При той же цене сабвуфер все равно не обладает достаточным контролем, поскольку ему необходим запас, чтобы пережить кратковременные пики. С таким запасом бас становится плотнее, быстрее и глубже.
Звук в автомобиле: подбираем усилитель — мощный, но аккуратный
Штатные аудиосистемы — настоящая головная боль для тех, кто привык к качественному звуку. Я уже говорил о возможностях модернизации, сегодня я расскажу об одном из элементов — автомобильных усилителях. Их особенности иногда сильно отличаются от особенностей домашних усилителей.
Я думаю, что было бы ошибкой пропустить эту тему. Существует несколько причин для замены усилителя.
Первый — это выходная мощность. В этом случае он вообще не нужен для объема, или, строго говоря, не только для объема. Обычно в обычных системах используются очень простые усилители и динамики с низким импедансом. Когда мы строим новую систему, совсем не обязательно, чтобы новые колонки хорошо звучали от оригинального усилителя. Например, они могут иметь более высокий импеданс и более низкую чувствительность, и с ними можно устроить настоящий ад. Исключение составляют наушники, которые изначально устанавливались производителями для OEM-модернизации, но, похоже, мы перешли к более серьезным усовершенствованиям и уже оставили эту опцию в прошлом.
Аудиосистемы OEM в основном производятся не самими производителями автомобилей, а сторонними компаниями по контракту с производителями автомобилей. Но не все размещают свой шильдик на передней панели.
Во-вторых, потому что системы разрабатываются с учетом очень строгих требований — как по цене, так и по дизайну. Если они открыто говорят, что, например, Pioneer и Alpine производят аудиокомпоненты для Honda, это может повредить их репутации.
В-третьих, оборудование. Типичный усилитель предназначен для одного варианта системы и не предлагает никаких дополнительных настроек. Что же делать, если мы хотим включить HPF на фронтальных или тыловых каналах просто для развлечения? Что если мы хотим согласовать низкие частоты каналов сабвуфера с динамиками? А если это что-то более серьезное?
Поэтому если вы хотите обновить свою систему, недостаточно просто заменить колонки, вам обязательно нужен новый усилитель.
С чего начать поиск правильного усилителя?
Как всегда, выбор должен быть основан на потребностях. Другими словами, вы начинаете с планирования вашей системы и выяснения того, какой усилитель вам нужен. Просто возьмите лист бумаги и нарисуйте, где вы хотите разместить свои колонки.
Решите, как вы хотите подключить колонки: с пассивными кроссоверами или на канал с активным разделением полос. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, но это тема для отдельного обсуждения. Пока хочу отметить, что первый вариант проще, а второй предлагает больше возможностей для настройки и «смешивания» диапазонов. В зависимости от выбранного варианта мы подбираем усилители с необходимым количеством каналов и функциональностью.
Аудиосистема может быть довольно сложной. Усиление на канал с активными делителями и процессорами является обычным явлением в автомобильных системах высокого класса.
На этом этапе рассмотрите, каким будет источник в системе. Если это головное устройство с обычными выходами линейного уровня, это не проблема. Если вы имеете дело с заводским головным устройством, вы почти всегда ищете решение. Более подробно я уже освещал эту тему в статье «Звук в автомобиле: как сделать заводскую стереосистему лучше», сейчас я лишь упомяну часть, касающуюся подключения усилителей.
Таким образом, существует несколько вариантов. Самое простое — подключиться непосредственно к выходам оригинального усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь высокоуровневые входы в дополнение к обычным входам. Если они недоступны, можно использовать так называемые «высокоуровневые линейные преобразователи».
Входы высокого уровня предусмотрены во многих моделях автомобильных усилителей.
Этот вариант прост, но не всегда практичен. В большинстве случаев штатный усилитель в лучшем случае корректирует сигнал, в худшем — вынужден довольствоваться многополосным усилением. В этом случае единственный способ «зацепить» исходный сигнал — использовать специальный процессор и подключить к нему усилитель. Также сюда включены варианты обычных систем с шиной MOST, из которой с помощью специального адаптера можно «вытянуть» SPDIF или аналоговые сигналы.
Поскольку эти сложные системы становятся все сложнее, неудивительно, что на рынке появляются усилители с интегрированными процессорами. Но в будущем об этих устройствах станет известно больше.
Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?
Сам усилитель на самом деле не представляет собой ничего особенного. Единственное отличие заключается в том, что здесь устройство питается не от 220 вольт, а от 12-вольтовой бортовой сети. На мой взгляд, есть два основных отличия.
Импульсный источник питания занимает значительное пространство внутри усилителя.
