Самолеты L-39, построенные в Чехословакии в 1970-х и 1980-х годах, продолжают использоваться в учебных подразделениях. Руководство ВВС ожидает, что все они будут заменены на Як-130, который имеет лучшие летные характеристики.
Сколько у России истребителей на вооружении
Современные военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются наиболее мобильной и гибкой частью вооруженных сил. Техника и другие средства, которые в настоящее время развернуты в ВВС, в основном используются для защиты от воздушного нападения и защиты административных, промышленных и экономических центров страны, военных формирований и ключевых целей от нападения противника, для поддержки наземных и морских операций и для нападения на воздушные, наземные и морские формирования противника и их административные, гражданские и военно-экономические центры.
Нынешняя организационная структура ВВС берет свое начало в 2008 году, когда в стране началась реорганизация Вооруженных сил России. В результате были созданы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативному и стратегическому командованиям: Запад, Юг, Центр и Восток. Главное командование ВВС отвечало за планирование и организацию боевой подготовки, перспективу развития ВВС и подготовку командно-начальствующего состава. В 2009-2010 годах был осуществлен переход на двухуровневую систему управления ВВС, в результате чего количество подразделений было сокращено с 8 до 6, а подразделения ПВО были преобразованы в 11 бригад ПВО. Авиаполки были объединены в общей сложности в 70 авиабаз, включая 25 тактических (фронтовых) авиабаз, из которых 14 являются чисто боевыми авиабазами.
В 2014 году реформа структуры ВВС продолжилась: Силы ПВО были объединены в дивизии ПВО, началось формирование дивизий и полков ПВО. ВВС и Силы противовоздушной обороны были созданы как часть Объединенного стратегического командования «Север».
Наиболее фундаментальная трансформация ожидается в 2015 году: создание нового вида — Воздушно-космических сил — на основе интеграции ВВС (авиация и ПВО) и Сил космической обороны (космические силы, ПВО и ПРО).
Одновременно с реструктуризацией активно обновляется и воздушный флот. На смену предыдущим поколениям самолетов и вертолетов постепенно приходят новые модификации, а также перспективные машины с повышенными боевыми возможностями, летно-техническими характеристиками. Компания продолжила текущие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным системам и начала новые. Началась активная разработка беспилотных летательных аппаратов.
Современный воздушный флот российских ВВС уступает только ВВС США. Хотя точный количественный состав не был официально опубликован, на основе открытых источников можно сделать довольно хорошие оценки. Что касается обновления авиапарка, то, по словам И. Климова из пресс-службы ВВС и Управления информации Министерства обороны РФ, только в 2015 году в рамках гособоронзаказа ВВС России получат более 150 новых самолетов и вертолетов. Среди них новейшие Су-30 СМ, Су-30 М2, МиГ-29 СМТ, Су-34, Су-35 С, Як-130, Ил-76 МД-90 А, а также вертолеты Ка-52, Ми-28 Н, Ми-8 АМТШ/МТВ-5-1, Ми-8 МТПР, Ми-35 М, Ми-26, Ка-226 и Ансат-У. Со слов подполковника А. Зелина, бывшего главкома ВВС России, общая численность личного состава ВВС в ноябре 2010 года составляла около 170 тысяч человек (из них 40 тысяч — офицеры).
Вся авиация ВВС России как часть Вооруженных Сил подразделяется по своему назначению и задачам:
Дальняя (стратегическая) авиация
Дальняя авиация является инструментом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и служит для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является частью триады стратегических ядерных сил.
В мирное время его основной задачей является сдерживание (в том числе ядерное) потенциального противника, в военное — максимальное ограничение военного и экономического потенциала противника, нанесение ударов по ключевым военным объектам и нарушение государственного и военного управления.
Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и расширение оперативных возможностей для выполнения задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет модернизации самолетов путем продления сроков их эксплуатации, закупки новых самолетов (Ту-160 М) и создания перспективного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.
