«Мы работали как черти по двадцать часов в сутки, — признается Роберт Уоттс, — это было очень хорошее время для интеграции команды. Хорошая возможность собрать всех вместе, прежде чем процесс переместился в студию. Было здорово собраться вместе и познакомиться друг с другом, особенно в таком маленьком городке, как Таузар».
Секреты съемок «Звёздных войн»
Фильм — это иллюзия. И создателям эпопеи «Звездные войны» это очень хорошо удалось. Посмотрите, как они снимали его в прошлом и как снимают сейчас.
Возможно, вам будет трудно поверить, но космические корабли в эпизодах 4, 5 и 6 саги Джорджа Лукаса не «летали» и не останавливались, а двигались камеры. В то время это была отправная точка для рождения новой техники в кинопроизводстве, но даже сейчас франшиза не фиксирует инновации в использовании визуальных эффектов. Давайте заглянем на «кухню» прошлых и будущих съемочных площадок, ведь волшебство не исчезает, оно просто становится более явным.
Тогда: Новаторы во всем!
Сага о космических сражениях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом оказалась настолько успешной, что захватила сердца миллионов людей по всему миру. Об этом свидетельствует большое количество памятных вещей StarWars и присутствие персонажей из мира игрушек Lego, рекламы и линий одежды бренда. Такая популярность обусловлена в основном увлекательным и динамичным изображением на экране, которое показывает зрителям совершенно фантастический мир. Команда Джорджа Лукаса не только использовала самые передовые на тот момент техники визуальных эффектов в первом из трех «старых» эпизодов (4, 5, 6), но и создала свой собственный сериал, который стал ориентиром для производителей высококачественных научно-фантастических фильмов 80-х и 90-х годов.
Джедаи не знают, как помочь самим себе Сейчас для джедаев настали тяжелые времена. Но хрупкая девушка может все исправить, ведь с ней Сила.
Многие сцены из «Новой надежды» по-прежнему невероятны. Например, кадры, показывающие дом опекуна Люка Скайуокера. Первоначально в качестве декораций была использована обычная хижина в тунисской деревне, но вряд ли зрители того времени поняли бы это. А интерьер того же дома был снят в подсобных помещениях тунисского отеля, антураж которого привлек Лукаса. Именно поэтому кадры так реалистичны, а интерьерам не хватает «искусственности».
Искусство задних планов и фона
Большая часть заднего плана «Новой надежды» была снята с использованием так называемой матовой живописи. Суть этой техники заключается в том, что актеры разыгрывают свои сцены на однотонном фоне, который поддается редактированию, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого фона и затем совмещает изображения. Это был хороший вызов для художника, потому что органичное сочетание фонового изображения со сценой перед ним было полностью в его руках.
Эта техника развилась в метод хромакея — фон создается в компьютерной программе и может сделать сцену более динамичной и плавной.
Куда отправится новый герой саги о По Дэмероне? Конечно же, для борьбы с темными силами Первого Ордена.
Второй проблемой был сценарий. Актеры получили его непосредственно перед съемками и должны были выучить сцены по ходу действия. Даже после того, как Хейлз был застрелен, большая часть диалогов оставляла желать лучшего. Кристенсен жаловался, что после первого чтения он не знал, как именно произносить свои реплики.
1976 года
Перед последними днями в Лондоне съемочная группа «Звездных войн» была окончательно сформирована, и Алан Лэдд, недавно назначенный старший вице-президент Fox — он отвечал за международное производство фильмов — прилетел из Лос-Анджелеса, чтобы решить некоторые «последние вопросы» с Лукасом и Курцем. Была только одна проблема — у ILM не хватало времени. У них вообще не было подготовлено никаких спецэффектов», — сказал Лукас. «ILM должна была иметь все необходимое для проекции космических кораблей в начале съемок. Это была важная часть производственного цикла, но у нас их было всего три».
Именно в этот напряженный момент появилась первая из звезд. «Я приехал сюда, чтобы стать частью великого приключения, которым было создание этого фильма. Я никогда не был в Англии, я никогда не был в Африке. Я летел на самолете, мы летели сквозь облака, и я видел все эти странные здания. После приземления я с трудом понимала, что говорят эти люди с их британским акцентом; он заехал за мной, и мы поехали в отель. Я бросил свои вещи, принял душ и пошел переодеваться. На следующий день они отвезли меня в EMI EMI Records, где я познакомился с Джорджем и Гэри Куртцем. Я боялся их».
