Советская армия, однако, не могла игнорировать эти реструктуризации и тоже набирала силы, причем гораздо более крупные. С советской стороны было собрано около 2 миллионов человек, 25 000 единиц оружия и более 5 000 танков. Вдоль Курской дуги были вырыты траншеи, подготовлено более 400 километров противотанковых окопов и минных полей.
История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР
Долгое время нам внушали, что советское оружие — самое передовое и совершенное, ведь как иначе СССР мог победить во Второй мировой войне? Однако после распада Советского Союза выяснились новые факты, и оказалось, что советское оружие было не только не самым передовым, но и не совсем «отечественным».
Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в предвоенный период можно охарактеризовать как «охоту за количеством в ущерб качеству». Хотя многочисленные заводы работали исключительно для военных, конечный результат оставлял желать лучшего.
Неэффективная социалистическая экономика и значительное технологическое отставание привели к высокой частоте ошибок и систематическому невыполнению проекта. Например, в 1940 году Народной комиссии по боеприпасам (НКБ) пришлось произвести 5,7 млн. железных гранат вместо латунных для артиллерии. Не отработав технологический процесс, НКБ за 9 месяцев произвел всего 1 миллион 117 тысяч чугунных снарядов, из которых 963 тысячи пошли в металлолом, то есть процент брака составил более 86,2%. И это только один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась во многих секторах.
Слабая техническая оснащенность заводов, которые не могли выдать качественный продукт, дополнялась неадекватной работой конструкторских отделов, которые разрабатывали отдельные компоненты конечного продукта. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценили конструкцию одного из советских танков Т-34. Выводы были категоричны: «Мы проверили воздухоочиститель. Только диверсант мог разработать такое устройство. С механической точки зрения фильтр имеет крайне примитивную конструкцию: Металл сгорает в местах сварки, что приводит к утечке масла».
В то же время нельзя не заметить, что некоторые узоры и элементы фурнитуры были весьма передовыми для того времени. Но в целом, на фоне общей технологической отсталости СССР, стремление советских инженерных гениев к инновациям привело к тому, что советская промышленность производила некую аналогию «титановой лопаты с соломинкой»: некоторые компоненты вроде бы очень хорошо спроектированы, но такой лопатой невозможно нормально копать.
Стоит отметить, что качество советского оружия к концу войны значительно улучшилось. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли больше узнать о недостатках своих изделий из боевого опыта. Во-вторых, иностранные эксперты внесли свой вклад в улучшение ситуации. В-третьих, поставка большого количества американских и британских высокотехнологичных станков и различных материалов по программе ленд-лиза позволила заметно повысить качество продукции на советских заводах. Это наглядно отражено в истории совершенствования танка Т-34, самого производимого и легендарного танка Второй мировой войны.
Две версии одной «легенды»
Легендарные «тридцатьчетверки», прибывшие в Берлин, относятся к танку Т-34-85, который был увековечен на многочисленных постаментах в городах и деревнях. Однако Т-34-85 поступил в производство только в 1944 году, и лишь в 1944 году Советский Союз вступил в войну против Германии с танком Т-34-76, который принял на себя основную тяжесть боев, включая Курскую битву. От Т-34-85 он отличался меньшей башней, более слабым вооружением и многочисленными механическими и конструктивными недостатками.
Танк Т-34-76 был создан советской промышленностью в период с 1940 по 1944 год. Он был оснащен 76-мм орудием
Технические преимущества Т-34-76 заключались в высоком соотношении мощности и веса, приемлемых углах наклона брони, мощном (для того времени) вооружении, большой дальности стрельбы и низком давлении на грунт. К этому добавлялась простота конструкции, что облегчало массовое производство Т-34, а также его обслуживание и ремонт в полевых условиях.
В то же время эксперты отметили целый ряд недостатков, которых, как правило, не было у немецких и американских танков. Например, отсутствие вентиляции после стрельбы и недостаточная вентиляция оружейной комнаты приводили к тому, что после нескольких выстрелов башня наполнялась пороховыми газами, что могло привести к потере сознания заряжающего.
Первая версия Thirty-Four не имела вращающегося основания, и заряжающему приходилось ползать на ногах при повороте башни. Отсутствие радиосвязи между советскими танками снижало эффективность самого танка. Если в начале войны большинство немецких танков были оснащены радиостанциями, то советские машины либо имели только приемники (передатчик был только у командирского танка), либо вообще не имели радиостанций.
Трансмиссия также была сконструирована отвратительно. Изначально коробка передач не была синхронизирована с трансмиссионным валом, поэтому для переключения передач приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой водителя) или регулировать скорость, изменяя обороты двигателя.
В отличие от своего предшественника, Т-34-85 имел более мощное главное орудие, а башня была значительно увеличена.
