5 октября 2010 года, в честь 20-летия альбома MCMXC AD, музыканты объявили конкурс для своих поклонников. Участники записали вокал для песни «MMX The Social Song» из нового проекта, а победитель был выбран путем онлайн-голосования.
Разгадка «Энигмы»: как англичанам удалось взломать шифры вермахта
В начале Второй мировой войны британцы долгое время пытались взломать код, который немецкие подводные лодки использовали для передачи радиосообщений. Но немецкая шифровальная машина «Энигма» была крепким орешком. Только когда «Энигма» попала в руки англичан, она сломалась. Это было важное событие в битве за Атлантику 9 мая 1941 года, когда британский эсминец «Бульдог» взял на абордаж немецкую подводную лодку U-110 и захватил важную добычу.
Во время Первой мировой войны Британия была в курсе действий и планов Императорского флота благодаря системе радиоперехвата и расшифровке немецких военно-морских кодов. Немцы усвоили урок и в межвоенный период предприняли шаги, чтобы избежать подобных событий в будущем. Немецкое военно-морское командование проинструктировало своих радистов передавать короткие сообщения кодом и как можно реже выходить в эфир. Для их шифрования военно-морской флот, как и немецкая армия и военно-воздушные силы, использовал шифровальную машину «Энигма», взломать которую в то время казалось невозможным.
«Энигма» была изобретена голландцем Х.А. Кохом. Но он не смог запатентовать свое изобретение. Немец А. Щербиус запатентовал его и пытался продавать в коммерческих целях. В конце 1920-х годов Enigma стала известна во всем мире как криптографическая машина, способная защитить деловые и военные секреты. В 1926 году его секреты были доверены военно-морскому флоту Германии, а после прихода к власти Гитлера он широко использовался военными и правительственными учреждениями Третьего рейха.
Шифровальное устройство напоминало печатную машинку. Но, конечно, механизм был очень сложным. Его основными элементами были три вращающихся роторных барабана, каждый с 26 контактными точками, которые соединялись между собой при вращении. Более того, роторы были съемными и могли быть расположены в различных комбинациях, что увеличивало количество возможных точек контакта до астрономических высот. Для кодирования текст набирался на клавиатуре. Машина автоматически преобразовывала каждую букву в другую. Получатель вводил сообщение в свою «Энигму» и получал расшифровку. Шифровать и расшифровывать сообщения на одинаковых машинах было относительно просто. Однако для этого требовалось использовать готовые настройки — «ключи».
Шифровальщик вермахта за работой с «Энигмой».
Поляки были первыми, кто попытался взломать «Энигму». Еще до начала Второй мировой войны они научились читать зашифрованные немецкие сообщения благодаря неосторожности некоторых немецких радистов. Поляки обнаружили, что повторяющиеся буквы в шифре, всегда расположенные одинаково, имеют свой постоянный смысл. Они могли читать отдельные слова и фразы из радиопередач. А когда М. Редзевский разработал свою «Бомбу», дешифровальную машину, поляки смогли без проблем читать закодированные сообщения радистов СС и СД.
После нападения Германии на их страну польские криптографы бежали во Францию, где делились своими знаниями с коллегами из стран антигитлеровской коалиции. Затем их материалы попали в «Правительственную школу криптографии и кодов» в Блетчли-Парке под Лондоном. Его сотрудники были знакомы с принципом работы «Энигмы», но не могли расшифровать немецкие сообщения.
Британцы смогли сделать это только с помощью поляков. 6 января 1940 года они взломали радиосеть Люфтваффе. Через некоторое время британцы также расшифровали сообщения немецкой армии. Однако «Энигма» немецкого флота была более сложной, чем шифровальные машины армии и ВВС Рейха. Кроме того, радиодисциплина на флоте была строже, а интенсивность радиотрафика ниже. По этой причине многие британские криптографы — включая ветеранов знаменитой «Комнаты 40» времен Первой мировой войны — не возлагали никаких надежд на расшифровку машины Enigma в начале войны.
Охота на «Дельфина»
Немецкие подводные лодки создавали Британии множество серьезных проблем. Поэтому Блетчли Парк сосредоточился на взломе «Дельфина», кода, используемого немецкими подводными лодками в Атлантике. Над этим работала специальная группа криптографов, но без особого успеха. Британцы могли только надеяться, что однажды им удастся получить ключи к «Энигме» или другие документы и материалы, связанные с работой радистов Кригсмарине. Однако любая попытка прямого захвата Enigma насторожила бы противника и заставила бы его изменить коды. Поэтому британцы отказались высаживаться на немецкие корабли в море, выбрав вместо этого хитрый ход.