«Джордж взял меня с собой и показал все декорации», — вспоминает он. Они даже не были нарисованы; «Сокол тысячелетия» был просто деревянной конструкцией. Невозможно было представить, как это будет выглядеть. Но он все подробно объяснил: «Здесь мы снимаем внешние сцены, и когда вы войдете внутрь, вы окажетесь именно здесь». Пока я знакомился с остальными членами экипажа, у меня случился нервный срыв. Тем временем Джордж сказал: «Не хотите ли вы посмотреть пробный снимок роботов?». Я ответила, что конечно, и мы пошли в кинозал, где все ждали Лукаса. А потом Джордж сказал: «А это Люк Старкиллер» — и все кивнули и вернулись к работе. И я упал в кресло. Изображение на экране было действительно захватывающим, но это никого не волновало. Они уже видели достаточно. Мне очень хотелось посмотреть, что происходит на экране, но я не мог держать глаза открытыми.
«После этого я вернулся в отель — и заблудился. Я решил пройтись по улицам, чтобы сориентироваться. Однако в Англии не существует четкой сетки районов. Три часа спустя я все еще искал свой отель. Ситуация настолько ухудшилась, что я решил попытать счастья в другом отеле. Я начал искать в бумажнике наличные и выронил букетик спичек, что вызвало подозрение у персонала отеля — эти подземные взрывы и действия Ирландской республиканской армии ИРА — и попросил назвать номер моего паспорта. Я не мог этого вспомнить, и они вызвали полицию. И вот я в полицейском «черном вороне», а полицейские пытаются помочь мне вспомнить местонахождение отеля: «Разве это не Дорчестер? Может быть, на Гросвенор-сквер?» В конце концов, чудесным образом мы наткнулись на него».
Перед отлётом в Тунис
Когда Лэдд и Курц составили окончательную смету, бюджет на костюмы составил около 90 000 фунтов стерлингов (220 000 долларов). «Видно, что использовались довольно дешевые материалы, — говорит Джон Молло, художник по костюмам.
Однако было одно исключение: штурмовик стоил дороже всего остального (40 000 фунтов стерлингов или 93 000 долларов) и был закончен только за неделю до начала съемок.
«Штурмовик был кошмаром художника по костюмам, — объясняет Молло. «Мы нашли модель подходящего размера, сделали гипсовый слепок его тела и поручили скульптору изготовить доспехи из этой фигуры. Затем все должны были комментировать: «Улучшите это, улучшите то», а Джорджу не понравились ни одни из накладок на колени. Это продолжалось несколько недель. В конце концов, все они были выброшены, а броня была изготовлена из пластика методом термоформовки, но следующим вопросом было, как все это собрать. До начала съемок оставалось около четырех дней, и мы все еще боролись с этим проектом, пока нам не удалось соединить детали так, что снятие и надевание занимало не более пяти минут.
«Но это было еще не все. Джордж сообщил мне, что берет несколько штурмовиков на фотосессию и хочет видеть их в «боевом снаряжении». Я спросил: «Ну, Джордж, что значит «боевое снаряжение» для штурмовика?». — И он объяснил: «Когда он носит кучу вещей на спине». Поэтому я пошел в скаутский магазин в Лондоне и купил металлическую раму для рюкзака; затем мы купили несколько пластиковых коробок с перекладинами, сложили две из них вместе и надели четыре на раму. Мы положили пластиковую дренажную трубку сверху, лабораторную трубку сбоку и покрасили все в черный цвет. Это была самая удивительная из всех полос!» — спросил Джордж, — «Можем ли мы придумать что-нибудь, чтобы предложить их заказать?». Поэтому мы взяли защитный мотоциклетный нагрудник и прикрепили его к одному из ее плеч. Джордж сказал: «Отлично!». Мы покрасили один нагрудник в оранжевый цвет, а другой в черный, и получилось еще лучше», — завершает свой рассказ Молло с довольной улыбкой.
В последнюю минуту было найдено решение и для костюма C-3PO. «Но это заняло так много времени, что мне пришлось надеть полный костюм только один раз, перед самым отъездом в Тунис. Один из самых больших перерасходов средств был связан с тем, что окончательные корректировки были внесены слишком поздно, поскольку студия отложила оплату. Часть реквизита и оборудования не удалось вовремя перевезти с помощью трейлеров (что обошлось бы в $5 000). Поэтому пришлось зафрахтовать грузовой самолет Lockheed Hercules C-130 за 22 000 долларов, чтобы доставить недостающий реквизит за два дня до начала съемок.