Т-34 был оснащен современным высокоэффективным дизельным двигателем В-2. Использование дизельного двигателя должно было обеспечить более низкий риск возгорания, чем использование бензинового двигателя. Однако, как показали военные операции, пары топлива взрываются при высоких температурах, вызванных падением ракеты, и горят не хуже бензина. Более того, «недальновидная» технология вновь сыграла негативную роль. Дело в том, что топливные баки Т-34 располагались непосредственно в боевом отделении, а это означало, что при попадании снаряда обязательно возникнет пожар. В отличие от него, у немецкого T-III топливные баки находились в моторном отсеке, который был отделен от отсека экипажа противопожарной шторой.
Бой вслепую
Однако одним из самых больших недостатков Т-34-76 был плохой обзор из башни танка. Экипаж просто не мог видеть, что происходит вокруг них. А тот, кто видел врага раньше, поражал цель быстрее. Более того, из-за узости башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось выполнять функции наводчика, так как в башне было место только для двух человек: заряжающего и командира. По этой причине наблюдение за полем боя прерывалось во время тренировки мишеней, когда могло произойти все, что угодно.
В мемуарах немецких танкистов часто упоминается такая проблема Т-34, поскольку она имела катастрофические последствия для советских танков на поле боя. Это следует из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), который воевал в составе T-IV под Прохоровкой. Немецкий танк, находившийся внутри советских танков, атаковал их и поразил 14 целей, но не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моего предприятия были на удивление малы. Только две машины, гибель которых я наблюдал в начале боя, были полностью потеряны. В двух других компаниях не было полностью потерянных автомобилей. В нашей оборонительной линии было нейтрализовано более ста русских танков.
Удивительно, но армия еще до войны знала, что «легендарный» Т-34 содержит множество проблем. В мае 1941 года генералы настояли на снятии машины с производства и разработке нового танка с лобовой броней толщиной 60 мм, торсионной подвеской, башенным стволом большего диаметра и полностью видимой башней. Однако проекту помешали проблемы с разработкой дизельного двигателя. Тем не менее, дизельный двигатель В-2 на Т-34 был чрезвычайно надежен.
Короткий срок службы двигателей привел к тому, что во время войны танки Т-34 заминировали, чтобы спасти свои жизни, а их экипажи переучивали на БТ-7 или даже устаревшие Т-26. Это привело к тому, что в начале войны для танков Т-34 было подготовлено не более 150 членов экипажей. Как только началась война, подготовить новую машину за короткое время не представлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 были частично обусловлены неопытными членами экипажа.
Интерьер Т-34. Слева — рабочее место инженера, справа — стрелка радиста.
Через два года после начала войны мнение советских танковых экипажей о Т-34 не изменилось, о чем свидетельствует письмо командующего 5-й танково-гренадерской армией П. Ротмистрова Г. Жукову. Жукова в августе 1943 года. Горький факт, что наша бронетехника, кроме появления самоходных орудий СУ-122 и СУ-152, за годы войны не принесла ничего нового, а сохранившиеся недостатки танков первого поколения, такие как дефекты приводной группы (главный фрикцион, трансмиссия и бортовые муфты), крайне медленный и неравномерный поворот башни, крайне плохая обзорность и теснота кают экипажа, не устранены полностью и сегодня. ..».
Производство танков началось только на двух заводах — заводе № 183 в Харькове (который вскоре попал в руки врага) и Северском трубном заводе (который был сильно поврежден во время битвы за Сталинград). Ход войны, быстрая смена линии фронта и эвакуация промышленности были очевидными факторами, которые не позволили быстро увеличить производство Т-34.
Прототипы танка Т-34
Производство танкового двигателя началось на базе авиационных дизелей. В военное время двигатель был переделан под B-2 и включил в себя множество передовых идей. Он имел непосредственный впрыск топлива, четыре клапана на цилиндр и литую алюминиевую головку. Двигатель был испытан в течение ста часов. Массовое производство дизельного топлива началось в 1939 году на специальном заводе под руководством Кочеткова.
В процессе строительства конструкция А-20 оказалась очень сложной, поэтому был предусмотрен танк на гусеничном ходу, но он должен был иметь противогранатное бронирование. Эта идея позволила уменьшить вес танка и улучшить броню. Однако первоначально планировалось построить две машины одинакового веса, чтобы проверить, какой танк лучше.
В мае 1938 года был испытан проект колесного танка, который имел довольно рациональную форму, состоял из цилиндрических броневых листов и имел коническую башню. Однако после тщательного рассмотрения было решено разработать точно такую же модель, но только на рельсах. В случае с танком самым важным было создать отличную деревянную броню. Такие танки уже были построены в 1936 году. Его масса составляла 22 тонны, а броня — 60 мм. Экспериментальный гусеничный танк получил обозначение A-32.
