Великий космический проект СССР попал в руки казахского бизнесмена, который хочет обменять его на голову потомка Чингисхана. Александр Милкус, научный обозреватель kp.ru, о затянувшемся споре
Dragon и не снилось: путь советского беспилотного космоплана «Буран»
Как был построен космический корабль «Буран» в СССР? И сколько раз он был на орбите? Крупнейшая космическая программа в истории СССР. Сколько денег было потрачено на строительство «Бурана»? И как погиб легендарный космический корабль? Об этом сообщили эксперты программы «Тайны человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Модель и второй летный корпус орбитального корабля «Буран» не будут возвращены в государственную собственность Казахстана. Такое решение принял суд в Алма-Ате. Как сообщили суду, возврат имущества возможен только в случае ликвидации ОАО «Ракетно-космическая компания «Байконур». И для этого нет никаких оснований. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме без экипажа. Хотя космический корабль был рассчитан на сто полетов в космос, он так и не был запущен. Почему этот многообещающий проект был остановлен? И почему погибли почти все пилоты, которые учились летать на «Буране»?
«Буран» против «Спейс шаттла»
В американском шаттле находится атомная бомба. Советские ученые пришли к этому предположению после изучения космической программы США. В 1976 году инженер Борис Губанов ознакомился с конструкцией Space Shuttle и обратил внимание на слишком большой грузовой отсек американского космического корабля. Более того, траектория его полета проходила непосредственно над Москвой. Это был серьезный повод для беспокойства. Леонид Брежнев, секретарь ЦК КПСС, решил разработать ряд мер по обеспечению национальной безопасности. Так в СССР родилась космическая программа «Энергия-Буран».
«У нас был предшественник этого крылатого самолета, который назывался Spiral. В общем, он мог летать в космосе, но потом американцы начали строить свой космический шаттл — Space Shuttle. И наше политическое руководство решило: «Почему американцы делают это так, а мы так?». Никто не скрывал, что многие технические и технологические решения были взяты на вооружение американцами», — говорит журналист Александр Галкин.
Советские инженеры скрупулезно изучали планы американского автобуса. Они использовали как официальную информацию, так и данные секретных служб. В результате российским конструкторам удалось спроектировать и построить уникальный космический корабль многоразового использования. Его полезная нагрузка и грузовое пространство были в полтора раза больше, чем у американского конкурента. Это означало, что «Буран» мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование, но и забирать оттуда любые предметы весом до 20 тонн.
Основной площадкой для сборки и испытаний космического аппарата стали лаборатории Тушинского машиностроительного завода. Для проекта был даже построен специальный аэропорт в Приморском Хороле.
«Даже на таком корабле могут возникнуть различные чрезвычайные ситуации. И в этом случае необходимы альтернативные аэропорты. Потому что это не транспортный корабль «Союз» со спускаемым аппаратом, который может приземлиться в любой точке Земли без вреда для экипажа. Для «Бурана» с его не самой лучшей управляемостью нужны более крупные и прочные взлетно-посадочные полосы», — объясняет начальник отдела космонавтов и астронавтов Центра подготовки имени Ю.А. Гагарина. Гагаринский учебный центр, 2003-2012, Роман Сорокин.
Уникальный экипаж
Только лучшие астронавты были допущены к полетам на «Буране». Они были отобраны специальной комиссией. Главными требованиями были стопроцентное здоровье и абсолютный профессионализм. В результате из пятисот претендентов в команду попали только восемь. Летчик-испытатель Игорь Волк был назначен командиром советской орбитальной ракетной эскадрильи. Он был единственным человеком в СССР, который смог посадить самолет с выключенными двигателями. По словам его дочери Марины, ее отец присоединился к программе «Буран» благодаря этому таланту.
«Когда им понадобилось, чтобы кто-то полетел на этом космическом корабле без двигателей, они обратились к кому-то, и этот кто-то сказал: «Почему я? Уже есть кто-то, кто налетал много часов с такой посадкой без двигателей». И он был единственным во всей стране. Поэтому они не могли нанять никого другого», — говорит Марина Волк.
Но чтобы проверить, сможет ли Фольк управлять «Бураном», пилота подвергли тяжелому испытанию. В июле 1984 года он был отправлен в космос вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой. Экипаж оставался на орбите в течение 12 дней. После возвращения на Землю астронавтам обычно помогают выбраться из капсулы — после длительного пребывания в невесомости они не могут ходить самостоятельно. Но у Вольфа была и другая работа.