Чтобы отпраздновать предстоящее приключение, Лукас и Курц устроили коктейльную вечеринку для актеров и съемочной группы в отеле «Африка», в номере «Магриб», 17 марта 1976 года в половине седьмого вечера. «Кажется, я был там во вторник, — вспоминает Хэмилл, — а вышел в четверг. В пятницу я ужинал с Джорджем и Гэри в китайском ресторане. Затем наступил великий день. Это была суббота 20 марта: мы приехали в аэропорт Хитроу и были готовы отправиться в Тунис. Там я впервые увидел всю съемочную группу. Это было здорово. Это было похоже на первый день работы в школе. У нас у всех были пакеты с наклейками «Звездных войн». Я подумал: «Я еду в Африку!». И мы отправились в путь».
Первый день
Лукас, Хэмилл, Дэниелс и все остальные прилетели из Лондона на Джербу чартерным рейсом авиакомпании British Airways. Ночь опустилась на землю, прежде чем их погрузили в машины и грузовики, чтобы отвезти в Нойту. За неделю до этого Энтони Дэниелс сыграл главную роль в постановке «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в театре Criterium на площади Пикадилли. «Тем не менее, в первую ночь в Тунисе я не мог уснуть, потому что немецкие туристы пытались найти свои комнаты в четыре утра — а нам нужно было вставать в шесть. Мы оказались в Джербе; это был огромный гостиничный комплекс, — говорит Хэмилл. «Четыре отеля рядом друг с другом: можно заблудиться по дороге в номер. Это было невообразимо. Было ощущение, что мы никуда не идем. Поля для гольфа, рестораны, дискотеки. «И это Африка?» — Я думал в то время. Но на следующий день мы встали очень рано и под дождем отправились на солончаки.
Ближайшим крупным городом был Тозер, «который оказался крошечным», — говорит Роберт Уоттс, менеджер по производству на съемках «Звездных войн». Уоттс не был новичком в съемках на месте — он уже принимал участие в съемках по всему миру, включая Японию, Финляндию, Испанию, Германию, Колумбию и пустыню Калахари. «Из Сахары постоянно появлялись кочевники — все берберские женщины, одетые в черное, закрывающие лицо так, что был виден только один глаз. Они были серьезной проблемой во время ночных поездок по городу, потому что их невозможно было увидеть».
Команда на Джербе, которой пришлось сосуществовать с большим количеством туристов, по прибытии на новое место встретила телевизионную съемочную группу под руководством Франко Дзеффирелли, снимавшую фильм «Иисус из Назарета» (1977): «Это были двенадцатичасовые съемки, — вспоминает Курц, — и они задействовали всех местных техников, всех актеров и все арендованные автомобили, а также всю территорию отеля. Большой отель был закрыт на ремонт, поэтому людям пришлось втискиваться в свои комнаты по двое и по трое и жить в гостиницах по две недели — ничего особенного. Мы могли себе это позволить. Но если бы это продолжалось два или три месяца, в наших рядах вспыхнул бы бунт».
Съемочная группа «Звездных войн» состояла примерно из ста человек из Англии и двадцати пяти тунисцев. Обе команды общались друг с другом на французском языке — в основном через помощников режиссера; Тунис когда-то был французской колонией. Вечером в воскресенье 21 марта все, кто мог спать, провели ночь в своих тесных комнатах, готовясь к предстоящей работе. Постановка шла почти три года, но еще не вышла на главную сцену.
Энтони Дэниелс вспоминает:
«Однажды я увидел стул с надписью «Энтони Дэниелс» на спинке, и я был очень тронут. Но я никогда не мог на него сесть, потому что я вообще не мог сидеть. Вместо стула у меня была эта ужасная наклонная доска с подлокотниками — как средневековое орудие пыток, — на которую я мог лечь под углом семьдесят градусов; это было не очень полезно, потому что мои лодыжки все еще были напряжены. На мне были обычные нейлоновые колготки и довольно неудобные яхтенные туфли из магазина Либби Уайт в Лондоне — у меня была пара на съемках фильма, и они очень быстро износились. У меня были золотые воротнички и золотые носки, а поверх этого — брюки, которые были из довольно толстого пластика и завязывались на бедрах. У брюк была ярко выраженная лобковая зона — помню, Джордж любил называть это «космическим эротизмом». У меня также был своего рода корсет, сделанный из довольно толстой резины и сшитый вручную. К нему было прикреплено множество кабелей и других вещей, которые мне приходилось постоянно менять во время съемки. Верхняя часть костюма имела переднюю и заднюю части. Левая подмышка крепилась к передней половине, а правая подмышка — к задней половине. Руки пропускались через рукава, которые крепились к плечам. Для рук были специальные перчатки, сделанные скульптором — я решил, что они должны быть сделаны из листовой стали. Когда я надел их в первый раз, я мог держать руки в воздухе не более двадцати секунд — затем они с грохотом упали на стол. Они были слишком тяжелыми — я сказал, что ты хочешь от меня слишком многого. Яркий пример того, что работа была сделана в спешке».