Основное вооружение самолетов дальнего действия — управляемые ракеты, как ядерные, так и обычные:
- Стратегические крылатые ракеты большой дальности X-55 SM,
- Сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух» X-15 S,
- Тактические крылатые ракеты X-22.
А также свободнопадающие бомбы различного калибра, включая ядерные боеголовки, кассетные бомбы и морские мины.
В будущем планируется вооружить самолеты дальнего радиуса действия высокоточными крылатыми ракетами нового поколения Х-555 и Х-101, которые имеют гораздо большую дальность и точность.
Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации
Ракетные бомбардировщики составляют основу современного парка самолетов дальней авиации ВВС России:
- Агрегаты стратегического ракетоносца Ту-160-16. До 2020 года может быть поставлено около 50 модернизированных бомбардировщиков Ту-160 М2.
- Около 60 стратегических ракетоносцев Ту-95 МС-38 и еще около 60 в запасе. С 2013 года эти самолеты будут модернизированы до уровня Ту-95 МСМ, чтобы продлить срок их службы.
- Дальние бомбардировщики Ту-22 М3 — около 40, еще 109 находятся на хранении. К 2012 году 30 самолетов были модернизированы до Ту-22 М3 М.
В состав ВВС дальнего действия также входят самолет-заправщик Ил-78 и самолет-разведчик Ту-22 МР.
В состав ВВС входят вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ка-226 и «Ансат». Из этого списка Ми-28, Ка-50, Ка-52 и «Ансат» — новые машины. Остальные машины были разработаны в СССР. Следует отметить, что в настоящее время ведется работа по модернизации старых автомобилей.
Стратегическая и Дальняя авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (Энгельс), из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется модернизировать все ракетоносцы.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. В эксплуатации находятся 50 «стратегов», 35 из которых должны быть модернизированы до Ту-95МСМ. Модернизация также включает в себя обновление электронного оборудования самолета. По мнению National Interest, Ту-95 не следует считать «устаревшим», поскольку его основным оружием являются крылатые ракеты Х-101, которые могут самостоятельно атаковать цели с дальностью до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М: Ту-22 предназначен в первую очередь для атаки авианосных групп противника и нарушения морских коммуникаций путем постановки мин. На вооружении ВВС имеется 60 бомбардировщиков этого типа. В настоящее время проводится модернизация до уровня Ту-22М3.
Истребители
Су-35 — многоцелевой боевой самолет поколения «4+», состоящий на вооружении с 2014 года. Самолет соответствует требованиям к истребителям 5-го поколения по всем характеристикам, за исключением технологии стелс. По состоянию на январь 2018 года в составе ВВС России насчитывалось 70 самолетов этого типа. В общей сложности 98 истребителей должны быть поставлены к 2021 году.
Истребитель Су-27. Всепогодный самолет 4-го поколения, находящийся в эксплуатации с 1982 года. На базе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. В 2017 году ВВС располагали 119 самолетами Су-27, более половины из которых прошли серьезную модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для достижения превосходства в воздухе. По состоянию на сентябрь 2018 года на вооружении ВВС России состоит 103 самолета Су-30СМ и 20 Су-30М2. Все эти самолеты были произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый отечественный истребитель, состоящий на вооружении с 1982 года. В 2016 году на вооружении находилось 168 истребителей различных модификаций. Из них более 70 самолетов были модернизированы с 2009 года. Планируется его постепенная замена на МиГ-35.
Сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, поступивший на вооружение в 1981 году. На вооружении ВВС имеется 120 самолетов этого типа. Все самолеты должны быть переоборудованы в МиГ-31БМ к 2020 году, а 10 самолетов переоборудованы для несения сверхзвуковых ракет KINJAL.
Фронтовая авиация
Су-34 — истребитель-бомбардировщик поколения 4+. Боевые возможности самолета позволяют ему выполнять задачи без сопровождения истребителей. Самолет может самостоятельно поражать истребители противника на маневре, совершать налеты и атаковать корабли противника. Первый самолет поступил в эксплуатацию в 2014 году, а по состоянию на август 2018 года в эксплуатации находится 109 самолетов. Ожидается, что со временем эти самолеты заменят все бомбардировщики Су-24.
