Плавучие города, до которых добираются спутники Starlink и дроны-доставщики. Виртуальная реальность, где вы можете испытать чужую жизнь и поговорить с теми, для кого жизнь уже закончилась. Футуристы рассказали Forbes Life, как изменится наш мир в ближайшие 10-15 лет.
Россия 2028: что может измениться?
Современные футуристы ограничивают горизонт прогнозирования будущего 3-4 годами. Мир меняется со скоростью света, что одновременно пугает и приглашает любопытный человеческий разум. Материал «Россия 2028» — о том, как может выглядеть жизнь в России через 10 лет (больше мы боимся предположить).
Трансгуманисты приучили общество к мысли, что провозглашаемое сегодня «будущее» обязательно означает искусственный интеллект, андроидов, роботов-киборгов и полную потерю рабочих мест. На Западе последняя позиция дает повод для оптимизма, поскольку люди могут меньше работать и больше времени уделять себе, в то время как государство должно взять на себя их социальное обеспечение.
В России новость о том, что роботы заменяют людей на рынке труда, не встречена с большим энтузиазмом.
Но есть ли реальные опасения, что многие работники, такие как операторы колл-центров или таксисты, будут массово уволены?
Пока что роботизация, как бы ее ни желало руководство крупных компаний, служит лишь для упрощения и оптимизации рабочих процессов, но не для их полной замены. В лучшем случае «роботы» будут занимать 10% рынка труда в 2028 году, а в более вероятном — усовершенствованные версии интеллектуального программного обеспечения станут лишь помощниками, но не полноценными рабочими единицами. А высокая стоимость «умных» машин замедлит их внедрение российскими компаниями. А через 10 лет мы увидим независимого робота-полицейского только в офисах Яндекса или Майла в Москве. В лучшем случае.
Киборгизация
С другой стороны, кибернетика может получить очень широкое распространение. Из-за двойственности этого явления моральный барьер быстро разрушается, а новое поколение молодых людей, уже родившихся в цифровой реальности, будет только способствовать распространению этого явления. Для уточнения:
Положительной стороной является, например, бионическое протезирование.
Рука, как в фильмах о Терминаторе, может показаться пугающей, но в действительности такая диковинка уже помогает людям снова жить полной жизнью. И вполне вероятно, что через некоторое время эти процессы приобретут оболочку, не похожую на настоящую человеческую конечность.
Найджел Эклунд — один из немногих людей, владеющих самым совершенным в мире бионическим протезом
С негативной стороны, растет тенденция вживления под кожу чипов, которые содержат данные документов, пароли и электронные ключи. Первый этап в целом завершен. В будущем, возможно, можно будет вмешиваться в работу органов чувств и укреплять мышцы (для спортсменов и всех желающих). Особенно радикальными возможностями могут стать пересадка мозга в искусственное тело или замена полностью здоровых частей тела бионикой. Интернет с iPhone может стать еще ближе: с помощью нейронной сети, напрямую подключенной к мозгу.
Киборгизация не станет массовым явлением до 2028 года, но она обязательно охватит население России.
Природный консерватизм, недоверие к технологиям и, прежде всего, боязнь получить под кожу «непонятную штуку» (учитывая довольно осторожное и скептическое отношение к отечественной медицине) станут уделом 10-20%. Но даже это очень высокий процент.
Урбанизация и рурализация
Термин «сельская местность» происходит от латинского слова ruralis — сельский, деревенский. Рурализация — это процесс деурбанизации, противоположный урбанизации, когда население переезжает из городов в сельскую местность.
Российская глубинка стремительно пустеет. Внутренняя миграция следует принципу «от меньшего к большему», т.е. люди переезжают из небольших деревень в районные центры, а оттуда — в областные. А из последнего поток обычно идет либо в столицу, либо в крупные российские города, такие как Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и т.д. В большом городе легче найти работу, у вас много свободного времени и просто интересная с современной точки зрения жизнь, больше возможностей для реализации и широкий круг полезных знакомств.
Тенденция к сельской местности в России довольно слабая, и сегодня трудно прогнозировать ее усиление.
Сельское пространство становится памятником исторической российской деревне, убежищем для «мигрантов», переезжающих вниз, местом, где фермы и предприятия могут зарабатывать деньги, и, возможно, местом для оседания мигрантов. Кстати, российское правительство пытается переселить соотечественников в сельскую местность, например, старообрядцев. Но пока их число исчезающе мало, что говорит о перспективах развития сельских районов. Можно предположить, что «сельская местность» станет своего рода дикой природой, индустриальным (сельским) и экологическим заповедником, который породит целое направление в искусстве. Новое поколение горожан будет ездить в сельскую местность как в пункт назначения; спрос на экотуризм будет расти, а сельская местность станет городским мифом, полным мифов.