Оба самолета, A-32 и A-20, были завершены в 1938 году. Большинство военных чиновников отдавали предпочтение версии А-20, считая, что колесный и гусеничный танк более эффективен в бою. Однако Сталин вмешался в процесс оценки конструкции и отдал приказ о создании двух моделей для их сравнительных испытаний.
В разработке двух моделей участвовало более ста человек, поскольку оба танка должны были быть изготовлены в кратчайшие сроки. Все опытные мастерские были объединены в одну, и все сотрудники работали под руководством лучшего конструктора танков Кошкина. Оба проекта были завершены в мае. Все танки были испытаны в 1939 году.
Особенности танка А-32
Танк A-32 имел следующие характеристики:
- Очень высокая скорость,
- Кузов автомобиля был изготовлен из листовой стали,
- рациональный наклон брони,
- 45-мм пушка,
- Пулемет DT.
В 1939 году А-32 был снова модифицирован. Броня была усилена путем добавления к ней различных грузов, что увеличило вес машины до 24 тонн. Была установлена новая пушка Л-10, разработанная на Кировском заводе. В декабре 1939 года Комитет обороны решил построить несколько экспериментальных моделей с 45-мм броней и 76-мм танковой пушкой.
Эта модель должна была стать печально известным T-34, и особое внимание было уделено упрощению ее конструкции. Большую помощь оказали специалисты Сталинградских тракторных заводов и специалисты Технологического бюро. Именно благодаря им танк Т-34 наконец-то был разработан для серийного производства. Производство первых экспериментальных моделей началось в Харькове зимой 1940 г. 5 марта того же года первые две модели покинули завод и были отправлены в свое первое путешествие Харьков-Москва под интенсивным контролем М.И. Кожикина.
Начало производства Т-34
17 марта танки были представлены всему руководству Кремля, после чего начались испытания машин на полигоне. Танки были подвергнуты испытанию на полную броню путем прямого обстрела бронебойными и фугасными снарядами. Летом оба танка были отправлены на противотанковый полигон. Затем автомобили были отправлены на завод в Харькове. 31 марта Центральный комитет Коммунистической партии союзников разрешил серийное производство танка. До конца года должно было быть построено около 200 Т-34.
К лету их число уже возросло до пятисот человек. Производство постоянно тормозилось из-за недостаточного количества рекомендаций и данных с испытательного полигона, добавленных в отчет об испытаниях SABTU. В результате к осени было выпущено только три машины, но после внесения изменений с учетом замечаний к новому году было выпущено еще 113 машин.
После смерти Кожкина начальник КПЗ А.А. Морозов не только сумел устранить серьезные неполадки в танке, но и улучшил его огневую мощь, установив пушку Ф-34, которая была намного мощнее пушки Л-11. После этого производство танков значительно возросло, и за первые шесть месяцев 1941 года было построено 1100 танков. Осенью 1941 года Харьковский паровозостроительный завод был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.
Уже в декабре на новом месте были построены первые танки Т-34. Чтобы не останавливать производство танка, конструкторы переработали все детали конструкции и таким образом смогли значительно сократить количество компонентов. Вскоре началась разработка нового двигателя Т-43.
Танк 34 был большим достижением в танкостроении. Конструкция танка была очень надежной, он имел очень мощное вооружение и надежное бронирование корпуса и башни. Самое главное, что автомобиль был очень мощным.
Что касается других стран, то в 20 веке Т-34 использовался более чем в 40 странах. Танки принимали участие в войнах в Корее и Вьетнаме, а также в многочисленных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.
Еще не Т-34, но уже не БТ
1938 год стал настоящим поворотным пунктом для нового танка, которого еще не существовало. 4 мая 1938 года состоялось расширенное заседание Комитета обороны СССР, на котором Сталин — неожиданно для противников М.И. Коскина — поддержал идею разработки нового танка. Для этого он предложил командованию ЦПК создать две модели, чтобы иметь возможность выбрать лучшую.
В августе 1938 года руководство приняло решение о создании танка, предназначенного для участия в боях «в условиях будущей войны».
Эта идея побудила производителей танков начать активный поиск. В сентябре Харьковский локомотивный завод получил заказ на разработку двух моделей танков: гусеничной машины А-20 и гусеничной машины А-20Г.
Эта работа была достаточно эффективной, но сопровождалась постоянным противостоянием между сторонниками двух взглядов. Для полноты картины полезно кратко изложить факты и события:
- Сентябрь 1938 г. ХПЗ получает технические условия на модели А-20 и А-20Г,
- В начале 1939 года три конструкторских бюро Харьковского завода были объединены в одно под руководством М.И.Кожикина и его заместителя А.А.Морозова,
- В мае 1939 года (беспрецедентная скорость) первые версии обеих моделей были готовы к заводским и полевым испытаниям,
- 23 августа испытания были завершены, показав некоторые преимущества A-20G (и он был переименован в A-32): Толщина брони была увеличена до 30 мм, корпус стал шире на 15 см, гусеничная машина также стала шире. Для увеличения веса был добавлен опорный каток. Отсутствие механизмов рулевого управления и приводов колес также сделало автомобиль легче,
- 23 сентября 1939 года модели были допущены к государственным испытаниям на полигоне в Кубинке. Было рекомендовано увеличить лобовую броню до 45 мм (снижение веса машины позволяло это сделать). Танк А-32 был переименован в А-34,
- 19 декабря 1939 года в постановлении Комитета обороны «О принятии танков, бронемашин и артиллерийских тягачей на вооружение Красной Армии и их производстве в 1940 году» впервые упоминается название танка — Т-34 вместо А34. От колесной машины А-20 было решено отказаться.