Во-первых, большинство автомобильных усилителей обладают гибкостью в плане подключения: они предлагают как обычное подключение нагрузки, так и байпас на пару каналов. Это позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения колонок, но и для подключения сабвуферов. Последние еще более «прожорливы» в плане мощности. Самый простой вариант, который с полным основанием можно назвать классическим, — это 4-канальный усилитель, из которых два канала работают на фронтальные колонки, а два других подключены к сабвуферу через мост.
Схема с 4-канальным усилителем, работающим на передние динамики и сабвуфер, считается классической автомобильной аудиосистемой.
Второе основное различие между автомобильными и домашними усилителями — это оборудование. Большинство домашних усилителей являются чистыми «оконечными устройствами». В автомобиле, с другой стороны, фильтры, по крайней мере, должны использоваться.
Например, такая же простая схема с четырехканальным усилителем, к которому подключены фронтальные колонки и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для передних НЧ/СЧ-динамиков устанавливается в дверях. Это означает, что глубокие басы должны быть ослаблены, и для этих каналов необходим ВЧ-фильтр. Сабвуфер, с другой стороны, не должен подпевать, а значит, для этих каналов нужен LPF. Оптимальная частота соединения динамика с сабвуфером обычно находится в диапазоне от 50 до 100 Гц, что несколько ниже, чем обычное разделение в домашних системах. Пассивное расщепление здесь не работает, намотать катушки размером с запасную шину невозможно. С другой стороны, активное расщепление — это нормально. По этой причине активные фильтры низких и высоких частот всегда входили в минимальную комплектацию усилителя. В основном регулируемые, но есть и фильтры с фиксированной частотой.
Регулируемые фильтры низких и высоких частот присутствуют в подавляющем большинстве автомобильных усилителей.
И это еще не все. Например, если вы хотите управлять колонками с активным разделением, усилитель должен иметь фильтры с более широким диапазоном регулировки. Некоторые старые модели даже оснащены тумблерами фильтрации. JL Audio тоже так делала. И так далее, пока вы не добавите к усилителю встроенный процессор и не превратите его в настоящую «звуковую комбинацию».
Модель имеет встроенный фильтр низких частот с диапазоном от 40 до 240 Гц и регулятор частоты низких частот. Коэффициент искажений составляет 0,5 %, что очень хорошо для усилителей класса D.
Как выбрать усилитель в машину
Прежде чем выбрать усилитель для сабвуфера, необходимо рассмотреть, чем они отличаются и какие усилители подходят для вашего сабвуфера.
Усилители обычно классифицируются по следующим критериям:
- Текущий
- Количество каналов
- Цена
Мощность
Мощность является решающим фактором при выборе усилителя, и от правильного выбора зависит качество звука и долговечность колонок.
Я часто слышал мнение, что мощность усилителя не должна превышать мощность сабвуфера, чтобы он не сгорел — это НЕ так!
Помните правило: слишком много энергии лучше, чем слишком мало.
Сабвуфер сгорит гораздо быстрее, если ему не хватает мощности и он страдает от искажений (клиппирования).
При той же цене сабвуфер все равно не обладает достаточным контролем, поскольку ему необходим запас, чтобы пережить кратковременные пики. С таким запасом бас становится плотнее, быстрее и глубже.
Однако не следует впадать в крайности, а руководствоваться принципом разумной адекватности; в конечном итоге все зависит от того, насколько максимальное качество звука требуется. Для получения более подробной информации смотрите видео в конце статьи.
Изучая технические характеристики оборудования, не обращайте внимания на причудливые цифры, такие как 1000 Вт и т.д.; чем больше цифры, тем дальше они от истины.
Сосредоточьтесь на значении среднеквадратичного значения. Многие путают его с номинальной мощностью, но на самом деле RMS — это максимальная (ограниченная) синусоидальная мощность, при которой усилитель или колонки могут работать в течение часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Но мы не хотим увязнуть в определениях, тем более что этот параметр будет служить верным ориентиром при выборе.
При оценке среднеквадратичных значений важно учитывать, для какого импеданса предназначен усилитель и поддерживает ли он вообще нужный импеданс (подробнее об импедансе здесь).
Количество каналов
Моноблок
Одноканальный усилитель, созданный специально для работы с сабвуфером, имеет только один канал и отличается более высокой мощностью, иногда в ущерб качеству звука. Выбирайте его, если вам нужны громкие басы.
Двухканальный усилитель
Существует мнение, что двухканальный усилитель, работающий с мостом (подробнее о мостовой схеме), звучит лучше, чем монофонический усилитель. Стоит выбрать его в качестве отдельного усилителя для сабвуфера, если вы хотите получить «лучший звук», возможно, в ущерб мощности или бюджету.
Четырехканальный усилитель
Можно подключить сабвуфер к четырехканальному усилителю, а оставшуюся пару каналов использовать для акустики (например, для подключения средних и высоких частот через кроссовер), тем самым закрыв всю звуковую систему одним усилителем. Но такой усилитель с мощностью, достаточной для нормального сабвуфера, стоит дорого.
