитием последующих технологических версий, а также с актуальным развитием рынка БПЛА.

Перед РСК «МиГ» стоит задача полного перезапуска модельного ряда — разумеется, с использованием удачных конструкторских решений семейства МиГ-29. Позиция среднего (легкого) многофункционального истребителя в настоящее время является наиболее перспективной на национальном и мировом рынке.

Это также дает определенные преимущества для разработки перспективных моделей вместо тяжелых и средних многофункциональных БПЛА. В целом, рынок БПЛА будет развиваться в двух различных направлениях — укрупнение для создания эффективных многофункциональных машин и сокращение в рамках развития доктрины «умного роя» сверхмалых машин. Поэтому, опять же, МиГ может попытаться использовать свое положение, разработав, например, интегрированную модель «лоб в лоб» со своей многофункциональной машиной за пультом управления.

Резюме. Точки роста

ПАО «Сухой»: Экспортный вариант тяжелого многофункционального беспилотного самолета Су-57, Су-39 (убийца беспилотников, дозвуковой самолет поколения 4+ и 4++ на базе Су-25 и Су-24).

МиГ: МиГ-41, МиГ-35 (и другие самолеты 4+, 4++ и 5-го поколения на базе МиГ-29), средний многофункциональный беспилотник.

На этом обзор состояния отечественной военной авиационной промышленности и, в частности, двух ведущих отечественных производителей и разработчиков тактических боевых самолетов (и бомбардировщиков) завершен. Лучше для всех.

Оцените статью
ОСЦИЛОГРАФ