Т-34 — Быть или не быть
Оглядываясь на развитие бронетанковой техники в СССР, можно сказать, что, пожалуй, нет ни одной модели, которая прошла бы столько испытаний и тестов, как Т-34. И в основе многих испытаний лежал вопрос: «Быть или не быть?». (Возможно, не совсем правильно использовать классику, но это понятно).
Во исполнение решения Комитета обороны от января-февраля 1940 года были построены две модели танка (немного отличающиеся друг от друга), которые были представлены Правительственной комиссии 17 марта.
Интересно узнать, кто установил эти условия, ведь новые автомобили должны были проехать 3000 км в дополнение к другим испытаниям.
Конструкторы танка не смогли выполнить требования и решили совершить марш-бросок до Москвы в одиночку, тем самым убив двух зайцев одним выстрелом: испытать танк и проехать километры.
Колонна из двух Т-34 и двух внедорожников, которая двигалась по объездным и боковым дорогам и столкнулась с поломкой (с последующим ремонтом) одной из испытательных машин, тем не менее, прибыла вовремя.
После «демонстрации» на Ивановской площади Кремля Сталин принял решение о дальнейшей разработке боевой машины, несмотря на недостатки опытных образцов, на которые ему неоднократно указывали заместитель наркома обороны Г.И. Кулик и начальник САБТУ Д.Г. Павлов. В то же время была подчеркнута настоятельная необходимость помочь КПЗ довести резервуар до достаточного уровня.
31 марта было принято решение о начале серийного производства Т-34 на Харьковском и Сталинградском заводах. На 1940 год было запланировано производство 600 танков. Было принято решение о необходимости устранения узких мест в производстве.
Характеристики | Т-34 | Т-26 | T-III |
---|---|---|---|
Боевая масса (т) | 30,9 | 10,2 | 21,6 |
Макс. Броня (мм) | 45/60 | 15 | 15/30 |
Диаметр пушки (мм) | 76 | 37 | 37/50 |
Боеприпасы (штук) | 77/100 | 96/136 | 99 |
Мощность двигателя (л.с.) | 500 | 97 | 300 |
Скорость движения (км/ч) | 54 | 30 | 60 |
Примерно в это же время на полигоне в Кубинке проходили испытания два танка T-III, приобретенных в Германии. По результатам изучения боевых и технических возможностей немецкого танка и сравнительного анализа характеристик Т-34 начальник САБТУ Павлов представил доклад заместителю наркома вооружения Г.И. Кулику. Помимо превосходства Т-34 над Т-III по вооружению и броне, в отчете отмечалось, что Т-34 уступал своему немецкому собрату по шуму двигателя, комфорту и скорости на грунтовых дорогах (как будто это самые важные факторы для танка).
Средний танк T-III (Германия)
В действительности немецкий танк развивал скорость 69,7 км/ч, а Т-34 — только 48 км/ч. Однако было бы абсурдно сравнивать экспериментальный советский танк с немецким T-III, который уже почти два года находился в серийном производстве.
Лучший танк второй мировой войны
Всего несколько лет назад никто, даже в этой стране, не усомнился бы в такой оценке танка Т-34. Уникальный музей-мемориал «История танка Т-34» в Мытищинском районе Московской области никогда не жаловался на недостаток посетителей. Сейчас, когда усилия по смирению с результатами Второй мировой войны становятся государственной политикой во многих европейских странах, взгляды на события, исторические факты и символы победы меняются все чаще.
Да, в оценке роли военной машины в войне присутствует идеологическая завеса. Однако это не может скрыть того факта, что без этих бронемашин война могла бы быть иной.
Почему-то многие, кто ставит под сомнение точность высокой оценки Т-34, не хотят понять, что не существовало танка, изготовленного по «единой пресс-форме» с четкими, многократно проверенными параметрами и характеристиками. Более того, танки Т-34, построенные на разных заводах, отличались даже по внешнему виду. Модели разных лет постройки отличались еще больше. Для точности часто давалась информация о месте и годе изготовления.
Производство принципиально новой машины при одновременном поиске неисправностей и дефектов и их устранении, а также необходимость обмена информацией между заводами-изготовителями оказались очень сложными.