Пятиканальный усилитель
Этот усилитель имеет отдельный канал для сабвуфера и может усиливать всю систему на канал (отдельный канал для каждого динамика) в системе с двумя динамиками и сабвуфером. Это жизнеспособное решение, но оно не подходит для сильных и громких басов, поскольку форм-фактор «все в одном» не позволяет разместить большие грузы. Но если у вас нет громкой и тихой системы, вы вполне можете остановиться на одной из них, хотя выбор педалей довольно незначителен.
Как бы нам ни хотелось видеть что-то другое, упрямый закон «лучше-дороже» действует и на рынке автомобильного аудио; исключения есть, но они довольно редки. По этой причине вы не можете обмануть и получить лучшее качество по плохой цене.
Чтобы понять, в каком ценовом диапазоне следует выбирать усилитель для сабвуфера, помните, что звуковая система звучит настолько хорошо, насколько хорош ее самый слабый компонент. Другими словами, сильные стороны одного компонента не могут компенсировать слабые стороны другого. То есть, если у вас есть усилитель за 100 000 рандов и сабвуфер за 3 000 рандов, эта комбинация будет хорошо звучать и за 3 000 рандов, поэтому баланс и правильное распределение бюджета всегда важны. Так что все зависит от вашего «аппетита».
Как же узнать, какой из них правильный? Где лежит истина? Прежде чем сделать правильное заявление, я хотел бы обратить внимание читателя на следующее:
Часто производители пытаются показать, что их продукт лучше, чем он есть на самом деле. Они могут написать на коробке нереальные данные. Но когда мы смотрим на руководства, мы обнаруживаем, что там не так много функций, потому что обычно нечем похвастаться. Но даже с этим небольшим списком мы можем сделать правильный выбор.
Мощность
В настоящее время при выборе сабвуфера люди в основном смотрят на мощность, так как считают, что чем мощнее устройство, тем лучше. Это не совсем верно. Давайте узнаем, на какую мощность вам следует обратить внимание.
MAX обычно указывается производителями повсеместно, и эти цифры даже не являются реалистичными. Например, 1000 или 2000 Вт, и по небольшой цене. Но это, мягко говоря, ложь. Этот показатель мощности и близко не стоит. Максимальная мощность — это мощность, при которой колонка может играть, но только в течение короткого времени. Будет наблюдаться ужасное искажение звука. К сожалению, задача сабвуфера в этом режиме ─ не качество звука, а просто пережить несколько секунд.
Номинальная мощность (RMS) Следующая рассматриваемая нами мощность, номинальная мощность, в руководствах также называется RMS. Это мощность, при которой искажение звука минимально, и динамик может играть долгое время без ущерба для себя. Как бы странно это ни звучало, но если сравнить, например, сильный и слабый сабвуфер, то слабый сабвуфер может играть громче, чем сильный. По этой причине мощность не является самым важным показателем. Важно то, сколько энергии потребляет колонка, а не то, насколько громко она играет.
Когда вы покупаете пассивный сабвуфер, громкость и качество его звучания напрямую зависят от того, правильно ли вы подобрали для него усилитель. Чтобы избежать покупки сабвуфера, но не подходящего усилителя, рекомендуем прочитать статью «Как выбрать усилитель для сабвуфера».
Чувствительность
Чувствительность ─ это отношение между площадью конуса и ходом конуса. Чтобы громкоговоритель играл громко, ему нужен большой диффузор и длинный ход. Но часто производители делают огромный конус, внушительный обод. Люди думают, что колонка с большой амплитудой играет громче, но на самом деле она уступает колонкам с большим диффузором. Не стоит отдавать предпочтение сабвуферам с большой губой, уступая маленькой губе, потому что динамик с большим диффузором имеет более высокую мощность. Поэтому большая губа — это хорошо, но площадь рассеивания гораздо полезнее.
Это измеряется следующим образом. Вы берете громкоговоритель, размещаете микрофон на расстоянии одного метра от него и подаете мощность 1 Вт непосредственно на громкоговоритель. Микрофон записывает это значение, например, для сабвуфера это может быть 88 Дб. Если мощность ─ это потребление, то чувствительность ─ это мощность самого сабвуфера. Удвоение мощности увеличивает чувствительность на 3 децибела, разница в 3 децибела считается удвоением громкости.
Размер динамика
Следующее, на что следует обратить внимание, когда вы отправляетесь в магазин, — это размер динамика сабвуфера. Большинство динамиков имеют диаметр 8″ (20 см):
- 8″ (20 см).
- 10″ (25 см),
- 12″ (30 см),
- 15″ (38 см),
Наиболее распространенный диаметр — 12 дюймов, что является золотым сечением. Преимуществом маленького динамика является высокая скорость воспроизведения низких частот, а небольшой объем динамика помогает сэкономить место в багажнике. Но есть и недостатки ─ трудно играть глубокие басы. Он имеет более низкую чувствительность, поэтому работает тише. В таблице ниже показано, как различается производительность в зависимости от размера.