Су-24 — всепогодный бомбардировщик с изменяемой траекторией полета. Самолет поступил на вооружение советских ВВС.
В настоящее время самолет малопригоден в войне против противника, оснащенного современной техникой.
По меньшей мере 130 бомбардировщиков все еще находятся в эксплуатации и заменяются самолетами Су-34. Ожидается, что все самолеты будут переведены в резерв к 2021 году.
Истребитель Су-25 предназначен для поддержки наземных войск на поле боя. Благодаря высокой защите он может выдерживать огонь переносных ракетных комплексов, малокалиберной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. В 2017 году в составе ВВС России было более 200 истребителей.
Уникальный учебно-тренировочный самолет Як-130, разработанный после распада Советского Союза, поступил в производство и сразу же завоевал репутацию отличного учебного самолета с программой авиамоделирования, по которой проходит переподготовку будущий пилот. Кроме того, есть чешские учебные самолеты L-39 и Ту-134UBL для транспортных пилотов.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав Воздушно-космических сил, решение о создании которых было принято в августе 2022 года. Командование ВВС России возложено на Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, а непосредственное управление — на Главное командование ВВС. Полковник Сергей Суровикин — начальник Воздушно-космических сил России.
Генерал-лейтенант Юдин является начальником ВВС России и заместителем главкома ВВС.
Помимо военно-воздушных сил, в состав ВВС также входят космические войска, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны.
В состав ВВС России входят самолеты дальней авиации, военно-транспортные самолеты и военные самолеты. Кроме того, в составе ВВС имеются войска противовоздушной обороны, ракетные и радиотехнические войска. В составе ВВС России есть собственные силы специального назначения, которые выполняют множество важных задач: Они обеспечивают разведку и связь, участвуют в радиоэлектронной борьбе, спасательных операциях и защите от оружия массового поражения. В состав ВВС также входят метеорологические и медицинские службы, технические подразделения, подразделения поддержки и службы материально-технического обеспечения.
Основу структуры ВВС России составляют бригады, авиабазы и авиационные командования.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в составе ВВС России есть отдельное командование, отвечающее за дальнюю и военно-транспортную авиацию.
Как упоминалось ранее, российские ВВС уступают только ВВС США. В 2010 году в ВВС России насчитывалось 148 000 сотрудников, на вооружении находилось около 3 600 различных самолетов и еще около 1 000 — на хранении.
После реформ 2008 года авиаполки были преобразованы в авиабазы, и в 2010 году их насчитывалось 60-70.
Перед ВВС России стоят следующие задачи:
- Защита от вражеских атак в воздухе и в космосе,
- для защиты военных и правительственных объектов командования и управления, административных и промышленных центров и других критически важных объектов национальной инфраструктуры от воздушного нападения,
- для поражения сил противника с помощью различных видов боеприпасов, включая ядерные боеприпасы,
- разведывательные операции,
- оказывают непосредственную поддержку другим видам вооруженных сил России.
Военная авиация ВВС России
Военно-воздушные силы России состоят из стратегической и дальней авиации, военно-транспортной авиации и военно-воздушных сил, которые в свою очередь делятся на боевые, ударные, бомбардировочные и разведывательные.
Стратегическая авиация дальнего действия является частью российской ядерной триады и может нести различные типы ядерного оружия.
Ту-160 «Белый лебедь». Эти самолеты были разработаны и построены в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета послужила разработка американцами самолета B-1 «Стратег». Сегодня на вооружении ВВС Российской Федерации состоят 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сможет ли российская промышленность организовать серийное производство этих самолетов — вопрос открытый.
Ту-95 «Медведь». Это турбовинтовой самолет, который совершил свой первый полет при Сталине. Этот самолет был тщательно модернизирован, он может быть вооружен крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами с обычными и ядерными боеголовками. В настоящее время количество действующих самолетов — около 30.