В результате к концу 1940 года было выпущено всего 116 «тридцатьчетверок». Производственный процесс сопровождался постоянной работой по модификации, дополнению и упрощению отдельных деталей и узлов. В течение года в конструкцию Т-34 было внесено около 3,5 тысяч мелких и крупных изменений. Главной целью было упростить и ускорить производство машины, одновременно повысив ее качество. Вот лишь некоторые из основных изменений, внесенных в танк в 1941 году:
- Замена пушки Л-11 на более совершенную Ф-34 (бронепробиваемость с 500 метров — 60 мм или 84…100 мм, скорострельность 1-2 и 4-5 выстрелов в минуту),
- сварная башня была заменена литой, которая была более удобна для экипажа и проще в производстве,
- были внесены изменения в броню танка (лобовые броневые листы были соединены сварными швами, изменена форма люка механика-водителя и башни),
- Некоторые изменения были внесены в силовую установку и подвеску, что улучшило маневренность танка.
Все это делалось с учетом жестких требований по увеличению количества поставляемых в армию боевых танков. За первые шесть месяцев этого года заводы выпустили 1100 Т-34, продолжалась работа и на Нижнетагильском заводе, куда осенью 1941 года был эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод. Процесс совершенствования боевой машины, который был особенно мотивирован во время кровавого «соревнования» с немецкими танкостроителями, не прерывался в течение всех военных лет.
Кстати, немцы были удивлены появлением Т-34, неизвестной боевой машины. Была создана комиссия для изучения танков, попавших в руки немцев. В итоговом отчете этой комиссии особо подчеркивались очевидные преимущества советского Т-34: наклонная броня, длинноствольная пушка и дизельный двигатель.
Большей беспристрастности, возможно, было бы трудно добиться.
Немецкие танки T-III и T-IV не могли противостоять «тридцатьчетверке»; они не могли пробить ее броню. В то время как наш танк уничтожал врага с максимально возможного расстояния.
Немецкий танк имел преимущество перед Т-34 в броне, но «тридцатьчетверка» смогла компенсировать это своей отличной маневренностью и подвижностью.
В грозные годы войны
К 22 июня 1941 года в бронетанковых частях и соединениях Красной Армии насчитывалось чуть более тысячи новых машин. В первых приграничных боях новая машина показала отличные результаты: Он не только отлично показал себя в бою, но и завоевал уважение противника.
Т-34 с пушкой Ф-34.
Производство танков началось только на двух заводах — заводе № 183 в Харькове (который вскоре попал в руки врага) и Северском трубном заводе (который был сильно поврежден во время битвы за Сталинград). Ход войны, быстрая смена линии фронта и эвакуация промышленности были очевидными факторами, которые не позволили быстро увеличить производство Т-34.
Т-34 1943 года
Руководство страны признало ценность новой машины и начало производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском (Тракторный завод), Уралмаш (Свердловск, ныне Екатеринбург), Омском (завод № 174) и Уралвагонзавод (Нижний Тагил). В 1943 году разработка продолжалась в рамках существующей модели. Технология производства была упрощена, выпуск увеличился в условиях эвакуации операций (12520 танков в 1942 году и 15696 машин в 1943 году) и уже превышал немецкое производство средних танков. За годы войны было построено более 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. Производство в общей сложности более 6 000 сертифицированных послевоенных танков сделало «тридцатьчетверку» самым популярным танком, и она сохраняет это лидирующее положение до сегодняшнего дня.
Уже в первые месяцы войны несколько наших воинов-танкистов отличились в боях на Т-34. Например, герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я бронетанковая бригада, 52 победы в 28 боях, звание присвоено посмертно), Владимир Александрович Бочковский (1-я бронетанковая бригада, 36 побед), Николай Родионович Андреев (6-я бронетанковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).
Во время войны конструкция Т-34 постоянно совершенствовалась, добавлялись новые элементы. Основной целью было снижение себестоимости и трудоемкости производства. В то же время были предприняты усилия по увеличению его боевой мощи. Танк получил командирскую башенку, была изменена конструкция самой башни — от литой и сварной ранних типов к «гайкам»; были предприняты попытки установить самую мощную на тот момент 57-мм противотанковую пушку, упрощены цилиндры и многое другое. На базе удачного шасси Т-34 выпускались также самоходные орудия (Су-122, Су-85, Су-100); существовала версия ОТ-34 с огнеметом и ремонтно-эвакуационной машиной.
От Курска до Победы
С появлением тяжелых танков противника, которые превосходили «тридцатьчетверки», прежде всего, по дальности стрельбы, а значит, по калибру орудия и прочности брони, возникла необходимость в радикальной модернизации танка. Требовался «боец», способный сражаться наравне с Пантерами и Тиграми. Под Курском, например, нашим танкистам часто приходилось подолгу сближаться с вражескими танками, прежде чем они могли ударить по их тонким флангам.