«И из капсулы он наткнулся на самолет. Затем он сел за руль и полетел в аэропорт. Там аналог «Бурана» ждал, чтобы совершить полет и посмотреть, как он управляется в этой сложной ситуации. И в аналоге «Бурана» он выполнил требуемую программу. Таким образом, он доказал, что пилот может управлять космическим кораблем, даже если он уже находится на Земле», — говорит Марина Волк.
Великий космический проект СССР попал в руки казахского бизнесмена, который хочет обменять его на голову потомка Чингисхана. Александр Милкус, научный обозреватель kp.ru, о затянувшемся споре
Хронология событий обрушения крыши на космический корабль Буран:
- Утром 12 мая 202 года был доставлен груз рубероида (10 тонн).
- Рабочие начали укладывать строительные материалы на крышу.
- Складывание всех 10 тонн рубероида в одном месте (большая ошибка).
Неудивительно, что уставшая конструкция не смогла выдержать такую нагрузку в одном месте. Крыша монтажно-испытательного корпуса обрушилась на топливные баки ракеты-носителя «Энергия». Второй ошибкой рабочих стал неудачный выбор места хранения строительного материала. Пустые 150-тонные цистерны не выдержали нагрузки и хранились под избыточным давлением в 1,2 атмосферы. Когда на них упал войлок, танки взорвались. Если бы груз не упал в цистерны, обрушилось бы только одно отверстие. Остальная часть независимой конструкции не была бы повреждена. Ниже приведены фотографии последствий этого взрыва:
Последствия взрыва были настолько серьезными, что ни сам «Буран», ни пусковую установку «Энергия» отремонтировать было невозможно. Рабочие, ремонтировавшие крышу МВЦ, погибли во время взрыва, а те, кто отвечал за допуск неквалифицированного персонала к работе, вероятно, и сегодня занимают свои должности. Это означало конец космической эры не только для бывшего Советского Союза, но и для всего человечества. За последние 29 лет мировая космическая отрасль не достигла каких-либо значительных успехов, которые можно было бы сравнить с достижениями советских ученых. Наконец, я покажу лебединый полет советской космонавтики:
Выдержка из интервью с Г.В. Калашниковым
Первый носитель рухнул из-за технического брака казахской компании, но вся крыша трех огромных проемов казахской буровой обрушилась из-за строительной ошибки российской компании ОАО «Ипромашпром».
В случае публикации результатов этого расследования Казахстан имел полное право потребовать от российской стороны (причем за свой счет) полного восстановления корпуса судна и оплаты всех убытков. По этой причине по просьбе И. Клебанова истинная причина не только не была включена в официальные документы Государственной комиссии, но и была скрыта большинством ее членов.
По свидетельству Геннадия Калашникова, начальника отдела промышленного и гражданского строительства ЦНИИПСК, уважаемого подрядчика России, истинную причину катастрофы (строительные дефекты) знали только четыре человека: он сам, И. Клебанов, Ю. Коптев и представитель «Ипромашпрома» — Правдивая история. http://www.buran.ru/htm/foto7.htm
Разворовывание Бурана и перспективных двигателей РД-0120
Что касается остальной части истории, то я поражен ее наглостью и безнаказанностью. Три прототипа двигателя РД-0120, перспективного в то время для сверхтяжелых ракет-носителей, были тихо списаны, а затем проданы китайцам. Ракета-носитель «Энергия» и сам космический корабль «Буран» были демонтированы и отправлены на металлолом. Прибыль от продажи специального металла космического корабля, который экспортировался в Китай, пошла в карманы работников Байконура и руководства Роскосмоса. Люди, которых в советские времена за халатность посадили бы в тюрьму или, по крайней мере, запретили бы работать в космической отрасли, не только избежали ответственности за свои действия, но и заработали немалые деньги.
Регулярно посещайте мой сайт, и вы узнаете еще много интересных и неизвестных фактов о космической деятельности России. О преступных просчетах при строительстве космодрома «Восточный», коррупции в РКК «Энергия», деятельности Роскосмоса. Я думаю, это будет интересно!
Полная модель «Бурана», получившая обозначение ОК-МЛ-1, находится на ВДНХ с 2014 года. Экскурсии проводятся на борту судна. Еще одна модель была перевезена в Сочи и находится в учебном центре «Сириус».