Ту-22М. Этот самолет обозначен как сверхзвуковой ракетный бомбардировщик большой дальности. Ту-22М был разработан в конце 1960-х годов. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Он может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерными боеголовками. Общее количество боеспособных самолетов составляет около 50, еще 100 находятся на хранении.
В настоящее время боевыми самолетами ВВС России являются Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31 и Су-34 (истребитель-бомбардировщик).
Су-27 — истребитель первого поколения, произведенный в СССР. Сегодня существует несколько модификаций этого истребителя с общим количеством двигателей около 360.
Двигатель Су-30 создан на базе двигателя Су-27. Истребитель оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием и может отслеживать воздушные и наземные цели на больших расстояниях и давать целеуказания другим самолетам. Общее количество Су-30 составляет около 80 единиц.
Су-35. Этот самолет является результатом глубокой модернизации Су-27, его можно отнести к поколению 4++. Истребитель обладает улучшенной маневренностью и оснащен современным электронным оборудованием. Су-35 поступил на вооружение в 2014 году, а общее количество самолетов составляет 48 единиц.
МиГ-29 — один из первых советских истребителей четвертого поколения, созданный в многочисленных вариантах; в настоящее время на вооружении ВВС России находится около 225 самолетов этого типа.
МиГ-31: Восстановитель скоростных, дальнобойных и дальних истребителей. В составе ВВС России имеется 140 таких самолетов. В настоящее время МиГ-31 проходит программу модернизации, которая, как ожидается, будет завершена к 2022 году.
Перспективы ВВС России
Продолжается работа над созданием нескольких самолетов, некоторые из которых находятся на завершающей стадии.
Наиболее важной новинкой, которая, как ожидается, поступит на вооружение российских ВВС в ближайшем будущем и значительно усилит их, является российский комплекс истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже несколько раз был представлен публике, а опытные образцы в настоящее время проходят испытания. В СМИ появились сообщения о проблемах с двигателем Т-50, но официального подтверждения нет. Ожидается, что первые Т-50 поступят на вооружение в 2022 году.
Транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые придут на смену устаревшим «Ана», и новый истребитель МиГ-35 заслуживают внимания, так как их поставка в войска запланирована уже в этом году.
Производители вертолетов также планируют как можно скорее поставить новые самолеты в войска: Ми-38 и Ка-60 находятся на завершающей стадии испытаний.
Работа над новым российским «стратегическим» (ПАК-ДА) началась, но мы, вероятно, не увидим его раньше 2022 года.
Стратегический самолет Ту-22М, несущий ракеты большой дальности с экономичными двигателями, способен развивать сверхзвуковую скорость и оснащен крыльями изменяемой стреловидности; производство этих самолетов началось в 1960-х годах прошлого века. Сегодня в эксплуатации находится 50 самолетов, при этом сто Ту-22М уже не эксплуатируются.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня Военно-воздушные силы России входят в состав Космических войск, указ об основании которых был опубликован в августе 2021 года. Командование ВВС России возложено на Генеральный штаб Вооруженных Сил, а непосредственное командование — на Главное командование ВВС. Полковник Сергей Суровикин — начальник Воздушно-космических сил России.
Генерал-лейтенант Юдин является начальником ВВС России и заместителем главкома ВВС.
Помимо военно-воздушных сил, в состав ВВС также входят космические войска, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны.
В состав ВВС России входят самолеты дальней авиации, военно-транспортные самолеты и военные самолеты. Кроме того, в составе ВВС имеются войска противовоздушной обороны, ракетные и радиотехнические войска. В составе ВВС России есть собственные силы специального назначения, которые выполняют множество важных задач: Они обеспечивают разведку и связь, участвуют в радиоэлектронной борьбе, спасательных операциях и защите от оружия массового поражения. В состав ВВС также входят метеорологические и медицинские службы, технические подразделения, подразделения поддержки и службы материально-технического обеспечения.