Но весной 1944 года на фронте появился новый Т-34, названный «85» по калибру его новой пушки.
Новая башня с увеличенным объемом и повышенной бронезащитой конструктивно была похожа на башню оригинального танка Т-43. Была улучшена общая защита экипажа, который также был увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освобожден от ведения огня, улучшены условия взаимодействия членов экипажа. Характеристики подвижности (скорость, маневренность и способность преодолевать грунт) танка Т-34-85 были лишь незначительно снижены за счет увеличения его боевой массы. Главным преимуществом новой машины было новое орудие, которое «чинило» обветшавшую броню немецких тяжелых танков до конца войны. Благодаря своей универсальности экипаж Т-34-85 мог уничтожить несколько «Королевских тигров» сзади, одновременно пытаясь выяснить, откуда ведется огонь.
Разработка башни Т-34
Т-34-85 стал танком победы, на долю которого выпала основная тяжесть боев и длительных маршей на заключительных этапах войны. О его надежности и простоте обслуживания (его часто ремонтировали «на коленках») в то время ходили легенды.
Т-34-85 в конце войны
До конца 1960-х годов Т-34-85 проходил службу во всех мыслимых районах и точках мира. Его характерный силуэт невозможно спутать ни с каким другим автомобилем.
Но самое главное в биографии Т-34 то, что он стал символом Великой Победы. Как и в 1945 году, каждый год 9 мая парадная группа этих танков пересекает Красную площадь. И везде по пути следования Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на цоколях всегда будут гордо устремляться вперед наши Т-34.
Сегодня, в годовщину появления главного символа нашей победы, труженика повседневной войны, мы вспоминаем основные этапы разработки и строительства Т-34, танка с большой буквой «Т».
Т-34 в Великой Отечественной войне
Оправившись от первоначального шока, армия Советского Союза начала сопротивляться. В бой вступают сформированные танковые дивизии. Здесь преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для противника. Орудия Т-34 способны пробить броню любого немецкого танка на расстоянии одного километра — ни одна машина в арсенале нацистов не может противостоять им. Поэтому было решено отложить наступление на Тулу, запланированное немцами на осень.
С самого начала войны потери Советского Союза были огромны. Например, в 1941 году Советский Союз потерял около 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить нехватку боевых машин, заводы, переведенные на Урал и в Сибирь, срочно выпустили новые танки, большинство из которых были Т-34. В процессе производства выявилось еще одно преимущество 34: простота дизайна новых автомобилей. Многие производственные задачи могут быть выполнены низкоквалифицированными работниками без каких-либо специальных знаний. Это было очень важно, так как основной рабочей силой после ухода рабочих на фронт были женщины и дети.
Зима 1941-1942 годов была отмечена ожесточенными боями вокруг Москвы. Немцы ввели против армии Рокоссовского около 650 танков. Однако защитники переломили ход сражения — они не только не позволили врагу приблизиться к столице, но и начали контратаку. В январе 1942 года наметившееся наступление Красной Армии могло изменить ход войны: План заключался в захвате Heeresgruppe Mitte, что позволило бы закончить войну гораздо раньше. Но для такой атаки еще не было достаточного количества танков, и возможность была упущена.
1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы увеличили производство, и впервые была создана производственная линия для Т-34. Крупным достижением стала разработка автоматического метода электросварки, благодаря которому производство резервуаров можно было увеличить в пять раз без ущерба для качества. Полевые испытания показали, что сварные швы новых сварщиков были даже прочнее, чем броня танка.
К 1942 году насчитывалось уже 20 бронетанковых корпусов. Сегодня танки играют важную роль в военных конфликтах. В начале 1940-х годов их задачей было только сопровождение пехоты, но сегодня они представляют собой самостоятельную силу. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства: в боях на подступах к Сталинграду Т-34 разгромили танковый корпус командующего армией «Дон» Манштейна в 200 километрах от города.
После того как немецкие конструкторы признали преимущества Т-34, они создали новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы 1,5-2 км. Самоходное орудие «Фердинанд» имело 88-мм пушку и 20-см броню. С помощью таких машин немцы хотели выиграть Курскую битву и начать контрнаступление после неудачи под Сталинградом.
Битва на Курской дуге
Крупнейшим танковым сражением в истории Второй мировой войны является Курская битва. В сражении было задействовано около 8 000 танков, район сражения имел размеры 150 х 200 км и состоял в основном из плодородных полей. Окружение и пленение полумиллиона советских солдат под Курском стало последним шансом для немецкого руководства переломить ход войны. В течение трех месяцев под Курском готовилась масштабная операция, в которой участвовали крупные силы фашистской армии: 780 тысяч человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.
