Мы часто пишем о том, что произойдет в будущем, или о том, как люди в прошлом представляли себе будущее. Предсказания сложны, потому что у нас нет ни хрустальных шаров, ни машин времени. Все выводы, которые мы можем сделать, основаны на прошлых тенденциях и текущих событиях.
Кто такой футуролог и как им можно стать?
Университеты России начнут готовить футурологов. Есть возможность получить степень аспиранта в этой области. Нина Яныкина, ректор Университета 2035, сообщила РИА Новости, что первые футуристы выйдут в ближайшие пять лет.
«Специалисты будут следить за появлением новых тенденций в различных сферах экономики, общественной жизни, политики и культуры, а также готовить отчеты о влиянии новых тенденций на потребности клиентов. Постепенно умение работать с образами будущего станет универсальным навыком для всех менеджеров», — говорит Яныкина.
Во многих странах предлагаются программы последипломного образования, которые готовят специалистов в области «исследований будущего». По словам Яныкиной, подобная образовательная модель будет существовать и в России. Проект «Архипелаг 2121» и интенсивные педагогические курсы в Великом Новгороде уже начали подготовку региональных университетских команд, которые планируют начать аспирантские программы в этих областях.
Кто такие футурологи?
Футуролог — это специалист, который разрабатывает долгосрочные стратегии развития и оценивает перспективы проектов, технологий и явлений.
Термин «футурология» (от латинского futurum — будущее и греческого logos — учение) был впервые использован социологом Осипом Флехтхаймом в письме к писателю-фантасту Олдосу Хаксли в 1943 году. Он назвал это «философией будущего» и первым предположил, что рассмотрение будущих сценариев может иметь последствия для настоящего. Флехтхайм назвал футурологией прогнозы, основанные на понимании современных технологических, экономических и социальных тенденций.
Сегодня под футурологией понимают различные исследования, посвященные будущему человечества. Футурология стала самостоятельной отраслью социологии, которая использует разнообразные методы для изучения перспектив социальных процессов и явлений и пытается предсказать развитие человеческой цивилизации в планетарном масштабе под воздействием новых технологий.
Чем футуролог отличается от стратега или визионера?
Футуролог — это профессиональный футуролог. Он анализирует тенденции настоящего и делает максимально реалистичный прогноз, включая возможные риски. У визионеров скорее творческий, чем научный взгляд на будущее. Они определяют субъектов развития, отбирают из потока информации наиболее важные сведения и доносят их до широкой общественности. Провидцев часто называют Илон Маск, Джек Ма или Билл Гейтс. Стратеги создают план для конкретного проекта, часто основываясь на прогнозах футурологов.
Футуристы — это специализированная профессия, и профессиональные стандарты в этой области постоянно развиваются. В целом, футурист должен обладать аналитическим и стратегическим мышлением.
При составлении прогнозов футуристы используют такие методы, как:
— опросы или экспертные интервью
— статистические методы (экстраполяция, вероятностный анализ, регрессионный и корреляционный анализ)
— поиск аналогий между будущим и существующими системами и создание сценариев будущего
— ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы командной работы для планирования и прогнозирования будущего.
Среди футуристов много писателей и журналистов. Они проводят обширные исследования, наблюдают за технологическими тенденциями и создают собственные работы, основанные на личных наблюдениях, анализе и прогнозах.
Кто такой футуролог?
Футурология — это наука, занимающаяся прогнозированием будущего, в том числе путем получения выводов из существующих технологических, экономических или социальных тенденций или путем прогнозирования будущих тенденций.
Как нетрудно догадаться, те, кто работает в этой науке, являются футуристами, и их работа заключается в том, чтобы предсказывать, что произойдет в будущем. Можно сказать, что футуролог — это современный, актуальный термин для того, кого раньше называли пророком. Только вот у настоящих пророков, обладавших даром (или жилкой), хотя бы что-то получалось, тогда как у футуристов процент случайности так же высок, как пальцем в небо.
Даже «пальцем в небо» можно что-то угадать.
Поскольку людей всегда волновало будущее, помимо пророков предсказания делали философы и некоторые религиозные деятели. Некоторые просто рассказывали, что будет дальше, другие проводили странные ритуалы, но потом им безоговорочно верили, потому что другого выбора не было. Нострадамуса можно считать одним из самых известных футуристов прошлого. Только после этого его стали называть предсказателем.
Нострадамус. У него было очень хитрое лицо. Хм…
Положа руку на сердце, можно сказать, что у футуристов несколько более научный подход, чем у прогнозистов прошлого. Первые попытки научного прогнозирования относятся к концу 19 века. Среди наиболее впечатляющих работ можно назвать следующие: «Германия в 2000 году» (1891) Георга Эрманна, «Будущая война и ее экономические последствия» (1897) Ивана Станиславовича Блиоха, «Прогнозы» (1901) Герберта Уэллса и многие другие.
