2016.05.24 Новая система заботится о «потерянных» дронах. #DroneDefender #Dronebuster. Новая версия DroneDefender. Dronebuster — это модель сапёра с глушителями и системой для «взлома» канала управления путём подмены протокола системы управления.
Оружие настоящего: как используют боевые дроны и чем с ними борются
В Ливии боевой беспилотник выследил человека и уничтожил его самостоятельно. Инцидент произошел в марте 2020 года, но о нем стало известно только сейчас, после публикации доклада ООН. Квадрокоптер, работавший в автономном режиме, атаковал солдата Ливийской национальной армии во время вооруженного конфликта с регулярными правительственными силами. По мнению экспертов, искусственный интеллект сегодня играет важную роль в военных действиях. Когда беспилотники вытеснят людей с поля боя? И какие методы борьбы с дронами считаются наиболее эффективными? Об этом рассказывают «Тайны человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Рой дронов
Китайские военные начали испытания беспилотных дронов-камикадзе, запускаемых с легкого тактического автомобиля или вертолета. Вертолеты, начиненные взрывчаткой, обнаруживают цель и затем спускаются на нее. Одновременно в небо поднимается целый рой беспилотников.
«Почему такая система опасна? Это может быть шквал. Обычная ракета просто летит и поражает цель, она не способна останавливаться, патрулировать и находиться в воздухе часами. Рой дронов может это сделать, но невозможно предсказать, когда он будет атаковать», — говорит Артем Берестнев, эксперт по беспилотным авиационным системам.
«Дедушка беспилотников»
Воздушную торпеду Чарльза Кеттеринга, разработанную для армии США в 1917 году, можно считать прототипом беспилотников-смертников. Бомба весом 80 кг была оснащена крыльями, рулями и пропеллерным двигателем. Торпеда запускалась с катапульты и направлялась к цели автоматическим вакуумным пилотом. Однако управлять аппаратом с земли было невозможно — высота и дальность полета определялись заранее.
Китайские военные начали испытания беспилотных дронов-камикадзе, запускаемых с легкого тактического автомобиля или вертолета. Вертолеты, начиненные взрывчаткой, обнаруживают цель и затем спускаются на нее. Одновременно в небо поднимается целый рой беспилотников.
Что такое ударные беспилотники и чем они отличаются?
Дроны — это автоматизированные устройства, которые частично или полностью заменяют человека и работают в воздухе. Они могут выполнять разведывательные и боевые задачи.
Аппараты различаются в зависимости от их предназначения, например, беспилотники-камикадзе предназначены для нейтрализации потенциальной угрозы. Когда беспилотник обнаруживает цель, он спускается на нее и уничтожает, взрывая боеголовку. Поэтому в боевых условиях он является односторонним беспилотником.
Беспилотники Assassin предназначены для поражения живой цели в полностью автономном режиме без вмешательства оператора. Они предназначены для осуществления атаки без необходимости передачи данных между оператором и устройством.
Боевые дроны — это автоматизированные устройства, которые частично или полностью заменяют человека и действуют в воздухе. Они могут выполнять разведывательные и боевые задачи
Какими бывают боевые дроны?
- Большой беспилотник-камикадзе из США.
В 2020 году в США был испытан большой беспилотник-камикадзе, который может развивать скорость до 60 км/ч и летать как под управлением пилота, так и в автономном режиме. Беспилотник также может вернуться на большее расстояние от цели, если пилот прервет атаку. Кроме того, беспилотник оснащен боеприпасами.
- Беспилотник с крупнокалиберной винтовкой, пулеметом или гранатометом
Устройство, получившее название TIKAD, может нести снайперскую винтовку, пулемет и даже гранатомет. По словам разработчиков, беспилотник может выдержать воздействие винтовочного огня — для этого он был оснащен подвесной системой для нейтрализации отдачи.
TIKAD может быть оснащен различными видами полуавтоматического оружия или 40-мм гранатометом. Он полностью управляется дистанционно.
Беспилотники KUB производятся компанией ZALA Aero, которая является частью концерна «Калашников». Они имеют размеры 1210x950x165 мм и максимальную полезную нагрузку до 3 кг.
Устройство может разгоняться до 130 км/ч. Максимальное время полета составляет 30 минут. CUB могут использоваться для поражения объектов инфраструктуры, живой силы противника и легкобронированных целей.
- Рой беспилотников, которые могут быть запущены одновременно из комплекса
Китай решил не ограничиваться одним дроном и создал целый кластер под названием Swarm, который может отправлять в небо до 48 дронов одновременно. Беспилотники обладают разведывательными и атакующими возможностями. Они могут летать над территорией, пока пилот ищет потенциальные цели, а затем при необходимости начать атаку. Каждый дрон может находиться в воздухе до двух часов и развивать максимальную скорость 160 км/ч.
Чем опасны такие дроны?
Есть эксперты, которые выражают опасения по поводу атак беспилотников без участия человека. Например, профессор MIT Макс Тегмарк сказал, что беспилотники-убийцы и беспилотники-камикадзе — это оружие, которое рано или поздно попадет в руки гражданских лиц.
