Основной причиной, побудившей Белый дом спровоцировать войну, является политика, направленная на «восстановление былой славы Соединенных Штатов». США хотят оставаться лидером на мировой экономической арене и поэтому пытаются устранить нежелательного и мощного конкурента.
В Тихом сапой: почему США внезапно заинтересовались южной Пасификой
Южно-Тихоокеанский регион все больше становится новым полем битвы за влияние США и Китая. 28 и 29 сентября в Белом доме состоялся первый саммит между США и тихоокеанскими государствами, на котором американцы, очевидно, пытались противостоять растущему китайскому участию в этом стратегически важном регионе. В результате 14 лидеров стран региона согласились подписать соглашение о сотрудничестве с Вашингтоном в обмен на многомиллионные инвестиции. Однако неясно, будет ли регион придерживаться курса США впредь: Эксперты предполагают, что малые островные государства будут и дальше избегать занять четкую позицию и постараются извлечь максимальную выгоду из сотрудничества как с США, так и с Китаем.
На фоне длительной глобальной экономической экспансии Китая и очевидного стремления США минимизировать влияние Китая, мир давно превратился в арену борьбы двух сверхдержав. На этой неделе небольшие государства южной части Тихого океана оказались в центре этой борьбы за влияние.
Госсекретарь США Энтони Блинкен приветствует представителей тихоокеанских островов во время саммита США по тихоокеанским островам.
28-29 сентября Джо Байден собрал глав государств и официальных лиц из 14 малых островных государств в Белом доме на первый в истории Тихоокеанский саммит США. Как было объявлено в Вашингтоне, целью встречи было «расширение и углубление сотрудничества по таким ключевым вопросам, как изменение климата, борьба с пандемиями, восстановление экономики, безопасность на море, охрана окружающей среды и продвижение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
Но мало кто сомневается, что эта внезапная готовность к сотрудничеству с такими странами, как Самоа, Тувалу, Фиджи, Острова Кука, Вануату и Науру, возникла не по доброте душевной, а в ответ на действия Китая в регионе.
Весной этого года Китай заключил соглашение о безопасности с одной из стран южной части Тихого океана — Соломоновыми островами. Детали соглашения остались неясными для всех сторон, что вызвало волну опасений в США и союзной Австралии по поводу намерения Пекина создать там военную базу.
Церемония закладки фундамента для проекта стадиона Тихоокеанских игр 2023 года в Хониаре, Соломоновы острова.
КНР отвергла эти обвинения. Однако китайская дипломатия решила не останавливаться на достигнутом: в конце мая министр иностранных дел Китая Ван И отправился в десятидневное турне по региону, чтобы призвать десять тихоокеанских государств подписать единый пакт о сотрудничестве с Китаем. Впоследствии усилия Пекина потерпели неудачу, поскольку страны региона отвергли предложения Китая обучить их полицию, помочь им с кибербезопасностью, расширить политические связи и предоставить Пекину больший доступ к природным ресурсам региона. Взамен Китай пообещал правительствам островов миллионы долларов финансовой помощи и предоставил перспективу заключения довольно выгодного соглашения о свободной торговле.
В пользу американцев
На фоне китайского фиаско американцы тут же решили попытать счастья — по крайней мере, идея созыва первого Тихоокеанского саммита США была озвучена в июне, сразу после возвращения Ван И из тихоокеанской поездки. В июле вице-президент США Камилла Харрис открыла «новую главу» в сотрудничестве США с Тихоокеанским регионом. Она объявила об открытии посольств в Кирибати и Тонга, в результате чего общее число дипломатических представительств США в регионе достигло девяти, и попросила Конгресс выделить 60 миллионов долларов на финансирование проектов помощи тихоокеанским государствам в области рыболовства, сохранения морской среды и устойчивости к изменению климата.
Проживание в Папуа-Новой Гвинее
На той же неделе Вашингтон показал себя более щедрым, чем когда-либо прежде. По данным Washington Post, администрация Джо Байдена решила вложить в расширенные программы помощи островам еще $860 млн. в дополнение к $400,5 млрд., выделенным за последнее десятилетие.