Термин «футурология» был впервые предложен социологом Осипом Флехтхаймом в 1943 году. В СССР было принято различать «буржуазную» футурологию и «научную» (марксистскую) футурологию. Как мы видим, вначале не было единства подхода. Даже сейчас нет единства.
Прогнозы футурологов основаны на статистике, на прогнозируемом росте отраслей и сфер деятельности, а также на личных ощущениях «ученого». Влияние каждого из этих факторов на окончательный прогноз зависит от конкретного футуролога. На усмотрение каждого конкретного футуролога решается, чему он придает большее значение в своем решении. Именно отсутствие единых стандартов делает работу современного прогнозирования слишком абстрактной и субъективной.
Помимо вышеперечисленных факторов, на прогнозы также могут влиять исследования экспертов в различных областях и поиск аналогий с прошлыми событиями. Но все мы знаем, что исторические повороты, даже если они похожи, каждый раз происходят на совершенно ином уровне.
Футурологи нас обманывают
В старые времена, когда люди верили во все, народные волнения всегда можно было использовать в своих интересах, поэтому пророки и прорицатели делали предсказания, выгодные для них самих или для тех, кто их спрашивал.
Также было предсказано будущее, полное человекоподобных роботов. Вам не нужно быть гением.
Сейчас вряд ли такое возможно, ведь все мы знаем природу этого явления и не поверим тому, кто скажет, что метеорит упадет на Москву. Чтобы такой человек заслуживал доверия, ему придется предоставить гораздо больше доказательств, чем он предоставил до сих пор.
Другой вопрос, что футуристы часто делают прогнозы на период 100-200 лет и более. Теперь ответим на следующий вопрос…. Неужели кто-то всерьез верит, что может проверить, сбудется ли то, что обещал нам футурист 200 лет назад?
В этом и заключается значение таких отдаленных предсказаний. Мы верим в то, что нам говорят, а происходит ли это на самом деле — неважно. Синоптик теперь владеет его вниманием, деньгами и влиянием. Даже через 40-50 лет никто не вспомнит об этих предсказаниях. Поэтому цена предсказания, будь то футурист или пьяный «шарикоподшипник», будет примерно одинаковой.
В результате футуристы просто соревнуются со своими прогнозами. В лучшем случае, даже если он не стремится получить прибыль, он просто становится мечтателем, обсуждающим свои теории с другими мечтателями. Вот и все…
Можно ли предсказать будущее?
Невозможно предсказать будущее. Это могут сделать только те, кто несет ответственность за его создание. Для одних это ученые, для других — высшая сила, в которую они верят. Те, кто делает прогнозы, могут только анализировать и определять возможности.
Однако все эти прогнозы часто сводятся к тому, что события будут развиваться так же, как и раньше. Например, одно из катастрофических предсказаний, о котором я писал в предыдущей статье, гласит, что температура будет повышаться на 0,5 градуса каждые 10 лет. Умные просто рассчитывают температуру, при которой растают ледники, делят ее на это повышение температуры и получают более двух тысяч лет, в течение которых мы все будем чувствовать себя плохо.
Мичио Каку — один из самых известных футуристов
Как обычно, никто из нас этого не подтвердит. И, что более важно, в этом конкретном предсказании он вообще не знаком с дивергенцией. Температура не всегда может повышаться равномерно. За такой большой промежуток времени мы могли бы покинуть планету. Мы можем спровоцировать ледниковый период или произойдет что-то еще. Главное, что предсказание полетело в космос и было обсуждено. И как вы можете верить в такой абсурд, когда сами его анализируете?
Вот почему не следует серьезно относиться к предсказаниям «экспертов» в области футурологии. Давайте послушаем их, улыбнемся, помечтаем и забудем. Относитесь к этому как к научной фантастике. Как иначе относиться к прогнозам, половина из которых предсказывает полное вымирание, а другая половина — полную утопию и безусловное счастье для всех?
Что угодно, только не футурология
Ученые не стыдятся этого, им просто пришлось дистанцироваться от футуристов — неученых, которых немного: от писателей-фантастов (только в бум научной фантастики 1950-х и 1960-х годов) до «мыслителей» из ООО «Всемирное общество будущего» и Всемирной федерации исследований будущего. Сегодня футуристы на Западе предпочитают называть свою науку нейтрально — «исследования будущего».
Сегодня около 40 университетов в разных странах преподают своим студентам и аспирантам краткие курсы по изучению будущего. Магистерские и докторские диссертации по фьючерсным исследованиям, однако, защищаются либо на уровне прогнозирования (аналог советского «форсайта»), либо в контексте смежных дисциплин (история, социология, экономика и т.д.).
Форсайт не включен в список независимых научных дисциплин, составленный Аккредитационной комиссией. Напротив, в науке философии под предметным кодом 09.00.01 «Онтология и эпистемология» позиция 42 значится как «Методология прогнозирования неизвестных и будущих явлений, разработка инкрементальных прогнозов, планов и программ путем выбора альтернативных и оптимальных вариантов развития».
