Для программы «Буран», как и в США, было запланировано 5 космических аппаратов. К 1988 году, кроме той, что летала, вторая модель была завершена почти на 95%, а третья — наполовину.
Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Буран» — космический челнок советской многоразовой космической транспортной системы (МКТС), разработанной по программе «Энергия-Буран». Один из всего двух космических кораблей МТККТ, проданных по всему миру, «Буран» был ответом на аналогичную американскую программу «Спейс Шаттл».
Буран» завершил свой первый и единственный беспилотный космический полет 15 ноября 1988 года.
This entry was posted on Ноябрь 13, 2015 at 3:51 pm and is filed under Кто хочет стать миллионером. Вы можете перейти в нижнюю часть страницы и оставить свой комментарий.
Мало букафф? Читайте есчо !
1955 г. Французскую экспедицию, созванную для покорения Макалу весной 1955 г., снова возглавил Жан Франко, который много лет возглавлял Национальную школу альпинизма в Шамони. Остальными участниками были семь альпинистов первого класса.
По сюжету сказки Гомера, все началось на свадебном пиру. Женихом был аргонавт Пелли, а невестой — морская нимфа Фаэдет.
Большой грузовой отсек позволял брать на борт крупные грузы, например, космические спутники. Для запуска этих аппаратов в космос «Буран» может использовать огромный двигатель, подобный тому, что установлен на космическом челноке. Общая грузоподъемность «Бурана» составляла 30 тонн.
В космос на самолете
Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал кульминацией развития советской космонавтики и результатом десятилетий работы всей советской космической промышленности. И если две сверхдержавы, США и СССР, были «неразборчивы», так сказать, в других вехах покорения космоса, то автоматическую посадку многоразовых самолетов американцы смогли повторить только в 2000-х годах, причем в гораздо меньших масштабах.
Идея многоразовых космических кораблей, подобных самолетам, возникла почти сразу после первых полетов в космос. Начиная с конца 1950-х годов, различные конструкторские бюро разрабатывали крылатые классические аппараты, похожие на самолеты, которые могли взмывать на большую высоту и достигать космоса. Были разработаны как пилотируемые направления, так и беспилотные. Конечно, особый интерес представляло военное использование космических аппаратов, поскольку считалось, что противостояние между США и СССР скоро распространится на космос.
Ближайшими отечественными предшественниками «Бурана» были разработки ОКБ Микояна: спиралевидный самолет и беспилотный орбитальный ракетоплан БОР.
ОК «Буран» и ракета-носитель «Энергия» перед стартом. Космодром «Байконур». Ноябрь 1988 г.
В 1972 году правительство США объявило о начале широкомасштабной национальной программы космических челноков. Проанализировав параметры будущего космического корабля, советское руководство предположило, что он готовится для военных целей. Мощность и размеры шаттла позволяли ему запускать ядерные боеголовки и другие грузы, которые угрожали безопасности СССР в космосе.
Таким образом, основными задачами «Бурана» были сдерживание США в военно-космическом секторе, запуск астронавтов и полезных грузов на орбиту и с орбиты, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этого планировалось построить не менее пяти космических аппаратов, совершая около 30 полетов в год.
Космическая стройка для всей страны
Работы по созданию комплекса «Энергия-Буран» продолжаются уже около десяти лет. Основным разработчиком космического аппарата «Буран» было НПО «Молния», которое было создано в 1976 году на базе трех конструкторских бюро специально для выполнения проекта. Генеральным директором и главным конструктором «Молнии» был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, ранее занимавшийся программой «Спираль» и истребителями МиГ. В качестве основной площадки для сборки и испытаний были выбраны цеха Тушинского машиностроительного завода.
В 1975-1976 годах проводились испытания различных версий «Бурана» и систем, которые должны были вывести его на орбиту. Наконец, тот, который ближе всего подошел к самолету американской разработки, был выбран как наиболее перспективный для космического корабля.