Уважаемый и известный актер Алек Гиннес, сыгравший Оби-Вана Кеноби в оригинальной трилогии «Звездных войн», в итоге возненавидел сериал. Хотя участие в съемках принесло ему целое состояние, актер был расстроен другим: целое поколение зрителей стало ассоциировать его исключительно с Оби-Ваном.
Любовная история в стиле нуар
В сентябре 1999 года Джордж сел за написание сценария. Ключевым элементом сюжета всегда был роман между Энакином и Падме — в интервью, посвященных второму эпизоду, Лукас называл будущий фильм мелодрамой или историей любви. В первых черновиках брак героев должен был состояться уже в середине фильма, но потом Джордж решил, что отношения героев не должны развиваться так быстро.
Другим важным элементом сюжета были Войны клонов. Лукас впервые упомянул о них в «Новой надежде» и вновь обратится к ним в следующем фильме. В ранних черновиках «Империи» упоминалось, что клоны (позже замененные имперскими боевыми войсками) вторглись в Республику из места, находящегося за пределами известной части галактики — в этой версии сценария планета клонов оказалась родной планетой Лэндо Калриссиана. Более 20 лет спустя Джордж вернулся к этой теме и полностью переработал идею. Война переросла во внутриреспубликанские разборки, а клоны стали союзниками джедаев.
При работе над трилогией предыдущих фильмов Лукас использовал идеи, возникшие в результате мозгового штурма с автором первого сценария «Империи» Ли Брэкеттом. Это особенно верно в отношении описания планет — городскую планету и пасторальный мир Джордж показал в «Скрытой угрозе», а для «Атаки клонов» он взял идеи водной планеты и серого, скалистого, безжизненного мира — последний стал прототипом Геонозиса.
Обдумав основной конфликт, Лукас решил сделать второй эпизод, напоминающий скандальные романы и B-фильмы 1930-х и 1940-х годов. Это видно повсюду, начиная с ретро-дизайна кораблей и катеров и заканчивая обилием кульминационных сцен и старомодной, нарочито лиричной любовной линией с ее патетическими диалогами, как в фильмах 1930-х годов.
Джордж черпал вдохновение в стиле нуар и понял, что повествованию не хватает еще одной важной детали — детективной истории. Сюжетная линия Оби-Вана призвана восполнить этот недостаток — герой проводит весь фильм в расследованиях, поисках и в конце концов находит что-то.
Во втором эпизоде Лукас начал постепенно соединять две трилогии. Повествование возвращается на Татуин, где появляются Оуэн Ларс и его подруга Беру, а также молодой Боба Фетт. Изначально Джордж, очевидно, намеревался включить Бобу в третий эпизод, но позже отказался от этих планов, и история молодого охотника за головами получила развитие только в мультсериале «Войны клонов».
Граф Дуку появился позже всех, уже на стадии предварительного производства. Изначально Лукас хотел сделать главным антагонистом еще одного жестокого воина в духе Дарта Молла. Художники настояли на эскизе ведьмы ситхов, который не был использован в первом эпизоде и который позже станет основой для персонажа Асажж Вентресс. Однако в последний момент Лукас решил совместить образы следующего ученика Сидиуса и лидера Сепаратистов, сделав смелое предположение, что вся война была частью плана Лорда Ситхов по завоеванию галактики.
Никто, кроме Лукаса
Во время работы над оригинальной трилогией Лукас часто обращался за помощью. Он получал советы от самых талантливых режиссеров и сценаристов своего времени: Стивена Спилберга, Фрэнсиса Форда Копполы, Джона Милиуса, Мартина Скорсезе, Уилларда Хьюика, Глории Кац и, конечно же, жены Лукаса Марши. Но с каждым новым фильмом он все больше убеждался, что его видение — единственное, и что все, кто считает иначе, либо ошибаются, либо пытаются ему помешать.
В самом начале работы над трилогией Лукас заявил, что будет снимать только первый эпизод, а второй и третий оставит другим режиссерам — имя Спилберга было на слуху. Однако, вовлекаясь в проект, Джордж чувствовал, что любой другой человек испортит его видение.