Советская армия, однако, не могла игнорировать эти реструктуризации и тоже набирала силы, причем гораздо более крупные. С советской стороны было собрано около 2 миллионов человек, 25 000 единиц оружия и более 5 000 танков. Вдоль Курской дуги были вырыты траншеи, подготовлено более 400 километров противотанковых окопов и минных полей.
5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям. Это произошло ровно за час до начала запланированной крупномасштабной немецкой операции. Только на час позже запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые войска пошли вперед.
Вопреки ожиданиям немцев, прорыв не удался, и атака встретила отчаянное сопротивление. К концу дня немецкая 4-я танковая дивизия продвинулась всего на 15 километров на южном участке фронта, а 9-я дивизия — на 10 километров на северном участке, понеся большие потери. В течение двух дней поле боя было усеяно десятками тысяч погибших и сотнями горящих танков.
С 13 июля, когда командование немецкой армии приняло решение об отступлении, советская армия перешла в контратаку. Фактически Советская Армия перехватила инициативу и вела войну до 9 мая 1945 г. Следует отметить, что победа в Курской битве была обусловлена не успехом в сражениях, а наличием крупных резервных сил. Сравнивая потери обеих сторон, легко заметить, что немецкие войска понесли меньшие потери, чем советские. Потери с советской стороны были следующими:
погибших, пленных, пропавших без вести — более 250 000,
более 600 тысяч солдат и офицеров были ранены,
потери танков и САУ — 6 064 шт.
С немецкой стороны эти цифры выглядят следующим образом:
погибших, пропавших без вести — более 100 000,
раненых — 433 933 солдат и офицеров,
потери танков и САУ — 2 900.
Немецкие танки «Тигр» и «Фердинанд»
Основными советскими танками в битве на Курской дуге были Т-34, немцы атаковали «Тиграми» и «Пантерами» и самоходными орудиями «Фердинанд».
Новые танки имели ряд преимуществ. «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим.
Самоходные артиллерийские установки типа «Фердинанд» были уничтожены в битве на Курской дуге.
Преимущество новых танков нацистской Германии стало очевидным. Водители танков говорили, что чувствовали себя как голые перед лицом «Тигров» и «Пантер» на своих бронированных Т-34. Факты подтверждают это. Хотя фактическая дальность стрельбы Т-34 составляла 2 км для «Тигра» и 1,5 км для «Пантеры», Т-34 повреждал новые танки с расстояния 300-500 метров максимум. Единственным преимуществом легендарного танка в бою была его маневренность и скорость.
Задачей советских конструкторов было улучшить бронезащиту и бронепробиваемость Т-34 при максимальном сохранении его скоростных характеристик. В условиях военного времени было важно, чтобы производство нового танка не требовало значительной перестройки производственных мощностей, поскольку это отнимало много времени и ресурсов.
Новый танк имел башню с 85-мм пушкой вместо 76-мм пушки, башня была сильнее бронирована, а количество солдат в экипаже было увеличено с 4 до 5. Броня Т-34 все еще уступала броне тяжелых танков «Пантера» и «Тигр», но его главное преимущество перед немецкими тяжелыми танками сохранялось: скорость.
До конца 1960-х годов Т-34-85 проходил службу во всех мыслимых районах и точках мира. Его характерный силуэт невозможно спутать ни с каким другим автомобилем.
История создания
После гражданской войны правительству молодого советского государства пришлось решать множество проблем, в том числе проблему технической отсталости по сравнению с западными странами. Поэтому, как только появилась возможность, были закуплены французские танки «Рено», а затем американский скоростной танк «Кристи», на базе которого были построены первые советские танки.
Быстро развивающаяся советская промышленность уже во время гражданской войны в Испании разработала большое количество настоящих советских танков с новыми техническими решениями и характеристиками. Однако стало ясно, что брони против снарядов уже недостаточно и необходимо разрабатывать броню против снарядов, что и было продемонстрировано в советско-финской войне. Проектированием принципиально нового среднего танка занимался талантливый конструктор Михаил Ильич Кожкин.
Михаил Кошкин и перипетии появления Т-34
Родившись в крестьянской семье, Михаил Кожикин в раннем возрасте потерял отца, который перетрудился, и в возрасте десяти лет был вынужден отправиться на заработки в Москву. Его мать передала записку дяде, который жил в городе, но на вокзале, в драке с московскими мафиози, Майкл, бросаясь кулаками, потерял ее. Не зная, как добраться до своего родственника, мальчик чуть не замерз насмерть, и только незнакомец, принявший жесткое имя Михаил, спас будущего конструктора. Мужчина устроил ребенка на фабрику сладостей, где Майкл работал до тех пор, пока его не призвали на фронт Первой мировой войны.
После революции будущий дизайнер добровольцем вступил в Красную Армию и участвовал в гражданской войне. Там он впервые увидел английский танк. Это зрелище настолько восхитило деревенского парня, что его посетила мечта — построить свой собственный, советский танк. После войны он попросил перевести его с должности руководителя отдела агитации и пропаганды, чтобы получить техническую специальность.