Характеристики | 8 дюймов (20 см) | 10 дюймов (25 см) | 12 дюймов (30 см) |
---|---|---|---|
Среднеквадратичная мощность | 80W | 101 ватт | 121 ватт |
Чувствительность (1 Вт/1 м) | 87 дб | 88 дб | 90 дб |
Здесь мы можем ориентироваться на ваши музыкальные предпочтения. Допустим, вам нравится разная музыка. В этом случае вам стоит обратить внимание на 12-дюймовый сабвуфер. Если у вас не так много места в багаже и вы слушаете только клубную музыку, возможно, стоит приобрести 10-дюймовый аппарат. Если вы предпочитаете, например, рэп или музыку с большим количеством басов, и место в багажнике позволяет, лучше выбрать 15-дюймовый сабвуфер ─ у него самая высокая чувствительность.
Вид короба (акустическое оформление)
Далее мы можем визуально определить, как будет играть сабвуфер, посмотрев на тип корпуса и материал, из которого он сделан. Наиболее распространенными коробками, которые можно найти в магазине, являются:
- Закрытый ящик (ZF),
- ZF (ЗФ),
- Bandpass (BP).
- Рассмотрим преимущества закрытой коробки. Он имеет самый компактный размер, быстрый и чистый бас, минимальную задержку звука. Из недостатков — самая тихая конструкция. Теперь поговорим об установке сабвуфера в различных вариантах установки. Если у вас универсал или хэтчбек, вы можете установить 10, 12 или 15 дюймов без разницы. Если у вас седан, не рекомендуется устанавливать 10-дюймовый динамик в закрытый ящик, вы будете только слышать его. Мощность коробки очень низкая, 10 — тихая, и в целом вы не получите ничего интересного.
- Следующим вариантом, который часто встречается, является фазовый преобразователь ─. Это коробка, в которой есть прорезь или отверстие. Он играет в 2 раза громче, чем закрытый ящик, и имеет на порядок большие размеры. Однако в реальности качество звука уже не такое чистое, а больше похоже на шум. Тем не менее, это лучший выбор, который подходит для любого тела. Фазоинвертор ─ это громко, задержки находятся в пределах нормы, своего рода золотая середина.
- Полоса пропускания ─ это конструкция, в которой динамик спрятан в коробке. Обычно он изготавливается из красивого оргстекла. Он имеет тот же размер, что и рефлекторная коробка, но обладает самой высокой эффективностью. Если вы хотите получить максимальную отдачу от колонок, лучше всего приобрести полосовые колонки. Однако у него есть и недостатки, а именно ─ он имеет самую медленную запись. Этой колонке трудно воспроизводить быструю клубную музыку, она будет медленной.
Для тех, кто хочет провести сравнение динамиков, т.е. мощности, площади подключения и других показателей, читайте эту статью о том, как динамик влияет на звук.
Вариант 2 — пассивный сабвуфер. Все немного сложнее. Вы получаете только динамик и коробку. На заводе рассчитали, собрали коробку и вкрутили динамик. Усилитель и кабели выбираете вы.
Одноканальные модели усилителей
Pioneer GM-D9601
Усилитель, который может использовать все преимущества вашего сабвуфера. Несмотря на компактные размеры, это одноканальная модель, к которой можно легко подключить четыре сабвуфера.
- Пиковая мощность: 1600 Вт на 2 Ом, 1000 Вт на 1 Ом.
- Номинальная мощность: 500 Вт (на 4 Ом) и 800 Вт (на 2 Ом).
Модель имеет встроенный фильтр низких частот с диапазоном от 40 до 240 Гц и регулятор частоты низких частот. Коэффициент искажений составляет 0,5 %, что очень хорошо для усилителей класса D.
Модель оснащена защитой от короткого замыкания.
Единственный недостаток — цена усилителя: от 10 до 14 тысяч рублей.
Pioneer GM-D8601
Это небольшая модель класса D. Основное отличие от конкурирующих моделей — примененная электронная схема, благодаря которой устройство имеет низкий выходной импеданс и характеризуется высокой стабильностью.
К этой модели можно подключить до четырех сабвуферов.
- Пиковая мощность: 600 Вт при 3 Ω, 1 000 Вт при 2 Ω.
- Номинальная мощность: до 300 Вт при 3 Ω и до 500 Вт при 2 Ω.
Иногда говорят, что очень высокий уровень гармонических искажений является недостатком, но это не объективный подход, поскольку данная модель предназначена для подключения к сабвуферу и ее цель — воспроизводить громкий звук, а не обращать внимание на чистоту гармоник.