Его желание делать все самому во время работы над «Атакой клонов» стало гибелью Лукаса. Не имея возможности делегировать хотя бы часть задач, он должен был одновременно писать сценарий, следить за работой художников, руководить кастингом, искать места съемок и строить декорации. Излишне говорить, что он ничего не добился и замедлил весь процесс.
В апреле 2000 года Лукас наконец признал, что у него не все получилось, и нанял помощника для пересмотра сценария. Джонатан Хейлз уже сотрудничал с Лукасом, когда тот работал над «Хрониками молодого Индианы Джонса», и понимал, чего тот хочет от него, но не мог внести никаких существенных изменений. В Сиднее уже были закончены декорации, утверждены бюджет и график съемок. Скорее всего, вклад Хейлза ограничился улучшением диалогов — самого слабого места сценариев Лукаса.
Хейлз провел с Лукасом два дня и отправился в Лондон, чтобы переписать сценарий, а Лукас полетел прямо в Сидней на съемки. Когда Хейлз отправлял первый черновик, ему позвонил Джордж, который в свойственной ему откровенности сказал ему: «Кое-что из этого здорово, кое-что не очень. Мы поговорим о том, что не так уж и хорошо.
Сценарий разрабатывался практически до последней минуты. Окончательный вариант появился на съемочной площадке всего за три дня до начала съемок.
Строим небоскрёб без фундамента
Отсутствие сценария затрудняло работу и ставило все отделы в прямую зависимость от Джорджа Лукаса.
Даг Чанг и его команда художников создавали корабли, локации и планеты, основываясь исключительно на описаниях и рассказах Лукаса, при этом Джорджу удавалось черпать идеи и вдохновение в окончательных иллюстрациях. Несколько раз в неделю он появлялся в офисах дизайнеров, чтобы одобрить или отвергнуть предложенные им идеи. Он носил две марки со словами «OK» и «grandiose» (fabuloso).
Успех концепции оценивался по количеству штампов «ОК». Один балл означал, что работа нуждается в серьезной доработке, два — что она нуждается лишь в незначительной доработке, а три — что работа будет использоваться в том виде, в котором она есть. Маркой, получившей наибольшее признание, стала марка «великолепный» — за 18 месяцев только 4 иллюстрации получили эту марку.
Тем временем в Сиднее художник-постановщик Гэвин Бокете и его команда построили 70 полных или частичных декораций для второго эпизода — больше, чем потребовалось для съемок «Темной угрозы». Джордж всегда говорил, что вторая серия будет короче первой, — жаловался Боке, — конечно, это не так.
Строительство декораций началось с опозданием и шло макиавеллиевскими темпами. Чтобы компенсировать потерянное время, сотрудникам приходилось работать по 14 часов в день без выходных.
Больше всех пострадал МакКаллум: «Это все равно что пытаться построить небоскреб, не заложив сначала фундамент», — жаловался он. «Вы хоть представляете, каково это — составлять бюджет постановки, не имея в руках сценария?».
Уважаемый и известный актер Алек Гиннес, сыгравший Оби-Вана Кеноби в оригинальной трилогии «Звездных войн», в итоге возненавидел сериал. Хотя участие в съемках принесло ему целое состояние, актер был расстроен другим: целое поколение зрителей стало ассоциировать его исключительно с Оби-Ваном.
Как снимали первые «Звездные войны» Джорджа Лукаса
Первый эпизод эпической франшизы «Звездные войны», «Серийный номер IV», вышел в 1977 году и имел огромный успех. Фильм режиссера Джорджа Лукаса не произвел революции в жанре научной фантастики «Космическая одиссея», вышедшей десятилетием ранее, но «Звездные войны» создали свою собственную кинематографическую вселенную, которая в итоге стала мировым культурным феноменом, покорив миллионы людей по всему миру. У поклонников эпического фильма даже есть свой собственный праздник — 4 мая — это отсылка к словам джедайского приветствия «Да пребудет с вами Сила».
Интересные факты
Художник может оскорбить кого угодно — конечно, это не относится к Лукасу, который, помимо того, что он с самого начала назвал хищной деловой хваткой, одновременно с выходом эпизодов оригинальной трилогии начал выпускать атрибутику, которая, помимо того, что постоянно напоминала о вселенной StarWars, приносила студии прекрасную прибыль. Продажи пластиковых фигурок, предметов Джедаев, одежды и других фанатских товаров намного превысили кассовые сборы фильмов. Более подробная информация о «Звездных войнах» последует позже:
1. Студент Лукас черпал вдохновение в самурайских фильмах Акиры Куросавы, литературе Эдгара Берроуза из серии «Джон Картер на Марсе», популярном в середине века телесериале «Флэш Г ордон» и собственном увлечении автомобилями. Если бы не фильмы, Лукас мог бы стать гонщиком. 2 Спин-оффы саги «Звездные войны», которые студия Lucasfilm выпускает с 2016 года, — идея не новая. В 1980-е годы телефильмы «Караван храбрецов», «Эвоки», «Битва за Эндор» и различные мультсериалы рассказывали отдельные истории из далекой-далекой галактики и усиливали интерес зрителей к основной истории.