Основу структуры ВВС России составляют бригады, авиабазы и авиационные командования.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в составе ВВС России есть отдельное командование, отвечающее за дальнюю и военно-транспортную авиацию.
Как упоминалось ранее, российские ВВС уступают только ВВС США. В 2010 году в ВВС России насчитывалось 148 000 сотрудников, на вооружении находилось около 3 600 различных самолетов и еще около 1 000 — на хранении.
После реформ 2008 года авиаполки были преобразованы в авиабазы, и в 2010 году их насчитывалось 60-70.
Боевая техника российской авиации
Самолеты дальней и стратегической авиации
Одним из самых ярких представителей дальней авиации является Ту-160, также известный как «Белый лебедь». Этот самолет был построен в советское время, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. По словам его разработчиков, Ту-160 способен преодолевать противовоздушную оборону противника и наносить ядерный удар на предельно малых высотах. В российских ВВС имеется всего 16 таких самолетов, и вопрос в том, сможет ли наша промышленность организовать производство таких самолетов.
Ту-95 впервые полетел при жизни Сталина и с тех пор находится в эксплуатации. Имея четыре турбинных двигателя, он может совершать дальние полеты вдоль всех границ нашей страны. Его прозвали «Медведь» из-за басовитого звука этих двигателей, которые были способны нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В российских ВВС до сих пор имеется 30 таких самолетов.
Дальний стратегический транспортный самолет Ту-22М с экономичными двигателями способен летать на сверхзвуковых скоростях и оснащен крыльями с изменяемой стреловидностью. Производство этих самолетов началось еще в 1960-х годах. Пятьдесят самолетов находятся в эксплуатации и сто Ту-22М заминированы.
Самолеты истребители
Истребитель Су-27 был построен в советское время, он является одним из первых самолетов четвертого поколения, на вооружении находится около 360 вариантов этого самолета.
Су-27 является основой для Су-30, который оснащен системами авионики, способными выбирать цели на земле и в воздухе на больших расстояниях и передавать целеуказания другим экипажам. Всего насчитывается 80 таких самолетов.
Еще более совершенным развитием Су-27 стал истребитель Су-35. Этот самолет относится к поколению 4++, обладает высокой маневренностью и оснащен новейшими электронными системами.
Самолет поступил на вооружение в 2014 году, и в ВВС эксплуатируется 48 самолетов.
Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27; было выпущено более двух десятков модифицированных моделей этого самолета, из которых на вооружении находится в общей сложности 225 истребителей.
Еще один истребитель-бомбардировщик, который не может быть поставлен, — Су-34, новейший самолет, 75 из которых находятся на вооружении ВВС.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 является точной копией самолета F-111 ВВС США, который уже давно снят с вооружения. Аналогичный советский самолет все еще находится в эксплуатации, но к 2020 году все самолеты будут утилизированы; в настоящее время в эксплуатации находится около сотни таких самолетов.
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», отличающийся высокой живучестью, был разработан в 1970-х годах настолько успешно, что после стольких лет службы ему предстоит модернизация, поскольку достойной замены ему пока не предвидится. В настоящее время 200 самолетов боеготовы и 100 самолетов находятся в состоянии технического обслуживания и ремонта.
Перехватчик МиГ-31 может развивать высокую скорость за считанные секунды и рассчитан на большие расстояния. Этот самолет будет модернизирован к двадцатому году, а всего в частях насчитывается 140 таких самолетов.
Основной парк транспортных самолетов состоит из машин конструкторского бюро Антонова и различных модификаций конструкторского бюро Ильюшина. К ним относятся легкие транспортные самолеты Ан-26 и Ан-72, средние транспортные самолеты Ан-140 и Ан-148, широкофюзеляжные самолеты Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трехсот транспортных самолетов отвечают за доставку грузов и военной техники.
Перспективы ВВС России
Продолжается работа над созданием нескольких самолетов, некоторые из которых находятся на завершающей стадии.