В Ленинграде он окончил машиностроительный техникум с дипломной работой «Трансмиссия среднего танка» и после некоторого времени работы в конструкторском бюро занялся разработкой новых военных машин.
Его новая идея — средний танк, сочетающий совершенно неизвестную тогда наклонную броню, широкую гусеничную броню и мощное 76-мм орудие — поначалу не встретила одобрения начальства. Тем не менее, Михаил Ильич нашел в себе силы представить проект танка вышестоящему командованию, где он был раскритикован, но неожиданно получил поддержку Сталина, который назвал будущий танк «Ласточкой».
Получив приказ разработать собственный танк в свободное от работы время, Кошечкин приступил к работе и в 1940 году представил высшему руководству страны первый прототип нового среднего танка Т-34.
С этим связана трагическая история. Говорят, что представленные танки должны были иметь большой пробег, но тридцатьчетверка не успела их обкатать, и Кошкину запретили демонстрировать машину. В результате конструктор решил преодолеть расстояние от Харькова до Москвы на двух танках, что он и сделал, при этом он получил сильные ожоги. Танк произвел фурор и был одобрен к использованию, но Кошкин так и не смог оправиться от болезни и умер 26 сентября 1940 года.
Танк Т-34 имеет броню 45-52 мм, 76-мм пушку и два пулемета калибра 7,62 мм, его масса составляет 28 тонн, экипаж — 4 человека, максимальная скорость — 55 км/ч.
Существует легенда, что его могила была специально разрушена немецкими бомбардировщиками, потому что Гитлер ненавидел изобретателя Т-34 и объявил его своим личным врагом даже после смерти.
Великая Отечественная — боевой путь тридцатьчетверки
Война началась крайне неудачно для Советского Союза, но даже на этой жестокой стадии наступающих нацистов ждали неприятные сюрпризы. Одним из них был танк, разработанный Михаилом Кошкиным. Благодаря своей скорости, маневренности, отличному вооружению и наклонной броне танк был способен уничтожить все танки вермахта, при этом он не мог пробить никакую артиллерию, кроме знаменитых тяжелых 88-мм зенитных орудий.
По воспоминаниям Вильгельма Реса, командира немецкого танка, как только они увидели «тридцатьчетверку», им пришлось совершить единственный спасительный маневр — повернуть назад и как можно быстрее уйти.
С началом войны связан героический поступок экипажа Т-34 под командованием Степана Горобца, который бежал от атакующих советских танков и, не понимая, что остался один, продолжил выполнение боевого задания — разведку боем в захваченном немцами городе. Атаковав аэродром и попав под огонь тяжелых зенитных орудий, Горобец обнаружил, что его танк остался один, а связь не работает.
И тогда он решает не отступать, а взять город штурмом. То, что немецкие солдаты были ошеломлены, увидев советский танк на улицах города, не стоит упоминания. Уничтожив несколько пехотинцев и протаранив вражеский танк, Горобец поджег здание оккупационного командования и бежал из города. По дороге его обгоревшую машину немцы приняли за свою, что позволило ему уничтожить колонну грузовиков, что едва не стоило ему жизни — советские застрелили его прежде, чем поняли, что имеют дело со своими людьми.
Также в самом начале войны, в январе 1942 года, экипаж «Тридцатьчетверки» совершает еще один подвиг, который мог бы стать сюжетом отличного приключенческого фильма. 13 января 1942 года танк капитана Гавриила Антоновича Половченя во время выполнения боевого задания провалился под лед озера и не смог выехать на нем своим ходом.
Экипаж решает дождаться своих людей, но вместо них прибывают немцы и решают забрать трофей. Половченя решает прибегнуть к хитрости: Русские не подают признаков жизни после того, как были заперты в аквариуме. Немцы решают, что танк был брошен экипажем, и тихо эвакуируют машину в свое расположение в городе Адреаполь. Просидев в танке почти три дня и связываясь с командованием по радио в пять утра, экипаж устроил хаос, проехав через город и уничтожив все на своем пути, включая 12 орудий и 30 машин с боеприпасами. Немцы были настолько потрясены, что наступающие войска Красной Армии легко захватили город, а капитан Половченя был награжден Звездой Героя Советского Союза.
Постоянные сообщения с фронта о проблемах с советскими танками побудили Гитлера отдать приказ о поставке в Германию тропических танков и разработке новых боевых машин. С этим связано еще одно достижение неизвестного советского инженера. Он предполагает стрельбу из пушек на немецком полигоне с захваченного советского среднего истребителя до тридцати четырех. Это обернулось для нацистов неудачей, поскольку «тридцатьчетверка» не только была сильно повреждена попаданиями, но и все орудийные расчеты были уничтожены вместе с орудиями. Правда, герой не смог убежать и был застрелен врагом, которого возмутило такое унижение.