Реальные недостатки — отсутствие резонанса и радиаторов. Стоимость модели — от 8,5 до 10,5 тысяч рублей.
Лучшие не дорогие автомобильные усилители
ACV LX-2.60
Это модель класса AB с двумя каналами. С его помощью можно легко оптимизировать аудиосистему в автомобиле. «ACV LX-2.60» можно подключить к двум колонкам или сабвуферу через мостовое соединение.
При воспроизведении музыки отсутствуют искажения и шумы, мешающие наслаждаться любимой песней. Поскольку ACV LX-2.60 имеет встроенный кроссовер, низкие частоты отфильтровываются, и звук становится сбалансированным. Это позволяет пользователю регулировать низкие частоты с помощью пульта дистанционного управления. Имеется также функция стереоразделения. Это предотвращает или минимизирует искажения во время использования.
Минимальная частота звука в «ACV LX-2.60» составляет 30 Гц, а максимальная — 30000 Гц. Максимальная мощность изделия составляет 500 Вт. Корпус ACV LX-2.60 изготовлен из алюминия. Это позволяет изделию легко рассеивать и отводить тепло, так что вам не придется беспокоиться о перегреве. ACV LX-2.60 имеет размеры 22*21*5,3 см и может быть установлен как в багажнике, так и под полом или за задним сиденьем.
Средняя стоимость составляет 2 800 рублей.
- Прочный корпус,
- Компактный размер,
- Управление басами,
- Чистый звук.
Swat M-2.65
Эта модель идеально подходит для тех, кто хочет наслаждаться громкой музыкой. Эта двухканальная модель имеет линейный выход, а также фильтрацию низких и высоких частот. А поскольку «Swat M-2.65″ относится к классу AB, пользователь не заметит никаких искажений или шумов. Swat M-2.65» воспроизводит частоты в диапазоне от 10 Гц до 20 000 Гц и имеет максимальную мощность 320 Вт.
Звуковая система «Swat M-2.65» может быть установлена в любом автомобиле, причем этот процесс не занимает много времени и не требует дополнительных знаний, так что установить устройство может любой человек. Производитель использовал здесь не только лучшие материалы, но и современные технологии. «Сват М-2.65» защищен от перегрева, короткого замыкания и перегрузки. По этой причине такое устройство прослужит своему владельцу долгие годы.
Средняя стоимость составляет 3200 рублей.
- Компактный размер,
- Наличие функции частотной фильтрации,
- Способность усиливать басы,
- Прочная и надежная конструкция.
Лучшие двухканальные автомобильные усилители
Он используется для классических стереоколонок, если необходимо подключить 4 колонки, лучше использовать подходящий усилитель. Второе применение — подключение сабвуфера к мостовой схеме.
JBL STAGE A6002
Самый дорогой усилитель в линейке, хотя это единственное устройство класса D, т.е. цифровое устройство. Он работает практически без помех от источника питания. Бренд заслуживает уважения и гарантирует высокую надежность.
- Компактный размер: может быть установлен незаметно,
- современные технологические схемы,
- практически не нагревается под нагрузкой,
- хорошая электронная защита.
- Уровень низких частот недостаточен для сабвуфера.
KENWOOD KAC-PS702
Элегантный внешний вид: можно разместить открыто, «на показ». Учитывая название бренда, цена более чем доступна. Для улучшения качества звука в схему встроен фильтр низких частот 80 Гц.
- Оптимальные заводские настройки,
- правильное разделение силовых и звуковых цепей,
- хорошо выраженные высокие частоты,
- Фактическая мощность при подключении 2-омных динамиков еще выше, чем указано.
- При мостовом соединении (для сабвуферов) увеличение мощности незначительно.
Pioneer GM-A3702
Несмотря на аналоговую классификацию AB, усилитель самостоятельно распознает режим входного сигнала. Это стабильная колонка среднего диапазона с хорошим запасом мощности. Низкий уровень гармонических искажений под нагрузкой: всего 0,05%.
- Детальный, чистый звук,
- Прочные, надежные зажимы для акустических кабелей,
- Отличное звучание сабвуфера при соединении в мост,
- легко справляется с низкими частотами.
- Сильно нагревается, не подходит для скрытого монтажа.
Sony XM‐N502
Высокая производительность с минимальными искажениями. Хорошая чувствительность: усиливает сигнал на частоте 5 Гц. Конструкция корпуса хорошо продумана с точки зрения вентиляции.
- Отличные характеристики для такой цены (500 Вт в мостовой схеме),
- Плоский шкаф с красивым дизайном,
- Высококачественная конструкция,
- хорошо защищенные входы.
MYSTERY MK-2.80
Недорогой выбор для интерьера небольшого автомобиля. Простая установка: в комплект поставки входят подробные инструкции для неопытных пользователей. Оснащен необходимыми настройками в корпусе.