3 «Новая надежда» собрал в прокате более пятисот миллионов долларов при бюджете в 11 миллионов долларов и получил восемь «Оскаров» в технических категориях. В глазах критиков и фанатов первая серия — лучшая из всей саги. 4 Джордж Лукас выступил режиссером четвертой части и после этого в течение 22 лет не снимал больше фильмов, работая исключительно как продюсер и сценарист. В 1999 году он снова стал режиссером, начав более раннюю трилогию «Скрытая угроза». 5. зрители в СССР смогли увидеть трилогию «Звездные войны» на большом экране только в 1990 году, а до этого в руках фанатов были видеокассеты с плохим качеством видео и любительским переводом. 6. по словам Кэтлин Кеннеди, президента LucasFilm, производство трилогии и спин-оффов будет продолжаться до 2030 года, поэтому можно с уверенностью сказать, что «Звездные войны» будут существовать всегда. 7. В честь двадцатилетия выхода первой части (мы говорим часть 1, подразумеваем часть 4) в 1997 году кинокомпания потратила деньги на компьютерные эффекты и переиздала трилогию с технологическим уклоном, заработав почти полмиллиарда долларов.
Сцена в баре космопорта, которая выглядит как бред обкуренного хиппи, снималась в масках и гриме. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — все они созданы умелыми руками мастеров своего дела. Монтаж и умная операторская работа придают всем этим сценам органичный характер.
Подбор актеров
«Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Харрисон Форд и сэр Алек Гиннес» Источник: 24smi.org, ifitshipitshere.com, screenertv.com, geektyrant.com.
Большой кастинг на участие в фильме прошел в Лос-Анджелесе. Лукас решил, что в его фильме не будут сниматься кинозвезды — отчасти для экономии гонораров, отчасти для привлечения новых лиц. На роль Люка Скайуокера претендовали сотни актеров, но Лукас предпочел Марка Хэмилла, чье открытое, молодое лицо убедило режиссера, что он нашел героя для своей саги. На роль Леи претендовали многие известные голливудские актрисы, в том числе Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль досталась Кэрри Фишер. Хана Соло сыграл старый знакомый Лукаса, Харрисон Форд — в то время как роль обаятельного контрабандиста досталась многим новым звездам 1970-х годов, от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером, попавшим в список, стал обладатель премии «Оскар» сэр Алек Гиннесс, сыгравший Оби-Вана Кеноби в фильме «Новая надежда».
Музыка
«Композитор Джон Уильямс» Источник.
Для написания музыки Лукас пригласил Джона Уильямса, который становился все более популярным. Вдохновившись саундтреком к фильму «Королевский ряд» (1942), Уильямс написал блестящую вступительную тему. Его саундтрек к «Звездным войнам» — величественный и торжественный, мрачный и тревожный — идеально дополнил фильм Лукаса и до сих пор считается одним из самых известных в истории кино.
Съемки
«Лукас и модель Звезды Смерти». Источник: vintag.es
Съемки фильма «Новая надежда» проходили на студии Элстри в пригороде Лондона. Экипаж был настроен, мягко говоря, скептически. Актеры назвали действие детским садом и посмеялись над декорациями и внешним видом персонажей. Студия Industrial Light & Magic, которой было поручено разработать спецэффекты для фильма, не обладала достаточными ресурсами и опытом. До Лукаса никто не пытался снимать приключенческие фильмы такого масштаба, поэтому необходимые визуальные приемы приходилось изобретать на ходу. Модель Звезды Смерти, например, была сделана из картона. Сотрудники ILM использовали миниатюрные куклы для воссоздания событий финальной битвы. Команда ILM работала круглосуточно, чтобы уложиться в сроки и показать руководству, чего они достигли.
Успех концепции оценивался по количеству штампов «ОК». Один балл означал, что работа нуждается в серьезной доработке, два — что она нуждается лишь в незначительной доработке, а три — что работа будет использоваться в том виде, в котором она есть. Маркой, получившей наибольшее признание, стала марка «великолепный» — за 18 месяцев только 4 иллюстрации получили эту марку.