Если вам не нравится философия, у вас есть выбор: история, социология, политология, экономика и т.д. Футурист, который хочет «остепениться», имеет тот же выбор, что и весь остальной мир: что угодно, только не футурология.
«Золотой век» футурологии
С онтологической точки зрения философы считали научное предсказание будущего ловушкой. Будущее не существует как объект, поэтому предсказание как изучение его тенденций не является наукой. Но в то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем; без надежды на будущее нет смысла в настоящем.
Что касается точных и естественных наук, то эта философская дилемма кажется преувеличенной. Орбиты небесных тел можно было предсказывать на уровне м.с. за много веков до шумерских астрологов. Современные химики моделируют требуемый пластик на компьютере, а затем синтезируют его, обычно успешно. С более сложными живыми системами биологии все не так просто. Но даже здесь допустима возможность ошибки в предсказании их будущего.
В 1962 году, в то самое время, когда футурология формировалась как наука, была опубликована книга американского биолога Рейчел Карсон «Безмолвная весна», ставшая международным бестселлером. По жанру это была научная журналистика, но по сути это было футуристическое предсказание того, как будет выглядеть мир животных и растений при бесконтрольном использовании пестицидов, особенно ДДТ. Как показало время, Рейчел Карсон была во всем права, все было именно так, как она описала, и все было бы еще хуже, если бы ей не поверили. Но они поверили ей сразу и безоговорочно.
Более того, ее сценарий будущего природы с ДДТ послужил толчком для массового движения «зеленых», как его называют сегодня. В 1970 году было принято решение о создании Агентства по охране окружающей среды США (EPA), независимого подразделения федерального правительства, подчиняющегося только президенту. Как грибы, «природные услуги» размножаются и в других странах. Маятник качнулся так сильно, что породил алармистское движение, девиз которого можно сформулировать так: «Все потеряно!».
Это был «золотой век» футурологии, точнее, антиутопической экологической футурологии. Предсказания о полном истощении природных ресурсов к 2000 году и экологическом, промышленном, экономическом, демографическом и прочем Армагеддоне, который неизбежно последует за этим, оказались пустышкой. Современная Грета Тунберг выглядит как насмешка на фоне этого футуризма.
Футурология оптом и в розницу
Линейное предсказание путем экстраполяции того, что постоянно повторялось в прошлом, дало и продолжает давать хорошие результаты в футурологии, которая работает со стабильными системами с жесткими причинно-следственными связями и небольшим количеством компонентов. Например, птицы и другие животные погибали от ДДТ там, где его распыляли. Чем больше ДДТ распыляется по всему миру, тем больше гибнет птиц и животных, которые, в свою очередь, имеют жесткую причинно-следственную связь «хищник-жертва» друг с другом и столь же жесткую причинно-следственную связь «потребитель-производитель-производитель» с микроорганизмами и растениями. Такую жесткую систему легко рассчитать и экстраполировать в будущее.
Еще проще рассчитать гипотетическую модель будущего «истощение ископаемых углеводородов — конец энергетики на основе углеводородов». Или «ядерная война — снижение проницаемости атмосферы для солнечного света — ежегодная планетарная зима — мировой голод». Гораздо сложнее делать научные прогнозы, делая выводы на основе более сложных реальных физических систем, таких как атмосфера Земли.
Сегодня ряд суперкомпьютеров может рассчитать прогноз погоды на день с вероятностью не более 2/3. После этого вероятность предсказания погоды уменьшается экспоненциально. Что касается экономических, например, монетарных прогнозов, то вы все знаете и обычную отговорку экономических «футуристов»: «волатильность рынка». Фактически, они начинают каждый прогноз с этих слов на все случаи жизни.
Что касается футурологии в классическом смысле, т.е. предсказания судьбы всего человечества, то футурология давно уже не поддается искушению предсказать все и сразу. Сегодня существует постоянно пересматриваемый, улучшаемый и обновляемый в режиме онлайн набор методов научного прогнозирования, которые являются более сложными и принципиально отличаются от линейной экстраполяции. В международном репозитории этих инструментов для анализа будущего (Futures Research Methodology — Version 3.0) уже собрано 37 методов или групп методов со ссылками на программное обеспечение и источники дополнительной информации.
Каждый из этих методов уже применялся для прогнозирования одного из 15 «глобальных вызовов» ООН: растущий разрыв между богатыми и бедными, локальные военные конфликты, питьевая вода, транснациональная преступность, энергетика, положение женщин и т.д. Прикладная футурология, такая как Кувейтская система раннего предупреждения о нефти, Индекс состояния будущего (SOFI) и подобные футурологические шизофрении сейчас готовятся и продаются вполне в рамках этих методов.
В список премии также вошли такие амбициозные прогнозы, как сценарии мира на Ближнем Востоке и даже шесть альтернативных сценариев на 3000 год, но кто всерьез поверит в это.