Наиболее важной новинкой, которая, как ожидается, поступит на вооружение российских ВВС в ближайшем будущем и значительно усилит их, является российский фронтовой авиационный комплекс пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже несколько раз был представлен публике, а опытные образцы в настоящее время проходят испытания. В СМИ появились сообщения о проблемах с двигателем Т-50, но официального подтверждения нет. Ожидается, что первые Т-50 поступят на вооружение в 2021 году.
Транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые придут на смену устаревшим «Ана», и новый истребитель МиГ-35 заслуживают внимания, так как их поставка в войска запланирована уже в этом году.
Производители вертолетов также планируют как можно скорее поставить новые самолеты в войска: Ми-38 и Ка-60 находятся на завершающей стадии испытаний.
Началась работа над новым российским «стратегическим» самолетом (ПАК-ДА), но, скорее всего, мы увидим его не раньше 2021 года.
История российской военной авиации началась более века назад. В 1904 году был основан Кучинский аэродинамический институт, который возглавил Жуковский, один из основоположников аэродинамики. Здесь велась научно-теоретическая работа по совершенствованию авиационной техники.
Иностранный рейтинг искажает мощь российской боевой авиации
Согласно авторитетному международному справочнику, Россия имеет вторые по величине военно-воздушные силы в мире после США. Однако в нем упущены некоторые важнейшие детали, без анализа которых невозможно достоверно оценить боевые возможности ВВС. Смогут ли российские военные летчики сразиться с потенциальными противниками?
Британский авиационный журнал Flight International опубликовал очередной справочник «World Airforces 2021» со сравнительными данными о численности военно-воздушных сил во всем мире. Это простая инвентаризация воздушных флотов. Однако настоящий интерес представляет то, насколько заявленное количество самолетов соответствует реальной боевой мощи ВВС страны.
Новые партнеры
На первый взгляд, дела у России обстоят более чем благополучно: Мы постоянно занимаем второе место после США по общему количеству военных самолетов, а также по количеству боевых самолетов. Всего иностранные эксперты насчитали в российских вооруженных силах 4 143 летательных аппарата, самолета и вертолета.
Тонкости начинаются, когда мы копаем глубже. Давайте забудем, сколько у России пилотов и экипажей и какова их квалификация. Не будем забывать, что значительный процент военных самолетов находится на хранении, т.е. не летает и, скорее всего, никогда больше не взлетит. Сколько полков и эскадрилий ВВС России реально боеспособны, сколько у них исправных самолетов, сколько у них снайперов и первоклассных летчиков, еще предстоит выяснить — тем более что эта информация является секретной.
Попробуем использовать открытые данные для оценки только самого очевидного: чем располагают российские вооруженные силы, чтобы успешно использовать все эти самолеты по прямому назначению. То есть, нанести урон противнику.
Системы целеуказания и ракеты дальнего действия
Чтобы попасть в цель, нужно сначала ее увидеть. В составе ВВС России имеется всего девять самолетов дальнего радиолокационного наведения А-50 и А-50У, из них только пять модернизированных А-50У, согласно каталогу ВВС России. Для сравнения, Япония располагает 17 силами, которые нельзя сравнить с силами США или НАТО в Европе. Новый А-100 «Премьер» строится очень тяжело — и, вероятно, будет иметь длительный срок производства.
В этих условиях, во-первых, наличие мощных бортовых радиолокационных станций на борту российских истребителей становится критически важным, а во-вторых, способность нацеливать иностранные самолеты с помощью бортовых радаров дальнего действия — у нас их нет, значит, и не должно быть. К сожалению, российские ВВС располагают только двумя типами самолетов, радары которых имеют достаточные параметры для определения дальности поражения целей — это МиГ-31 и Су-35. Все остальные самолеты значительно отстают от самолетов наших потенциальных противников.
