— Было показано, что параллельный импорт — это хорошо. Тогда нам будет легче вздохнуть с облегчением. А теперь перейдем от импортеров к экспортерам. Теперь они жалуются на слишком сильный рубль. Правительство также считает, что обменный курс 55 рупий за доллар — это плохо. Почему?
В ближайшие годы российские ИТ-шники начнут сильно уступать иностранным
С уходом иностранных компаний российские ИТ-специалисты не смогут поддерживать свою квалификацию на прежнем уровне. В краткосрочной перспективе их навыки будут заморожены, например, на рынке бизнес-приложений. Однако эксперты сходятся во мнении, что в российском ИТ-сообществе все еще есть открытые исходники, и наши специалисты значительно повысят свою квалификацию, разрабатывая с нуля. Кроме того, они получат совершенно новый опыт в рамках импортозамещения, который затем можно будет перенести на рынки дружественных стран.
CNews спросил экспертов ассоциации разработчиков о влиянии ухода иностранных компаний на профессиональный опыт российских ИТ-специалистов, оставшихся в стране. По их мнению, станет гораздо сложнее, особенно для отечественных ИТ-специалистов, поддерживать свою компетентность в новых технологиях в рамках собственных ресурсов. Они относятся к продуктам определенных иностранных компаний, например, SAP, Cisco, Oracle, Microsoft и т.д.
На глобальном рынке зарубежных бизнес-приложений экспертиза отечественных ИТ-специалистов «заморожена» на текущем уровне, так как новые версии этих продуктов официально не доступны, говорит Андрей Жучков, ведущий архитектор компании Navicon. В качестве примера он привел продукты Microsoft и SAP. Если нынешняя ситуация не изменится, считает эксперт, то через три-пять лет западные разработчики будут значительно опережать россиян на рынке бизнес-приложений.
С ним согласна Ксения Коскова, директор по персоналу цифровой платформы Raketa. Она считает, что опыт наших ИТ-специалистов может быть ограничен, когда речь идет об обслуживании оборудования и программного обеспечения некоторых зарубежных компаний, таких как Cisco. Валентин Макаров, президент компании «Руссофт», также согласился с опасностью того, что российские ИТ-специалисты могут потерять доступ к современным технологиям.
«Уход западных компаний естественным образом приводит как к снижению конкуренции, так и к трудностям в получении новой информации», — говорит Сергей Щеглов, руководитель отдела ИБ компании Getmobit. Из-за ограничений или запретов на доступ к зарубежным сервисам, базам знаний или диагностическим программам российские ИТ-специалисты вынуждены самостоятельно искать информацию в Интернете, например, на англоязычных форумах. Денис Суховей, руководитель отдела развития технологий компании Aladdin R.D. Денис Суховей также отметил трудности, с которыми сталкиваются российские ИТ-специалисты при получении сертификатов от крупных зарубежных компаний.
Почему это не критично
«Давайте будем реалистами: сертификаты от Cisco, IBM, HP, HP, Juniper и других компаний рассматривались не как реальное «повышение» квалификации, а скорее как «карьерная ступенька», — продолжает Суховей, — Их наличие увеличивало шансы найти работу в иностранной компании, что сегодня уже не актуально.»
Жучков считает, что в ближайшие три-пять лет потеря опыта работы с проприетарными решениями зарубежных компаний не станет серьезной проблемой для российских ИТ-специалистов, ориентированных на местный рынок. Клиенты будут продолжать использовать текущие версии систем в течение длительного времени.
В краткосрочной перспективе, примерно через два-три года, опыта и потенциала российских специалистов будет достаточно для замещения импорта, считает Дмитрий Кичко, генеральный директор компании «Эдит Про». По его словам, по истечении этого периода отечественные специалисты уже приобретут новый, уникальный опыт работы с разработками коренных народов.
«Процесс перехода на отечественные продукты начинается, и экспертиза по зарубежным решениям со временем будет утрачена», — продолжает Игорь Десятников, технический директор компании ISPsystem: «Вопрос в том, насколько это необходимо при существующих данных в России?
Есть Open source
С другой стороны, эксперты сходятся во мнении, что в области разработки программного обеспечения все будет наоборот. Для классической разработки на C#, Java и других распространенных языках уход западных провайдеров с рынка не представляет большой проблемы. «Именно здесь российские ИТ-специалисты могут получить важный опыт и развить свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке», — говорит Андрей Шучков.
Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании «Форсайт», согласна с тем, что открытый исходный код будет жить в России долго. «Спрос на программное обеспечение собственной разработки может возрасти, поэтому специалисты могут выиграть от приобретения ноу-хау», — заключает Жучков.
