БМП-1Д (1982) — БМП-1 с усиленной броней («афганский» тип). Стальные боковые щиты на корпусе и броневые плиты под рабочими местами командира и механика-водителя. Плавучесть.
БМП -2 – гроза моджахедов
Боевая машина пехоты второй разработки (советско-российские вооруженные силы и некоторые другие страны), разработанная как преемник БМП-1. Причиной выпуска новой машины стало то, что 73-мм гладкоствольная пушка 2A28, в частности, оказалась неэффективной против пехоты и низколетящих целей, и вооружение пришлось изменить. В результате на нем была установлена новая 30-мм автоматическая пушка производства Тульского машиностроительного завода и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкерс».
Новая боевая машина пехоты была принята на вооружение в 1977 году и начала использоваться в 80-х годах 20 века.
История создания
Как только БМП-1 поступила на вооружение, среди руководителей развернулась полемика о необходимости и достаточности огневой мощи этой модели. Основное вооружение составляла 73-мм пушка 2A28 ‘Thunder’, установленная для борьбы с бронетехникой, а боевая машина оснащалась только противотанковыми кумулятивными боеприпасами.
Испытания показали, что эта пушка не была эффективна ни против пехоты, ни против техники противника, и начали строиться опытные образцы боевых машин с новым оружием.
В 1970-х годах появился прототип боевой машины под названием «Объект 768» с увеличенной огневой мощью пушки «Гром»; усовершенствованный вариант 73-мм гладкоствольной пушки «Гром» был назван 2А41 «Зарница» и установлен на прототипе машины. Однако Obiekt 768 так и не был принят на вооружение армии. В то же время был построен Obiekt 681 с такой же системой вооружения, но этот проект вскоре был заброшен.
Параллельно с этим прототипом был предложен совершенно новый тип пехотной машины с 30-мм автоматической пушкой (2A38/2A42).
Это было предложение от Курганмашзавода. Первая машина с новым вооружением называлась «Объект 680» с автоматической винтовкой 2A38; вторая — «Объект 675» с автоматической винтовкой 2A42. Военные эксперты не восприняли новое изобретение всерьез и посчитали эту систему оружия неэффективной из-за ее малого калибра.
Отношение к новому прототипу боевой машины радикально изменилось с началом боевых действий в Афганистане. Стало ясно, что Obiekt 675 станет неотъемлемой частью боевых действий в Афганистане. Так началась история боевой машины пехоты под названием БМП-2.
Оказалось, что пули пробили Дюваль [афганское название забора], но не разрушили его. Поэтому БМП-2 была создана с 30-мм скорострельной пушкой, чтобы разбить «Дюваль», — говорит военный эксперт Виктор Литовкин.
Концепция БМП-1 и история ее создания
К середине 1960-х годов стало ясно, что бронетранспортер БТР-50П устарел и необходимо найти ему замену. Сразу несколько советских конструкторских бюро переехали. Конструкторское бюро Челябинского завода разработало новую боевую машину БМП-1. Это была первая в мире серийно выпускаемая БМП. Исаков был главным конструктором проекта. На челябинском заводе было произведено несколько вариантов автомобиля будущего.
БМП-1 поступила в практическое использование в 1966 году и впервые была представлена публике на параде в Москве в 1967 году.
В отличие от бронетранспортеров, БМП-1 предназначалась не только для перевозки пехоты, но и для ее поддержки в бою. Машина была подготовлена к такой работе: БМП-1 была оснащена 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и противотанковой пушкой «Малютка». На БМП-1 был установлен очень удачный дизельный двигатель V-2.
Следует сказать, что системы стабилизации вооружения, более совершенные прицелы и системы управления огнем обычно устанавливаются на БМП, а не на бронетранспортерах; БМП часто оснащаются системами пожаротушения и дымоудаления; БМП-1 также оснащена системой пожаротушения. Однако с точки зрения броневой защиты БТР и МФВ сопоставимы; БМП обычно вооружены пулеметами, но часто имеют пушечное вооружение.
БМП-1 производилась в СССР, Польше, Чехии и Индии; ее производство было прекращено в 1988 году.
Создание и введение в эксплуатацию этой бронированной машины совпало с быстрым развитием противотанкового оружия. Основные претензии к автомобилю в основном касаются степени его защиты.
Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, способные поражать лобовую броню БМП-1 с расстояния 1 000 метров. Пушка Bushmaster, установленная на основной американской БМП Bradley, способна пробить броню БМП-1 на расстоянии до 2 000 метров.
Опыт Афганской войны и арабо-израильского конфликта показал, что даже 12,7-мм снаряды могут пробить боковую броню. Однако в автомобиль попала противотанковая граната, в результате чего он загорелся, а боеприпасы взорвались.
BMP-1 использовался в десятках стран. Некоторые из них работают и по сей день. Бронетехника принимала участие в конфликтах по всему миру. Были предприняты многочисленные попытки модернизировать транспортные средства. Их основной целью было увеличение вооружения и улучшение защиты брони. Гладкоствольные пушки «Гром» часто заменялись автоматическими пушками, гранатометами и противотанковыми системами. Сегодня БМП-1 имеет около 20 различных модификаций. Кроме того, на его основе было создано несколько машин для выполнения различных специальных задач. Чтобы описать их, потребуется много времени. Это и машины для персонала, самолеты-разведчики, машины скорой помощи и даже машины, используемые в народном хозяйстве в сугубо мирных целях.
Описание БМП-1
Двигатель этой машины находится в передней части (справа), а рядом с ним (слева) находится комната управления. Боевое отделение занимает центральную часть БМП, а в задней части расположено маневренное отделение, в котором могут разместиться восемь десантников.