Мечта Бухгалтера
Чтобы понять, почему Джорджа Лукаса прозвали «Бухгалтером», нужно вернуться в прошлое — задолго до того, как он начал снимать свои фильмы.
В киношколе Лукас отличался от своих сокурсников — даже будучи подростком, он знал, что хочет стать режиссером из-за своей любви к кино и телевидению. В отличие от своих более поздних коллег, он уделял много времени написанию сценариев и разработке идей и почти никогда не принимал участия в молодежной жизни, полной вечеринок и алкоголя. Учителя ценили его упорство и настойчивость в работе. Лукас был не только отличным учеником, но и «хорошим другом» учителей. Вместе со всеми остальными они отправились на практику — снимать документальный фильм для постановки фильма Джея Ли Томпсона 1969 года «Золото МакКенны».
Как и в любой другой области, все, что вы узнаете в университете, на практике будет выглядеть совсем иначе. Например, когда Лукас занялся кинопроизводством, он распрощался с иллюзиями, увидел раздутый бюджет и ужасно «триппированный» кинопроцесс. Начиная с обслуживающего персонала на съемочной площадке и заканчивая операторами, осветителями и звукооператорами — все было неловко для молодого Джорджа Лукаса во время его первого посещения настоящей съемочной площадки. Конечно, это был старый Голливуд.
Марк Хэмилл, Джордж Лукас и Харрисон Форд. Кадр со съемочной площадки фильма «Звездные войны». Эпизод IV: Новая надежда.
Получившийся в результате документальный фильм Лукас мог бы выбросить в мусорную корзину, если бы захотел, а затем нерадивого студента могли бы исключить из Академии — потому что фильм был даже не о съемках в McKenna Gold, а о карьерах и пустынях, существовавших в тех местах. Однако благодаря успешной учебе и надеждам, которые возлагали на него преподаватели, он окончил университет. Как и многие выпускники киношкол того времени, Лукас хотел снимать умные, содержательные фильмы, отражающие жизнь.
1960-е годы были трудным временем для Америки. Граждане США жили в страхе, ожидая, что вот-вот будет нажата пресловутая «красная кнопка» и советские ядерные ракеты в любой момент уничтожат их свободную страну. Люди строили убежища, чтобы спасти себя и свои семьи. Ситуация усугублялась войной во Вьетнаме, которая стоила многих жизней и в которой, по мнению американцев, страна не нуждалась. Убийство президента Джона Ф. Кеннеди в 1963 году также повлияло на взросление Люка.
Тьма, охватившая Америку, и самопознание Джорджа Лукаса вылились в провальный первый фильм THX-1138. В результате гнев Лукаса на кинематограф усилился: без его ведома студия Warner Bros. вместе с продюсером Фрэнсисом Фордом Копполой, режиссером культового фильма «Крестный отец», взяла THX-1138 и пересняла его на свой лад, а Лукас добавил свою собственную идею и боль времени. К счастью, это не повлияло на дружбу между Лукасом и Копполой, который был для него как отец. Ходят слухи, что Коппола обвинил студию в изменении первоначального направления и что «это был просто инструмент». Однако трудно представить, что один из самых уважаемых режиссеров Голливуда в то время выполнял поручения студийных боссов.
Достопочтенный Джедай-бенду из Опуччи
Подобно Говарду Рорку, герою философской книги «Фонтанная голова», Джорджа Лукаса никто не воспринимал всерьез. Его жена Марша Лукас вообще считала «глупости» своего мужа детским садом, и вместо того, чтобы помогать ему на последних этапах съемок «Звездных войн», она оставила его редактировать фильм Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где, по ее мнению, и заключается истинное искусство кинематографа. Отец» Лукаса Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы тот продолжал снимать «интимные» фильмы, и снова был готов оказать ему финансовую поддержку при создании «Апокалипсиса сегодня». Но к этому мы вернемся позже.
В то время так называемая «подростковая революция» в США еще только зарождалась, и многие думали, что это пингвин, пытающийся взлететь. Платежеспособной аудиторией были пожилые люди — работающие взрослые могли позволить себе пойти в кинотеатр в тихий свободный вечер и посмотреть другой фильм, отражающий реальность. Лукас, напротив, бросил вызов традициям и выбрал совершенно иной подход: он хотел снять фильм для молодой аудитории, который при желании могла бы посмотреть вся семья. Конечно, он часто задавался вопросом, действительно ли нужен такой фильм, ведь все попытки, которые предпринимались до него, провалились.