- Самая низкая цена в этой категории,
- С помощью детальных настроек вы сможете добиться идеального звучания,
- Хороший фильтр низких частот: 40 Гц,
Давайте сначала рассмотрим этот вопрос. Многие люди хотят, чтобы их музыка звучала громко в автомобиле. Для этого, конечно, необходим усилитель, который вдохнет новую жизнь в звучание автомобиля, независимо от того, достаточно ли хорош основной блок.
Типы усилителей
Как правильно выбрать усилитель для сабвуферов
Как вы знаете, существует несколько типов усилителей:
- Монофонические усилители, которые предназначены для сабвуфера,
- Одноканальные сабвуферы предназначены для сабвуфера. Такой усилитель необходим, если в вашем автомобиле не используются задние колонки, а только передние. В этом случае 2-канальный усилитель, усиливающий только одну пару колонок, будет наиболее экономичным и практичным выбором,
- 3-канальные усилители — это вариант, если в вашем автомобиле есть и сабвуферы, и фронтальные колонки,
- 4-канальный усилитель усиливает всю акустическую систему, включая задние динамики, а также сабвуфер.
Какой усилитель выбрать для сабвуфера
Самым сложным для усиления динамиком является сабвуфер. Именно поэтому сегодня существует так много высококлассных усилителей для сабвуфера. Они специально разработаны для усиления сабвуферов. Вот что вам нужно знать, если вы хотите улучшить звучание вашего сабвуфера:
- 1-канальные усилители или моноусилители способны работать с широким диапазоном импедансов. Такие устройства имеют специальные регуляторы тембра и отдельные фильтры, чтобы громогласные басы звучали с полной силой,
- 2-х и 4-х канальные «усилители» также способны усиливать сабвуфер, но не могут справиться с эффектом низкого импеданса. Они быстро перегреваются, как только сабвуфер начинает играть на полную мощность.
Согласование усилителя с сабвуфером
Идеальным усилителем для сабвуфера, способным обеспечить сбалансированное звучание, является усилитель со следующей номинальной мощностью: 50-200 Вт.
Примечания. Важно знать импеданс усилителя и сабвуфера. В противном случае покупка такой колонки будет пустой тратой денег, так как она не может быть интегрирована в колонку из-за отсутствия соответствия. Он все еще работает, но постоянно перегревается.
Три мнения
Какой усилитель необходим для сабвуфера?
Есть еще несколько важных моментов, которые вам следует учитывать. Обычно у неспециалистов есть три мнения о том, каким должен быть усилитель, чтобы без проблем интегрировать колонку:
- Устройство должно быть слабее динамика (это защищает сабвуфер от перегрузки),
- Мощность двух устройств должна быть одинаковой,
- Усилитель должен быть более мощным.
Выбор усилителя для сабвуфера
Как же узнать, какой из них правильный? Где лежит истина? Прежде чем сделать правильное заявление, я хотел бы обратить внимание читателя на следующее:
- Необходимо определить номинальный импеданс сабвуфера,
- Усилитель должен быть способен работать при таких нагрузках,
- Значение «мощность» — это номинальная стоимость. На техническом языке эта мощность обычно обозначается как среднеквадратичная.
Среднеквадратичное значение для сабвуфера — это всегда мощность, которую он может выдержать без изменения своих параметров. Для усилителя это максимальная мощность, которую он может выдержать. Давайте теперь рассмотрим обоснованность этих трех мнений:
- Усилитель, который слабее сабвуфера, — это очень плохо. Это, конечно, заблуждение, и у нас нет выбора. Мы немедленно удалим его,
- Одинаковое значение мощности также не применяется. Как правило, RMS усилителя устанавливается на напряжение 14,4 В при самоходном устройстве. Поддерживать такое напряжение на выходах усилителя в реальных условиях практически невозможно, особенно с учетом подключения фар, стеклоочистителей, охладителей и т.д. Поэтому усилитель с той же мощностью, что и сабвуфер, переходит в режим перегрузки и никогда не достигает значения RMS. В этом случае перегрев звуковой катушки практически неизбежен,
- Третья точка зрения предполагает, что мощность усилителя должна быть выше. Действительно, так и должно быть. Скажем больше — усилитель должен быть в полтора, а то и в два раза мощнее.
Примечания. Конечно, у этого варианта есть свои недостатки. Например, если вы переусердствуете, слушая инфракрасную музыку на высокой громкости и периодически доводя звук до предела, ни одна колонка, какой бы хорошей она ни была, не прослужит долго.
Выбор усилителя на основе производительности
Более подробную информацию об интеграции сабвуфера с усилителем смотрите в видео и фотогалерее. Если вы приобрели усилитель (см. «Как подключить усилитель и сабвуфер к автомобильной магнитоле: решение «сделай сам»») и установил его правильно, вы можете сделать это самостоятельно, если у вас есть инструкция. Цены на усилители могут быть разными, так как зависят от конкретной модели и производителя.