Броня изготовлена из прокатных стальных листов и установлена под крутым углом. БМП имеет закрытые клапанами амбразуры по бокам. В задней части машины имеется дверь для десанта, которая также служит топливным баком. БМП имеет литую круглую башню, оснащенную 73-мм пушкой Grom и пулеметом. БМП также оснащена противотанковой ракетой «Малютка».
БМП-1 может плавать. Благодаря форме корпуса и специальным закрылкам он может плавать со скоростью до 7 км/ч. Движение в воде происходит за счет раскручивания гусеницы. Опорные ролики полые для улучшения плавучести.
Описаны технические особенности БМП-1, оснащенной шестицилиндровым дизельным двигателем, обеспечивающим высокую маневренность.
Согласно публикации IISS «The Military Balance 1991-1992», в начале 1990-х годов в советских и российских вооруженных силах насчитывалось 16 500 БМП, большинство из которых были БМП-1.
Обезоруживающая логика
Стандартное вооружение всегда было «критической точкой» в БМП-1: в начале 1960-х годов у военных не было четких указаний по использованию новой на тот момент боевой техники. Предполагалось, что силы «одного человека» направятся в Ла-Манш с танками, чтобы «разбить» тяжелобронированные машины НАТО в воронках, образовавшихся в результате ядерных взрывов во время Третьей мировой войны. Для этого они были оснащены гладкоствольными пушками, стрелявшими гранатами и управляемыми снарядами «Малютка».
Однако с технической точки зрения «Гром» вряд ли можно назвать полноценным противотанковым орудием. Вкратце, это была укороченная версия ракетной установки SPG-9, которая могла поражать вражескую бронетехнику только на близком расстоянии (800-900 м). Кстати, подкалиберные снаряды, выпущенные из американской танковой пушки M60 (использовавшейся НАТО в 1960-х годах), могут пробить 16-мм броню «одного человека», как пергамент, на расстоянии до 2,5 км.
Низкая скорострельность (до шести выстрелов в минуту), ручная перезарядка и недостаточная устойчивость делают «Гром» неэффективным против пехоты. В коротких контактных столкновениях у экипажа мало времени на прицеливание. Низкий угол возвышения в 15 градусов делает его бесполезным в городских и горных районах, где он должен работать «сверху». Во время войны в Афганистане советские солдаты вооружали БМП-1 самодельными сварками поверх гранатометов АГС-17. Поэтому новая БМП-2 с ее скорострельной «тридцаткой» и 75-градусным углом вертикального обзора была встречена со сдержанным энтузиазмом.
© РИА Новости / Валерий Мельников / Перейти в фотобанк Бывшая советская военная техника в провинции Бамиан, Афганистан.
И себе и людям
В любом случае, БМП-1, получившая новейшее комбинированное бортовое вооружение, по своим боевым возможностям, вероятно, приблизится к «двойке», а в чем-то и превзойдет ее. Министерство обороны России заказало первую партию этих усовершенствованных машин для собственного использования, и эксперты видят в этой модернизации экспортные преимущества. В течение нескольких лет Курганский машиностроительный завод отштампует более 20 000 грузовиков, многие из которых уже экспортируются по всему миру.
БМП-2 и БМП-3 имеют характеристики, с которыми согласилось бы даже Министерство обороны. Алексей Леонков, военный эксперт из разведывательно-аналитического журнала «Арсенал Отечества», заявил газете РИА Новости. ‘Но есть много стран, которые имеют первые модифицированные БМП-1. — За рубежом их насчитывается около 1700, в том числе почти 1000 в Туркменистане, около 100 в Судане и 10 в Кот-д’Ивуаре… Проще и дешевле отремонтировать «одну» установку, чем покупать «две». Обычно такая модернизация обходится покупателю в 30% от стоимости автомобиля».
По словам Леонкова, в мире довольно распространена практика восстановления устаревшего оборудования и приведения его в пригодное состояние. Это дешево, быстро и не занимает много времени.
США не производили танки «Абрамс» с 2008 года», — отмечает эксперт. — Они берут старую машину со склада, модернизируют ее, индексируют и говорят: «Это новый танк». В Европе они делают то же самое с Leopard. Они добавляют защитные системы и прицелы, модифицируют трансмиссии и двигатели. В среднем эти операции увеличивают боевую мощь на 15%.
PRP-4 создан на базе PRP-3 и оснащен оптическим, электрооптическим, тепловизионным, активным импульсным оборудованием ночного видения, радаром, оборудованием для обработки и передачи данных. Вооружение: пулемет ПКТ. Экипаж состоит из пяти человек.
Вслед за немцами и американцами
Ханомаг» был основным бронированным автомобилем нацистской Германии. Первые серийные модели поступили на вооружение вермахта к лету 1939 года. Эта полубронированная машина развивала скорость до 50 км/ч и могла перевозить 12 солдат, включая двух членов экипажа. Этот БТР стал одной из самых массовых машин и перешел в руки американского M3. США выпустили его через два года после Hanomag и агрессивно продвигали его на рынок союзников.
Увидев немецкий Hanomag и американский M3, мы построили БТР-152 на базе грузовика. В нем находилось 19 солдат. Мы поставляли его в 40 стран мира, — говорит Михаил Медведков.
БМП-1 и БМП-2
В 1966 году Советскому Союзу была поставлена первая в мире плавающая бронированная машина пехоты БМП-1, оснащенная 73-мм пушкой и пусковыми установками противотанковых ракет. Боевое крещение машина получила в бою в Афганистане.
Оказалось, что пули пробили Дюваль [афганское название забора], но не разрушили его. Поэтому БМП-2 была создана с 30-мм скорострельной пушкой, чтобы разбить «Дюваль», — говорит военный эксперт Виктор Литовкин.