Его мечтой было снять фильм о космических путешествиях. Он даже хотел снять римейк «Флэш Гордона» Алекса Рэймонда, но его идея римейка была отвергнута. Однако, столкнувшись с препятствиями, Лукас еще больше загорелся своей мечтой, и в начале 70-х годов он создал первые наброски своей будущей эпопеи. Каждый день утром он писал сценарий, а вечером изучал сказки, мифологию и различные другие книги. Особенно он читал «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла и «Сказания о силе» Карлоса Кастанеды (да, именно оттуда берет начало сила, которой обладают персонажи «Звездных войн»). Лукас также поглощал много научной фантастики, от Эдгара Берроуза до Айзека Азимова. Писать сценарий было сложно. Позже режиссер признался, что ему «было трудно излагать идеи на бумаге». К 1973 году, после почти года работы, он написал 13-страничный документ, отражающий его видение фильма. Документ начинался с предложения:
«Это история Мейса Винду, почтенного джедая Бенду из Опуччи, который связан с Усби Си Джей Тейпом, падаваном лидера знаменитых джедаев.
Когда агент Лукаса, Джефф Берг, и его адвокат, Том Поллак, прочитали его, они сказали, что не поняли ни слова, но все же решили отправить его идею в United Artists, которые, в свою очередь, отказались браться за проект под названием «Звездные войны», потому что боялись расходов. Universal Pictures, студия, с которой Джордж Лукас подписал контракт на съемки «Американских граффити», также отреагировала негативно, хотя одним из пунктов контракта было «съемки следующего фильма режиссера».
Бред и спецэффекты
Наемные рабочие и актеры еще до начала съемок подозревали, что работать с Джорджем Лукасом будет непросто, но уже на самой съемочной площадке стало ясно, что она превращается в своеобразный «детский сад». Харрисон Форд позже сказал, что он совсем не боялся потерять роль, и даже попросил Лукаса в какой-то момент убить своего персонажа, потому что «Ты можешь написать такую чушь, Джордж, но как, черт возьми, я должен это сказать!».
Неуважение ко всему и всем на съемочной площадке росло вместе с неуважением к Лукасу, который уже был сыт по горло всем в киноиндустрии. Его упрямый характер и трезвый ум не позволяли ему идти на уступки кому-либо. Он постоянно кричал на съемочной площадке и в конце концов потерял связь со всеми, кого нанял и утвердил, включая актеров и съемочную группу. Джорджа Лукаса постигла та же участь, что и Стивена Спилберга, которого тоже считали идиотом во время съемок «Челюстей» и предрекали ему грандиозный провал, за которым последовало изгнание из профессии и из Голливуда. В конце концов, никому до него не удавалось создать качественный блокбастер для публики.
Кстати, негативизм актеров проявляется и в самой «Новой надежде»: По мнению критиков, актерская игра в фильме надуманная, и с таким же успехом можно было бы нанять на эту роль «человека с улицы». Это повлияет на актеров, которых после «Котла» не будут брать на другие большие проекты, потому что они не умеют играть и «ушли» только из-за идеи Джорджа Лукаса. Но если Спилберг не был таким упрямым на съемках «Челюстей», то Лукас не мог позволить себе «опекать» свою группу. Даже Спилберг, видя, через какие муки проходит его друг, предложил помощь и пообещал отдать Лукасу все заслуги, но тот был непреклонен и даже противоречил ему, говоря, что его собственные «Звездные войны» во всех отношениях превзойдут фильм ужасов с акулой-убийцей.
Съемки были завершены, наступило время постпродакшна, но проблемы у режиссера продолжались. Студия (Industrial Light & Magic), состоящая из четырех человек, отвечавшая за спецэффекты фильма, не имела ни малейшего представления о том, как реализовать идеи режиссера — никто никогда раньше не просил ничего подобного.
Работа в гараже Лукаса шла очень медленно, и ребята потратили почти весь свой бюджет на спецэффекты на несколько секунд вспышки и полета. Гнев Лукаса теперь распространился и на них. ILM лишили всех бонусов, и, согласно указаниям режиссера, его сотрудники должны были закончить работу на оставшиеся деньги. Конечно, Джордж Лукас позовет их обратно в будущем, чтобы снять «Звездные войны», и тогда студия извлечет уроки из прошлого опыта и сделает все правильно (и получит огромную прибыль). Однако во время съемок «Новой надежды» их отношения напоминали отношения Силы и людей в мультфильме Чиполлино. Чтобы добиться своего, Лукас, с его упрямым характером, может даже ввести налог на воздух в гараже, чтобы они могли работать дольше, не отвлекаясь на дыхание.