По его мнению, беспилотники могут представлять серьезную проблему, если их будут использовать преступники, например, лидеры наркокартелей. В этом случае беспилотник стал бы ужасной машиной для целенаправленных убийств, говорит Тегмарк. Есть вероятность, что человек не будет пойман, так как отследить летающее устройство сложнее, а в некоторых случаях это вообще невозможно.
2015.12.12 В Токио одни беспилотники будут ловить другие. Более мощные дроны, оснащенные сетями, будут летать, чтобы перехватить хобби-дроны там, где их не должно быть. Перехватчиками будут управлять сотрудники полиции. Пока это пилотная программа.
Без искусственного интеллекта не обойтись
Однако ни пусковые установки, ни «маленькие» ракеты (т.е. огневая мощь) не являются главной проблемой в борьбе с беспилотниками.
Начинать строить систему ПВО для борьбы со всеми типами БПЛА необходимо с создания эффективной системы радиолокационной разведки, которой на сегодняшний день не существует.
Зоны покрытия всех типов радиолокационных станций (с многочисленными перекрытиями) должны позволять обнаруживать и отслеживать все возможные летающие объекты с предельно малых высот. Следует добавить, что почти все современные радары должны иметь оптический канал. Очень важным требованием к оперативным радарам в этом случае является их высокая мобильность. Время, необходимое для свертывания и развертывания устройства слежения, не должно превышать пяти минут.
Следующий шаг — и это одна из самых важных задач — создание автоматизированной системы сбора и анализа радиолокационных данных и выдачи своевременных инструкций по наведению на цель для всех возможных пусковых установок. Скорее всего, для этого будет задействован искусственный интеллект, а задержка информации не должна превышать нескольких секунд.
В дополнение к зенитным ракетным комплексам малой дальности для борьбы с БПЛА следует использовать боевые вертолеты (специально подготовленные экипажи и боевые машины), оснащенные 12,7-мм пушками (от шести до двенадцати на вертолет).
Таким образом, один выстрел приведет к безоговорочному поражению беспилотника, так как второго подхода к цели быть не может.
Однако вертолеты не смогут преодолеть все типы БПЛА. Поэтому для уничтожения беспилотных летательных аппаратов потребуется использование самолетов Як-130 или даже легких турбовинтовых самолетов, таких как бразильский Embraer EMB-314 Super Tucano, оснащенных внешними баками с большим количеством баллонов и пушками калибра 12,7-23 мм.
Кроме того, представляется, что специальные наземные боевые бронированные машины также должны быть оснащены зенитными пулеметами калибра 12,7-30 мм с четырьмя и более стволами. Эти машины должны были использоваться в основном для защиты от бомбовых боеприпасов (так называемых беспилотников-камикадзе).
Местная система Derivation-PVO, оснащенная 57-мм скорострельным пулеметом, представляется перспективной для защиты от атак беспилотников. Эта система в значительной степени покроет диапазон высокоточного оружия, используемого беспилотниками, то есть позволит уничтожить беспилотник еще до того, как он применит свои средства поражения.
Разница в цене межу обороной и нападением
С уменьшением массы и увеличением количества дронов, участвующих в одной атаке, проблема оснащения войск лазерным оружием возрастает, поскольку основной проблемой (и можно сказать, проблемой проблемы) в настоящее время является огромная разница в цене между стоимостью атаки (дрона) и стоимостью обороны.
Дрон-камикадзе, также известный как боеприпас для бомбардировщика, может стоить несколько сотен долларов, в то время как цена даже управляемой зенитной ракеты малой дальности составляет десятки тысяч долларов, и это только консервативная оценка.
Поэтому применение обычных боеприпасов (ЗРК малой дальности и ЗУР малой дальности) против таких воздушных целей может привести к крайнему истощению возможностей обороняющейся стороны и, без преувеличения, к краху оборонно-промышленного комплекса этой страны в ходе длительного ведения боевых действий.
Наконец, чрезвычайно эффективным средством против всех типов БПЛА является радиоэлектронная борьба. Воздушная война может в значительной степени свести на нет боевые возможности БПЛА, поскольку все виды беспилотных летательных аппаратов имеют радиоканалы, без которых навигация и ведение боевых действий невозможны. Кроме того, эффективным было бы и ослепление (оптико-электронных) видеоканалов, которые присутствуют почти во всех БПЛА.
Мнение автора не обязательно отражает мнение редакторов.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское инженерное училище ПВО (1976) и Военную академию Командования ПВО (1986).
Был командиром зенитно-ракетного батальона С-75 (1980-1983).
Заместитель командира зенитно-ракетного полка (1986-1988).
Старший офицер Генерального штаба войск ПВО (1988-1992).
Офицер Генерального штаба Вооруженных сил, Главное оперативное командование (1992-2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000-2003), главный редактор «Военно-промышленного курьера» (2010-2015).