Фактически, Су-35 — единственный современный самолет в России с точки зрения авионики, без всяких скидок. В ближайшем будущем его заменит Су-57, который по своей электронике превосходит любой самолет в мире (за исключением американских F-22 и F-35, которые, однако, превосходят его по некоторым другим параметрам). Но в настоящее время, согласно открытым данным, у нас на вооружении находится менее сотни полностью оснащенных истребителей мирового класса. Это означает, что мы пока не можем «вытянуть» воздушную войну против современного противника (на уровне Израиля или Японии) с нашей техникой. Осторожная политика России в отношении некоторых стран и наше нежелание принимать вызовы в какой-то степени объясняются этим. Мы просто слабее многих наших «партнеров». Даже те, которые не кажутся обывателю особенно сильными в военном отношении.
МиГ-29 — один из первых советских истребителей четвертого поколения, созданный в многочисленных вариантах; в настоящее время на вооружении ВВС России находится около 225 самолетов этого типа.
История
ВВС России существовали с 1910 года, но официально решающей датой стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Сискевич взял под контроль все организованные до этого момента части Истребительного авиационного отдела Генерального штаба.
После своего недолгого существования военная авиация Российской империи была в числе лучших воздушных сил того времени, хотя самолетостроение в Российском государстве находилось еще в зачаточном состоянии, и русским летчикам приходилось воевать с самолетами иностранной конструкции.
Хотя российское государство закупало самолеты в других странах, на территории России никогда не было недостатка в талантливых людях. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский спроектировал и построил знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и четырехмоторный русский биплан «Витязь». Григорович сконструировал несколько гидросамолетов.
Авиаторы Уточкин и Арзеулов были очень популярны среди летчиков того времени, а военный летчик Петр Нестеров удивил всех своей легендарной «мертвой петлей». Он прославился в 1914 году, когда протаранил вражеский самолет в воздухе. В том же году российские летчики впервые покорили Арктику в поисках пропавших северных первопроходцев экспедиции Седова.
Военно-воздушные силы России были представлены армейской и морской авиацией; каждый тип имел несколько летных групп по 6-10 самолетов в каждой. Первоначально пилоты занимались только остановкой артиллерийского огня и разведкой, позже они использовали бомбы и пулеметы для уничтожения вражеского экипажа. С появлением истребителей начались бои по уничтожению вражеских самолетов.
1917 год
Осенью 1917 года российские ВВС насчитывали около 700 самолетов, но затем разразилась Октябрьская революция, и ВВС были расформированы. Многие русские авиаторы погибли на войне, а большинство выживших эмигрировали после революционных потрясений. Молодая Советская Республика создала свои военно-воздушные силы в 1918 году под названием Красный воздушный флот рабочих и крестьян. Но после окончания братоубийственной войны военная авиация канула в Лету, и только в конце 1930-х годов, с началом индустриализации, началось ее возрождение.
Советский Союз начал строить новые объекты для авиационной промышленности и создавать конструкторские бюро. В эти годы начинали свою карьеру блестящие советские авиаконструкторы — Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич.
Для обучения и подготовки летного состава были основаны аэроклубы как школы первоначальной подготовки пилотов. После приобретения навыков пилотирования в таких учреждениях курсантов направляли в летные школы, а затем распределяли по боевым частям. Более 20 000 курсантов прошли обучение в 18 летных школах, а технический персонал готовили в 6 учебных заведениях.
Руководство Советского Союза понимало, что первой социалистической стране срочно нужны военно-воздушные силы, и приняло все меры для быстрого увеличения количества самолетов. В начале 1940-х годов появились замечательные истребители, созданные в конструкторских бюро Яковлева и Лавочкина: Як-1 и ЛаГ-3. В конструкторском бюро Ильюшина был принят на вооружение первый штурмовик Ил-2. Туполев разработал дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторские бюро Микояна и Гуревича завершили летные испытания истребителя МиГ-3.
Структурная организация военно-воздушных сил
1 августа 2015 года ВВС организационно объединили с Космическими войсками, а начальником был назначен подполковник Бондарев. В настоящее время генерал-лейтенант Юдин является начальником ВВС и заместителем главкома ВВС.