А это значит, что сейчас самое время пересматривать условия контрактов с партнерами — и это, вероятно, положительный момент. Опять же, это было сделано не по доброте душевной, и большинство предпочло бы избежать этого.
Массовый исход. Кого потеряли россияне
После начала специальных военных операций в Украине и санкций мы наблюдаем массовый отток международных компаний из России. Розничные сети закрыли свои магазины, международные консалтинговые компании, производители программного обеспечения и экспедиторы перестали вести дела с российскими компаниями, автопроизводители оставили россиян без машин, производители оборудования и другие прекратили поставки в Россию.
Есть надежда, что некоторые из них вернутся и создадут предложения и диалог с местным рынком. Но есть и те, кто окончательно решил порвать с Россией. Эти компании сожгли свои мосты и закрыли свои российские компании заводов местным конкурентам. Или, как это называют эксперты, они капитулировали — приняли условия покупателей, потому что не видят здесь никаких перспектив.
Пищевики, продавшие заводы в России
- Финская молочная компания Valio. продала свой бизнес в России производителю продуктов питания Velcom Group.
- Финская компания Atria. Продала свой российский бизнес быстрого питания (ООО «Сибилла Рус») Группе «Черкизово».
- Финская компания Fazer. Продажа российского бизнеса по производству хлеба и хлебобулочных изделий (ООО «Хлебный дом») Коломенскому комбинату.
- Финский производитель продуктов питания Raisio (скандинавские каши) продал бизнес компании Kopecker Agro.
- PepsiCo Inc. продала свой бизнес «Вимм-Билль-Данн Напитки» в России, производящий фруктовые и овощные соки, компании «ТК Мультипро». Ожидалось, что компания продаст этот завод в 2021 году.
- Производитель кофе Paulig продал свой завод по обжарке кофе в России топ-менеджеру конкурирующей компании Milagro.
- Немецкий производитель продуктов питания Dr. Oetker (производит ингредиенты и смеси для выпечки, десертов, консервов и замороженной пиццы). Она продала свой завод российской администрации.
- Бельгийская пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev. Она продала свою долю в совместном предприятии AB InBev Efes турецкому партнеру.
Есть и такие производители, для которых еще есть надежда на возвращение на полки магазинов. Это компании, которые либо прекратили производство в России, либо частично/полностью прекратили поставки на рынок:
- Кока-Кола,
- Coca-Cola, PepsiCo,
- PepsiCo, PepsiCo, PepsiCo, PepsiCo, PepsiCo, Unilever,
- PepsiCoopers, PepsiCo, Unilever, Unilever, Heineken,
- PepsiCo, PepsiCo, Heineken, Henkel, Heineken, Heineken, Heineken, PepsiCo,
- Brown-Forman (бренды Jack Daniel’s и Finlandia),
- Харибо,
- Lindt & Sprüngli (бренды Lindor, P&M, Caffarellino, Swiss Classic и Excellence),
- Лавацца,
- Diageo (Johnnie Walker, Captain Morgan, Guinness, Smirnoff и White Horse),
- Nestle.
Новинок меньше, ассортимент беднее
Уход международных производителей продуктов питания неизбежно отразится на российском рынке и покупателях. Во-первых, наибольшее беспокойство рынка вызывает то, что российский рынок потеряет доступ к глобальным центрам исследований и разработок (R&D) в результате удаления международных производителей. Это происходит потому, что все инновации, которые они сейчас видят на полках магазинов, являются ценностью и результатом деятельности глобальных брендов.
«Fazer, например, в своей категории очень активно развивает российскую полку и российский рынок, привозя в российские магазины новые продукты из Финляндии. Они инвестируют до 10% своего оборота в исследования. Для российских компаний не характерны столь высокие инвестиции в исследования и разработки — эта практика просто еще не устоялась. Теперь рынок будет опущен, а россияне останутся без инновационных продуктов», — говорит Роман Калинин, директор агентства Vatel Consulting.
Еще одним негативным последствием является сокращение ассортимента продукции. Потребители заметят это, не сразу, но, вероятно, к концу года. Когда новое российское руководство старых международных компаний начнет оптимизировать свои предложения, исходя из текущей экономической реальности, бедные россияне просто не будут покупать дорогие продукты. Товары сегмента эконом-плюс (чуть дороже) уйдут в минус, а товары сегмента эконом (совсем дешевые) останутся, прогнозирует Михаил Лачугин, независимый консультант по рекламе продуктов питания для торговых сетей и основатель издания «Продукт».