Это нельзя однозначно назвать плохим явлением. Люди, жаждущие покоя, трудятся в сельской местности, пересматривают свой образ жизни сейчас и уезжают из города через 10 лет, создают общины и поселения вдали от шумных мегаполисов. И они не будут большинством. Фермеры автоматизируют производство, поэтому способность обрабатывать большие площади с минимальными затратами труда будет расти. Возможно, правительство пересмотрит свою политику поддержки сельских районов, и люди смогут получать субсидии только за то, что живут в сельской местности.
«Вместе лучше. Такое отношение стало тенденцией на ближайшие десятилетия», — говорит Анн-Лиза Кьер. «Новые сообщества возникают вокруг опыта общения. Люди хотят совместно создавать продукты и услуги, а также участвовать в общественной жизни и влиять на нее.
Медицина
Через десять лет клиническая практика радикально изменится — человечество овладеет технологией перестройки собственной биологии для защиты от болезней и старения. Десять лет назад мы получили полный код генома человека и добились значительного прогресса в установлении связи между конкретными генами и процессами, за которые они отвечают. Благодаря этим открытиям появляются инструменты, позволяющие перепрограммировать человеческое тело так же, как люди перепрограммируют свои компьютеры. Например, РНК-интерференция может выключать гены, связанные со старением и предрасположенностью к различным заболеваниям. Генная терапия позволит модернизировать геном человека, улучшая определенные характеристики или добавляя новые.
Недавно разработанный метод генерации так называемых индуцированных стволовых клеток радикально изменит медицину. Он позволяет выращивать эмбрионоподобные стволовые клетки из нормальных клеток человеческого организма, например, клеток кожи. Таким образом, можно обойти этически спорный вопрос использования эмбрионов — и выращивать человеческие органы по своему усмотрению. «Уже сейчас мы можем восстановить разбитое сердце — пока что не от любви, а от сердечного приступа, — омолодив его с помощью перепрограммированных стволовых клеток», — говорит Курцвейл. Современная медицина также подчиняется «закону ускоренной эффективности». Технологии, перепрограммирующие «программное обеспечение» биологии человека, уже сегодня в тысячу раз эффективнее, чем в 2003 году, когда был запущен проект «Геном человека». И если сейчас их клиническое применение является прорывом, то в 2020-х годах оно станет обыденным.
Энергетическая и пищевая революции
Курцвейл уверен, что солнечная энергия может удовлетворить все потребности человечества к 2030 году. Общая мощность солнечных батарей растет экспоненциально, удваиваясь каждые два года. «Если мы сможем хотя бы частично использовать десятки тысяч солнечных лучей, падающих на Землю, мы сможем удовлетворить сто процентов наших энергетических потребностей», — прогнозирует футурист.
Солнечные модули в Индии.
Стоимость одного ватта солнечной энергии будет быстро снижаться, как только новейшие молекулярные технологии будут повсеместно использоваться при строительстве солнечных модулей. В недавнем отчете Deutsche Bank отмечается, что «в Индии и Италии стоимость не субсидируемой солнечной энергии равна стоимости сетевой энергии. К 2014 году все больше стран достигнут паритета между солнечной и традиционной электроэнергией». Энергетический переход приведет к продовольственной революции. Как только на планете появится дешевая энергия, очистка и опреснение воды станут быстрее и дешевле. Сельское хозяйство также будет оптимизировано: от традиционного агробизнеса до вертикальных автоматизированных ферм, где искусственный интеллект выращивает овощи и фрукты гидропонным способом. По прогнозам Курцвейла, животноводческие фермы могут быть полностью ликвидированы и ограничиться выращиванием «мяса» (т.е. мышечной ткани животных, идентичной «натуральной») в пробирках.
3D-принтеры
Через семь-десять лет большинство повседневных предметов будут изготавливаться с помощью 3D-принтеров. Конечно, сегодня их функциональность еще очень ограничена — трудно представить, что к концу десятилетия они окажутся действительно незаменимыми в повседневной жизни. По мнению Курцвейла, этот скептицизм не оправдан.
«Если вы посмотрите на жизненный цикл технологии, то увидите ранний период изобилия, затем спад и разочарование, за которым следует настоящая революция. Помните интернет-бум в 1990-х годах и пузырь доткомов, который последовал за ним в 2000-х? Примерно в то же время был запущен Google, и сегодня существуют интернет-компании с миллиардными оборотами», — пишет инженер. 3D-принтеры также пока находятся на очень ранней стадии развития, но их расцвет придется на 2020-е годы. Однако возможность «напечатать» гардероб за небольшие деньги, загрузив схему без исходников, не станет помехой для индустрии моды. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на другие отрасли, которые также перешли на цифровые технологии, такие как книгоиздание, кино и музыка. Даже в далеком будущем, когда винтовку или биоразлагаемый каркас для протеза органа можно будет «напечатать» дома с помощью 3D-принтера, промышленное производство все еще будет иметь смысл.