После того как немцы захватили норвежские Лофотенские острова, чтобы получить контроль над рыбным промыслом трески и сельди, британцы решили провести там специальную операцию, истинной целью которой был захват и документирование «Энигмы». 4 марта 1941 года 600 коммандос высадились на Лофотенах. Большинство десантников атаковали немецкий гарнизон и инсценировали налет на немецкую рыболовную базу. Тем временем пять британских эсминцев взяли на абордаж немецкие корабли во фьордах.
Хотя британцам не удалось захватить «Энигму» во время этой операции, они нашли два ее дополнительных ротора на одном из вооруженных траулеров и документы, содержащие «ключи» за предыдущий месяц. С помощью этого материала Блетчли-Парк смог прочитать все радиосообщения, которые были зашифрованы «Дельфином» в марте. Но никто не знает, как бы развивались события, если бы британский флот не преподнес Блетчли-Парку еще один бесценный подарок.
«Цветок необычайной красоты»
Весной 1941 года закончился период, когда немецкая «волчья стая» могла спокойно действовать в Атлантике. В марте погибли пять подводных лодок и три лучших немецких подводных аса — Х. Прин, Й. Шепке и О. Кречмер — были уничтожены. Однако подводные лодки Кригсмарине продолжали атаковать британские конвои, потопив в апреле и мае более сотни судов общим тоннажем более полумиллиона тонн. В их число входил конвой OB-318, который был атакован «Волчьей стаей» 7 и 10 мая.
Нападение на OV-318 не осталось безнаказанным. 9 мая британские эсминцы Bulldog, Broadway и корвет Obretia заметили подводную лодку U-110 аса-подводника Ф.-Дж. Лемпа и атаковали ее. Когда вокруг подводной лодки начали взрываться глубинные бомбы и она погрузилась на глубину, командир не смог успокоить панику неопытного экипажа. Оказавшись в безвыходной ситуации, ЛеБе решил всплыть на поверхность до того, как подводная лодка затонет.
Когда U-110 всплыла, он приказал команде покинуть корабль, а инженеру — потопить U-110. Но он не справился со своей задачей. Оказалось, что подводные лодки уже были в воде. ЛеБо попытался вернуться на корабль, но был либо застрелен англичанами, либо утонул, так и не добравшись до подводной лодки.
Командир британской 3-й эскортной группы Дж. Бейкер-Крессвелл оценил перспективу захвата вражеской субмарины и приказал своим кораблям прекратить огонь. Эсминец «Бульдог» немедленно произвел залп с абордажной группой, направляющейся к немецкой подводной лодке. На U-110 британцы обнаружили «Энигму». Они передали Бульдогу шифровальное устройство и все документы, найденные в радиорубке.
Немецкий U-110 и британский эсминец «Бульдог». Фотография была сделана 9 мая 1941 года, после того, как британцы захватили подводную лодку.
Британцы пытались отбуксировать подводную лодку к побережью Исландии. Однако, пройдя всего 100 миль, утром 10 мая подводная лодка внезапно затонула кормой.
Хотя Бейкер-Крессвелл не смог спасти U-110, он остался с ценными трофеями. Помимо самой «Энигмы», британцы получили запасные роторы, таблицы и «ключевые» насадки на апрель и июнь, инструкции по криптографии и множество других полезных материалов: карты минных полей, навигационные журналы, сигнальные журналы, радиожурналы, планы и инструкции по различным системам подводной лодки типа IXB.
Узнав о сокровищах, попавших в руки Бейкера Крессвелла, адмирал Д. Паунд, первый морской лорд, направил поздравления тем, кто участвовал в захвате U-110. Он описал результат их работы как «цветок редкой красоты». Наиболее отличившимся морякам салютовал король Георг VI и вручил награды. В своей речи на церемонии награждения король назвал их операцию «самым важным успехом в морской войне».
Квадрокоптер Enigma (M4)
Трофеи с U-110 стали поистине бесценным подарком для Блетчли-парка. С помощью приобретенного материала британские криптографы начали читать сообщения с немецких U-boats, используя Dolphin на квадрокоптере Enigma.
В августе 1941 года британцы разработали более совершенные бомбы, которые позволяли им быстро расшифровывать немецкие радиопередачи. Два месяца спустя, когда немцы ввели «Акулу», новый код для подводных лодок, Блетчли-Парк сумел взломать его.