«Буран» в сборочном цехе
Первый полноразмерный «Буран» был построен в 1984 году. Этому моменту предшествовало гигантское количество исследований и испытаний. Помимо разработки самого космического аппарата, были решены и сопутствующие вопросы: Как защитить космический корабль от перегрева, как транспортировать его к месту запуска, как организовать автоматическую посадку и многое другое. В ходе работы были созданы тысячи новых материалов и технологий, которые двигали космическую отрасль вперед. В разработке системы «Энергия-Буран» было задействовано более 1000 компаний и около 2,5 миллионов специалистов, а стоимость проекта составила 16,4 миллиарда рублей. Это был крупнейший космический проект в истории страны.
Как сообщалось ранее, руководителем разработки «Бурана» была НПО «Молния». С 2018 года она входит в состав концерна «Калашников» и является единственной компанией в нем, имеющей навыки работы в космической отрасли. Сегодня «Молния» производит ракеты-мишени и продолжает заниматься аэрокосмической тематикой.
Одним из самых больших вкладов Молнии в развитие аэрокосмической промышленности были исследования новых материалов. К покрытиям космических аппаратов предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальный вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температур о т-150 до 1250 ºC, возможность многократного использования. В сотрудничестве с компаниями был разработан уникальный теплозащитный материал на основе кварцевых волокон. Из этих волокон было изготовлено в общей сложности 38 600 гибких плиток, которые покрывали корпус «Бурана», как чешуя. В зонах экстремального нагрева до 1650 ºC (носовые и крыльевые фланцы) был использован инновационный материал Gravimol. Керамический теплозащитный экран, стекло кабины и композитные детали — всего около 10% материалов «Бурана» — были изготовлены в Объединенной нефтехимической компании «Технология», входящей в холдинг «РТ-Химкомпозит». Участие «Технологии» в проекте заложило основу современного композитного производства в российской космической отрасли.
Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации
Кабина «Бурана» была разработана на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева. Для транспортировки «Энергии» и «Бурана» конструкторы ЭМЗ по инициативе самого Мясищева спроектировали самолет БМ-Т «Атлант». Сегодня завод входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех».
Устройство «Бурана»
Самолет «Буран» был смоделирован по образцу самолета с крылом типа «двойная стрела». В передней части корабля находилась полностью сварная каюта для 2-4 членов экипажа и 6 пассажиров. Там же размещалась и большая часть оборудования «Бурана».
Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур
В средней части корабля находился трюм с отверстиями. В нем находились операторы, которых можно было использовать для погрузки, разгрузки и других работ. Камера размером 4,7 на 18,55 м и объемом 350 кубических метров может доставить до 30 тонн на орбиту и до 20 тонн груза на Землю, что в 1,5 раза больше объема корабля Space Shuttle.
Комбинированная двигательная установка «Бурана» включала два орбитальных маневровых движителя и 46 газодинамических движителей. Для управления и поддержки космического аппарата использовалось более 50 бортовых систем. Компьютерные системы управления были четырехкратным резервом на случай аварии. Объем программного обеспечения составил гигантские для того времени 100 мегабайт, что позволило «Бурану» оставаться на орбите в течение 30 дней.
Главным отличием «Бурана» от «Спейс Шаттла» была автоматическая система управления, которая позволяла космическому кораблю совершать полет и посадку без вмешательства человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.
Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыльев — около 24 метров, высота по шасси — более 16 метров. Первоначальная масса космического корабля составляла более 100 тонн, включая 14 тонн топлива.
Ан-225 «Мрия» перевозит «Буран»
Эти параметры не позволяли транспортировать корабль по суше. Самолет БМ-Т «Атлант», бывший стратегический бомбардировщик 3М, был модифицирован специально для перевозки «Бурана» и компонентов ракеты-носителя к месту сборки и запуска в воздух; позже для перевозки «Бурана» был разработан самолет Ан-225 «Мрия», самый большой транспортер в мире.
Буран» должен был быть выведен на орбиту двухступенчатой ракетой «Энергия», которая также может использоваться для запуска других космических аппаратов. Для спуска космического корабля использовалось инерционное и аэродинамическое управление, а в конце была использована система торможения с парашютом. Для посадки использовалась отдельная взлетно-посадочная полоса на Байконуре и два запасных аэродрома в Приморье и Крыму. Кроме того, в резерве находились еще 14 аэропортов, в том числе в Ливии и на Кубе.
Всего в рамках программы было построено три корабля, последний из которых не был достроен. Также был заложен первый камень в фундамент второй серии.