В состав ВВС России входят основные категории авиации — самолеты дальней авиации, военно-транспортные самолеты и военные самолеты. В состав ВВС также входят радиотехнические, противовоздушные и ракетные войска. Силы специального назначения также входят в состав ВВС и выполняют важные задачи в области разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, спасательных операций и радиоэлектронной борьбы. Кроме того, ВВС невозможно представить без служб технического и материально-технического обеспечения, медицинских и метеорологических подразделений.
Приготовьтесь к параду победы
Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:
- Отразить любую атаку в воздухе и в космосе.
- Вести воздушное наблюдение за ПУ, городами и всеми важными объектами,
- Провести разведку.
- Уничтожать силы противника с помощью обычного и ядерного оружия.
- Прямая воздушная поддержка наземных сил.
Еще в 2008 году была проведена реформа ВВС России, структурно разделившая ВВС на командования, бригады и авиабазы. Командная структура основана на территориальном принципе, в соответствии с которым были упразднены ВВС и войска ПВО.
Сегодня командования расположены в четырех городах — Санкт-Петербурге, Хабаровске, Новосибирске и Ростове-на-Дону. В Москве базируется отдельное командование дальней авиации и военно-транспортной авиации. Из бывших авиаполков, ныне авиабаз, в 2010 году насчитывалось около 70, из общего числа 148 тысяч военнослужащих ВВС, и по численности российские ВВС уступают только ВВС США.
Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Одним из самых ярких представителей дальней авиации является Ту-160, также известный как «Белый лебедь». Этот самолет был построен в советское время, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 должен был быть способен преодолевать противовоздушную оборону противника и наносить ядерный удар на предельно малых высотах. В российских ВВС всего 16 таких самолетов, и вопрос в том, сможет ли наша промышленность организовать производство таких машин.
Ту-95 впервые полетел при жизни Сталина и с тех пор находится в эксплуатации. Четыре турбинных двигателя позволяют совершать полеты на большие расстояния вдоль всей границы нашей страны. Его прозвали «Медведь» из-за басовитого звука этих двигателей, которые были способны нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В российских ВВС до сих пор имеется 30 таких самолетов.
Стратегический самолет Ту-22М, несущий ракеты большой дальности с экономичными двигателями, способен развивать сверхзвуковую скорость и оснащен крыльями изменяемой стреловидности; производство этих самолетов началось в 1960-х годах прошлого века. Сегодня в эксплуатации находится 50 самолетов, при этом сто Ту-22М уже не эксплуатируются.
Самолёты истребители
Истребитель Су-27 был создан в советское время и является одним из первых самолетов четвертого поколения. Около 360 вариантов Су-27 все еще находятся в эксплуатации.
На смену Су-27 пришел Су-30, оснащенный электронными системами, способными обнаруживать цели на земле и в воздухе на больших расстояниях и передавать характеристики цели другим экипажам. Всего насчитывается 80 таких самолетов.
Су-27 — это еще более совершенное развитие истребителя Су-35. Этот самолет относится к поколению 4++, обладает высокой маневренностью и оснащен новейшими электронными системами.
Самолет поступил на вооружение в 2014 году, и в ВВС эксплуатируется 48 самолетов.
Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27, было выпущено более двух десятков модифицированных моделей, всего на вооружении находится 225 самолетов.
Еще один истребитель-бомбардировщик, который не может быть поставлен, — это Су-34, новейший самолет, 75 из которых находятся на вооружении ВВС.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 является точной копией самолета F-111 ВВС США, который давно снят с вооружения; аналогичный советский самолет все еще находится в эксплуатации, но к 2020 году все самолеты будут списаны; в настоящее время в эксплуатации находится около сотни таких самолетов.
Легендарный Су-25 «Грач», высоко живучий штурмовик, разработанный в 1970-х годах, был настолько успешным, что его модернизация после стольких лет службы проводится потому, что адекватной замены ему не предвидится. На сегодняшний день насчитывается 200 боеспособных самолетов, а 100 находятся в состоянии ухода и технического обслуживания.