Григорий любит автомобили с детства, и когда, будучи подростком, он самостоятельно подключил автомобильную рацию к отцовскому Neungang, он понял, что мотоциклы станут его профессией, его хобби, его призванием.
Такая система полезна, когда обычное автомобильное радио не способно воспроизводить сильную акустику. Другие преимущества (отдельная регулировка громкости сабвуфера, его частоты среза и т.д.) не предусмотрены.
Бас – на выход!
При выборе сабвуфера следует также обратить внимание на то, какие гнезда имеет усилитель вашей системы. Если у него нет выхода предусилителя, вам определенно следует поискать модель с высокоуровневыми входами — они есть не у всех. Но почти каждый сабвуфер имеет линейные входы.
Вход LFE предназначен для подключения к AV-ресиверу или кинопроцессору. На него подается басовый сигнал, записанный специально для звуковой дорожки, который эти устройства выделяют в отдельный канал при декодировании.
Если ваши колонки находятся в минималистичной системе с одним электронным компонентом, таким как сетевой или стереоресивер, он может иметь выход для сабвуфера.
Итак, вы купили его и забрали домой. Инструкция по эксплуатации расскажет вам, как подключить его и как использовать все элементы управления, кроме самых распространенных: Объем и кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер Кроссовер. Теперь сабвуфер должен быть подключен к усилителю и настроен.
Найдите «частотный диапазон» в списке технических характеристик колонок. Первое число — это порог. Обычно она установлена н а-3 дБ, поэтому установите эту частоту или немного ниже в настройках, вероятно, обозначенных как Crossover. В процессе настройки вы можете слегка приподнять его, если это необходимо. И установите громкость на более низкий или чуть более высокий уровень.
Человеческое ухо не способно определить источник низкочастотного звука, издаваемого сабвуфером, поэтому место расположения можно выбрать совершенно произвольно. Однако помещение может регулировать свое звучание. Размещение сабвуфера в углу увеличит его громкость, а размещение в центре комнаты даст наименьший эффект. Также следует обратить внимание на конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и где он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если таковой имеется.
Приближение к стене сзади или сбоку увеличит громкость сабвуфера, а если порт его отражателя выходит назад, то размещение его вплотную к стене вызовет дополнительное увеличение уровня на его резонансной частоте, что приведет к окрашиванию басов. Однако в меньшей степени этот эффект присутствует в любом сабвуфере с фазовращателем в настенном сабвуфере.
Есть еще один важный фактор: расстояние до розетки — достаточно ли длинный кабель.
Начните с позиции примерно вровень с вашей стереопарой, желательно на расстоянии одной трети размера комнаты от стены, и приготовьтесь к настройке.
Играйте музыку, желательно записанную в естественных условиях, а не на синтезаторе. Затем включите регулятор громкости и любые дополнительные настройки сабвуфера, такие как эквалайзер или DSP, и медленно перемещайте его по комнате, чтобы добиться наилучшего звучания.
Вы должны стремиться к большей и как можно более «воздушной» сцене, тяжелым ударам большого барабана с хорошо выраженной атакой, упругому и звонкому вокалу контрабаса и другим подобным эффектам, которые доказывают, что трифон настроен правильно. Самое главное, что сам сабвуфер «исчезает» в звуковой сцене, т.е. его не должно быть слышно. Если он определен как источник, значит, что-то пошло не так, и поиск наилучшего звучания необходимо продолжить, найдя оптимальное положение и используя весь арсенал доступных настроек.
Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к нему стоит стремиться. Пусть она звучит комфортно, и не расстраивайтесь, если она звучит не так, как вы хотите. В конце концов, это ваша система, и вы должны иметь возможность наслаждаться ею.
Примечания. Хорошим решением для модернизации существующей стереосистемы является установка заводского усилителя. Обычно это заводские автомагнитолы, разработанные специально для конкретного автомобиля.
Технические характеристики
При выборе модели сабвуфера в магазине вы можете либо полагаться на средние рекомендации, либо ориентироваться на любимую музыку или знакомое звуковое окружение в фильмах. Отбор осуществляется по следующим параметрам:
- Диапазон частот не должен быть указан выше 160 Гц. На практике верхний предел частоты будет выше. Однако среднее значение при указанном значении не должно превышать 200 Гц, что считается нормальным значением,
- Параметр частоты среза определяет полосу пропускания, выше которой сигнал сильно подавляется. Идеально выбрать модель с регулируемой частотой. Изделия с фиксированным порогом, который не регулируется, должны характеризоваться заданной частотой среза 160-200 Гц,
- Звуковое давление — этот параметр является хорошим показателем пути диффузора динамика. Он указывает на максимальную громкость, но не обязательно напрямую связан с производительностью сабвуфера,
- Чувствительность отвечает за скорость, с которой система реагирует на сигнал. Чем выше этот параметр, тем проще управлять усилителем. Существует и обратное правило: высокое значение чувствительности означает, что динамик реагирует на шумы и помехи. Качество звука страдает, особенно если источником является плеер, который декодирует MP3 или другие сжатые файлы. Нормальная настройка для сабвуфера в автомобиле составляет 90 дБ, для домашней системы — от 100 до 150 дБ.