Взамен тихоокеанские страны согласились подписать декларацию из 11 пунктов, включая положения об укреплении сотрудничества с США в различных областях и пункт о том, что Тихоокеанский регион должен быть местом, где «демократия может процветать», а также строку, осуждающую действия России на Украине.
Но даже накануне саммита в Белом доме судьба документа висела на волоске. 27 сентября Соломоновы острова объявили, что не поддержат соглашение, поскольку «консенсус по документу еще не достигнут и необходимы дальнейшие обсуждения». Что именно не понравилось Соломоновым островам, не сообщается. Лишь одна любопытная деталь привлекла внимание прессы, а именно то, что именно Хониара попыталась использовать более мягкие формулировки в проекте соглашения с американцами относительно действий России на Украине. Но, конечно, не это было главной причиной недовольства проектом соглашения между регионом и США.
Более того, другие страны изначально были против скорейшего подписания соглашения с Вашингтоном. Некоторым, просочившимся в прессу, не понравился пункт о том, что тихоокеанские государства и США должны «тесно координировать решения в области безопасности, имеющие региональные последствия» (чтобы предотвратить соглашения, подобные тому, о котором тайно договорились Хониара и Пекин). В конце концов, этот пункт был исключен из окончательного соглашения.
Остров Карп, Микронезия
А послы Палау, Маршалловых островов и Микронезии, например, считали, что США предлагают очень мало помощи. «Помощь, которая предлагается в настоящее время, не соответствует вкладу наших островов в безопасность и стабильность в регионе, что также поддерживает интересы США в регионе….. Проще говоря, финансовая помощь США недостаточна», — заявили дипломаты из трех стран в письме, направленном координатору Белого дома по Индо-Тихоокеанскому региону Курту Кэмпбеллу накануне саммита.
И нашим, и вашим
Учитывая, что тихоокеанские государства ранее отвергли пакт о сотрудничестве с Китаем, соглашение об углублении сотрудничества с этими государствами можно рассматривать как большую победу американцев. Однако было бы большим преувеличением утверждать, что острова южной части Тихого океана стали союзниками США в борьбе с Китаем. Как сказал «Известиям» Александр Воуинг, профессор Азиатско-Тихоокеанского центра исследований безопасности в Гонолулу, почти все страны региона стремятся к автономии и свободе действий и склонны не принимать сторону в соперничестве двух держав, а максимизировать выгоду от отношений со всеми.
— Если они видят преимущества в отношениях как с Китаем, так и с США, они будут стремиться поддерживать хорошие отношения с обеими державами. Это справедливо для большинства островных государств Тихого океана. Лишь немногие выбрали свою сторону: Соломоновы острова встали на сторону Китая (предположительно по соображениям безопасности режима), а Тувалу и Палау — на сторону США, исходя из «достойных ценностей», которые они разделяют», — говорит американский эксперт.
По мере усиления соперничества между Вашингтоном и Пекином странам Океании, которые стали центром этого соперничества, становится все труднее оставаться в равных условиях. Александр Воуинг предположил, что государства, чье местоположение стратегически незначимо в соперничестве между державами, будут дольше всего оставаться в стороне от геополитических действий.
Что касается самих целей, то Китай и США неоднократно давали понять, что у них есть куда более насущные заботы, чем лавирование между интересами двух держав. «Наша самая большая проблема — это не геополитика, а изменение климата», — назвал в мае премьер-министр Фиджи Франк Баинимарама главную проблему тихоокеанских государств.
И в общем и целом он не преувеличивает. Согласно отчету Всемирного банка, опубликованному в прошлом году, глобальное повышение уровня моря всего на 1 метр, например, приведет к затоплению 40% зданий в столице Маршалловых островов Маджуро. И в такой ситуации будет абсолютно все равно, с кем дружит маленькое островное государство — с китайцами или американцами.