Наш ответ шаттлам
Однако в начале 1970-х годов ситуация изменилась: Америка решила сосредоточиться на разработке многоразовых ракет-носителей, чтобы заменить все одноразовые ракеты-носители, имевшиеся в то время. 5 января 1972 года президент США Ричард Никсон объявил о запуске многоцелевого космического челнока Space Shuttle в рамках программы НАСА «Космическая транспортная система». Он будет двигаться по орбите между Землей и околоземной орбитой, неся полезную нагрузку для гражданских целей в обоих направлениях.
В 1957 году США начали разработку X-20 Dyna Soar — пилотируемого космического корабля, который, помимо разведки, должен был уничтожать вражеские спутники и наносить ядерные удары по целям на Земле, «ныряя» в атмосферу.
Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 г. Изначально шаттл создавался как пилотируемый космический корабль, поскольку он должен был оставаться на орбите в течение двух недель и поэтому нуждался в людях для проведения исследований, монтажа и ремонта.
Идея использования шаттлов в военных целях рассматривалась, но была отвергнута (по крайней мере, на словах). Однако СССР сомневался в искренности намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что настоящей задачей шаттлов будет доставка ядерного оружия по всему миру и даже похищение советских спутников с орбиты.
Экспертное заключение и анализ были подготовлены в военных научно-исследовательских институтах и Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша, который пришел к выводу, что «будущий многоразовый космический корабль может нести ядерные боеголовки и атаковать советскую территорию практически из любой точки околоземного пространства», а «американский шаттл с 30 тоннами ядерных боеголовок может пролететь вне зоны радиовидимости национальной системы предупреждения». Аэродинамическим маневром, например, над Гвинейским заливом, они могут быть выброшены на территорию СССР».
Исходя из этого, было решено разработать советский аналог Space Shuttle, опираясь на определенный задел, который уже существовал на тот момент. 7 февраля 1976 года Совет Министров СССР издал постановление о создании космической системы многоразового использования по программе «Энергия-Буран».
Надо сказать, что отношение руководства и экспертов страны к проекту изначально было двойственным. Потребовались десятки встреч и сотни дополнительных испытаний, чтобы убедить их в целесообразности создания такого устройства. Глеб Лозино-Лозинский, разработчик «Спиры», был за ее строительство, Валентин Глушко, наш главный инженер по ракетным двигателям и генеральный конструктор НПО «Энергия», и Александр Дементьев, министр авиационной промышленности, были против. Решающую роль сыграло отношение военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС, влиятельного Дмитрия Устинова, который видел в американских автобусах угрозу безопасности страны.
Идея системы Spiral заключалась в том, что мощный дирижабль взлетает с аэродрома, а затем разгоняется до скорости, в шесть раз превышающей скорость звука. Затем с задней части самолета на высоту 28-30 километров был запущен пилотируемый орбитальный аппарат.
Недосягаемая «Энергия»
Ракета-носитель «Энергия» должна была вывести в космос «Буран», характеристики которого до тех пор никто не превзошел. Специально для «Энергии» в КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко был разработан кислородно-керосиновый двигатель РД-170 — самый мощный в мире жидкостный двигатель с тягой у Земли 7257 кН. Для сравнения, двигатель F1 американской лунной ракеты Saturn V имел периферийную тягу 6 869 кН.
Стартовая тяга ракеты Saturn-V, детища Вернера фон Брауна, отца лунной программы США, которая была доставлена пятью первыми ступенями F1, составляла 34,3 мН, в то время как у «Энергии» тяга при запуске составляла 35,1 мН. Она состояла из четырех четырехчленных первых ступеней РД-170 (для первых 150 секунд полета), установленных в виде четырех «сигар» по бокам ракеты вокруг более массивного центрального блока, и четырех одночленных вторых ступеней РД-0120 (для первых 500 секунд полета), расположенных в нижней части центрального блока.
Наши военные были уверены, что настоящей задачей шаттлов будет доставка ядерного оружия по всему миру и даже похищение советских спутников с орбиты.
Номинальная тяга советской лунной ракеты Н1 была еще выше — 45,3 мН, но все четыре запуска в 1969-1972 годах оказались неудачными, и в 1974 году все работы по советской программе пилотируемой посадки на Луну были прекращены. Одной из главных причин неудачи проекта Н1 стали неудовлетворительные характеристики двигателей НК-15, разработанных для ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова. Поэтому первая ступень была оснащена тридцатью двигателями, которые не могли быть синхронизированы (Глушко отказался разрабатывать двигатели для H1 из-за разногласий с Королевым по поводу типа топлива, которое должно было использоваться).