- Другие важные параметры — это диаметр динамика в миллиметрах и электрическое сопротивление системы. Первый очевиден: чем больше диафрагма, тем больший воздушный поток она испускает. Обратите внимание на электрическое сопротивление сабвуфера, если он будет подключен к динамикам. Желательно, чтобы параметры имеющихся колонок и выбираемого изделия совпадали.
Наконец, выбирается дизайн. Следует помнить, что подводные басовые инверторы относительно недороги и не очень сложны. Однако закрытые и полосовые системы нужно выбирать с умом, ориентируясь на результат и обладая большими знаниями. Или вы можете воспользоваться помощью экспертов.
Лучшие фирмы производители
Назвать лучших производителей сабвуферов довольно сложно. В силу своей природы эти устройства предназначены для конкретных применений. Поэтому компания, производящая сабвуферы для сцены или модели для концертов, может вообще не предлагать продукцию для домашнего пользователя. Однако назвать интересных фаворитов относительно легко.
- Cabasse — это компания, которая производит как сценическую продукцию, так и сабвуферы для домашнего использования. Ярким примером продукта из последней категории является Saturn 55, который представляет собой настоящего монстра. Шкаф весит почти 200 кг, имеет рабочий объем 500 литров и вес динамика 27 кг. Несмотря на свою огромность (включая элегантную металлическую отделку на передней панели), устройство прекрасно сбалансировано. При максимальной громкости легкий стальной штырь в верхней части корпуса даже не двигается.
- Ямаха. Продукция этой компании стоит дорого. Тем не менее, производитель является мировым лидером в разработке систем с идеальным звучанием. Имеются активные и пассивные сабвуферы. Его электронные схемы являются эталоном качества и минимального искажения сигнала.
- Пионер. Бренд с долгой историей подъема и спада популярности. Однако одно не изменилось: Компания имеет огромный опыт в разработке систем преобразования аудиосигналов. Ассортимент продукции включает все типы подлодок, как для частного, так и для профессионального использования.
- Последним дополнением к списку лучших является бренд JBL от компании HARMAN. Более 70 лет компания занимается разработкой акустики и аудиоэлектроники. Сегодня в ассортименте выпускаемых моделей можно найти сабвуфер любого типа.
Как выбрать девайс
Это может показаться странным, но самое сложное в выборе сабвуфера — это покупка его для домашнего использования. На это есть много причин:
- Необходимо учитывать ограниченный объем помещения, отражения от стен и близкое расстояние до слушателя,
- Чтобы идеально подобрать сабвуфер к существующей акустической системе, необходимо рассчитать его мощность,
- Для аудиофилов также важна настройка фазы сигнала и других параметров для достижения действительно идеального звучания.
Чтобы помочь выбрать лучшую модель, можно дать несколько советов.
- Для небольшой комнаты площадью до 20 кв. м целесообразно приобрести закрытый сабвуфер. Он почти не искажает звук и не создает резких воздушных бросков. В комнате средних размеров подводный басовый излучатель звучит хорошо. Кроме того, это менее затратно, чем другие решения. А для большой комнаты, с определенной толщиной кошелька, целесообразно приобрести пучковую или кластерную модель.
- Мощность сабвуфера должна как минимум в полтора раза превышать суммарную мощность фронтальных колонок домашнего кинотеатра. Желателен двойной запас хода. Таким образом, динамик не нагружается до предела, и звук передается без искажений. Например, для 50-ваттной колонки рекомендуется приобрести сабвуфер мощностью 150 Вт и более.
- Расположите сабвуфер так, чтобы волны после отражения от стены как можно меньше накладывались друг на друга. Идеальное положение для этого — под углом. В этом случае волна, отраженная от стен, имеет наименьшую задержку по отношению к основному фронту колебаний, формируемому устройством.
- Импеданс или электрическое сопротивление сабвуфера является важным параметром при покупке пассивной модели. Она должна совпадать с соответствующей характеристикой других динамиков для обеспечения правильной работы усилителя и предсказуемости настроек.
- Сабвуфер должен иметь собственный регулятор громкости. Без этого элемента конструкции очень трудно рассчитать производительность всей системы.
Аудиофилам рекомендуется приобретать сложное оборудование. Сабвуфер должен иметь регулятор частоты среза. В идеале устройство должно иметь возможность регулировки фазового сдвига. С помощью этих функций сабвуфер можно настроить для идеальной работы всей системы.