Наследие «Энергии» используется в космонавтике и сегодня. Двигатели РД-180 экспортируются в Америку и используются в первой ступени ракеты Atlas V (для которой существует специальное исключение в Законе о всеобъемлющих санкциях CAATSA от 2017 года), а двигатели РД-191 приводят в действие российскую ракету «Ангара». Оба они являются прямыми преемниками РД-170, хотя и гораздо менее мощными.
«Энергия» выполнила всего два полета — второй с «Бураном» и первый полутора годами ранее, в мае 1987 года, когда ракета несла в качестве полезной нагрузки макет полной массы другой новаторской военной разработки — 77-тонной военной орбитальной лазерной платформы «Скиф» (другое название «Полюс»). Два этапа «Энергии» показали хорошие результаты. Спутник «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя через 460 секунд после запуска на высоте 110 км, но процесс его самонаведения пошел не так, и он не достиг намеченной орбиты, в итоге упав в Тихий океан.
Улучшенный клон
Изобретателей «Бурана» часто обвиняют в копировании американского шаттла. Трудно отрицать поверхностное сходство космических аппаратов — наложенные друг на друга чертежи (это упражнение демонстрируется посетителям музея «Буран» на ВДНХ в Москве) позволяют увидеть лишь необоснованные различия в силуэте фюзеляжа и крыльев космического аппарата. Фактически, не скрывалось, что они переняли основную форму самого космического корабля. По словам Валентина Глуско, существующая конфигурация шаттла уже хорошо себя зарекомендовала, и не было необходимости изобретать что-то новое. Более того, в условиях продолжающейся гонки вооружений, задержка которой была неприемлема для всех сторон, не было времени для проведения независимых расследований. В одном из своих более поздних интервью Лозино-Лозинский признался, что «шаттл пришлось копировать (разведчики ГРУ завладели планами), потому что у нас было мало времени.
«Энергия» совершила всего два полета — второй с «Бураном» и первый полутора годами ранее, в мае 1987 года, когда ракета несла в качестве полезной нагрузки макет орбитальной лазерной боевой платформы «Скиф».
Хотя внешне «Буран» был почти точной копией американского космического челнока, советский космоплан имел гораздо больше конструктивных и технических отличий.
Во-первых, он мог приземлиться на Землю автоматически и без вмешательства человека; во-вторых, он не имел двигателей тяги и ускорения; в-третьих, он имел систему спасения экипажа; и в-четвертых, он мог вывести на орбиту на пять тонн больше полезной нагрузки, чем его заокеанский прототип.
Управление кораблем осуществлялось с помощью уникальной автономной специальной системы и радиосистемы «Вымпел», разработанной Пангелленским научно-исследовательским институтом радиооборудования. Их работа включала высокоточные измерения бортовых навигационных параметров и обеспечение спуска и автоматической посадки, в том числе на взлетно-посадочную полосу.
Особое значение имела защита космического аппарата от высоких температур. Тепловая защита «Бурана» была построена под руководством Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) на Тушинском машиностроительном заводе при участии специалистов НПО «Молния» и ОНПП «Технология». По ряду характеристик (прочность кирпичей, аэродинамическое качество, степень почернения и каталитическое покрытие) он явно превосходил американский аналог, разработанный для автобуса. Во время полета «Бурана» из 37 500 плиток только шесть были потеряны и около 100 повреждены при посадке. Во время первого полета американского космического аппарата, по разным данным, было потеряно от 14 до 37 плиток, а повреждено было в два с половиной раза больше, чем на «Буране».
Керамические «отсечные мостики» использовались для предотвращения передачи температуры от более высокотемпературных углеродных элементов орбитального корабля к металлическим двигательным структурам и для компенсации температурного расширения различных материалов. Они были изготовлены на ОПП «Технология» на основе нитрида кремния. Они использовались для крепления носовой части и секций крыла к несущим элементам самолета.
Во время посадки «Буран» нагревался до 1000 °C и более. И если бы он не был охлажден, весь материал был бы уничтожен. Поэтому космический корабль был оснащен системой подзарядки и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы космического корабля. Безупречная работа была также заслугой компании «Технология», которая изготовила тонкостенные водонепроницаемые трубки для системы контроля температуры воздуха орбитального корабля, выполнив все требования по снижению веса. Система контроля температуры воздуха «Бурана» имела общую длину 200 метров.