В радиолюбительской практике проще изготовить VAS как отдельное устройство и установить его на магнит со стороны головки динамика (рис. 5a).
7 советов, как сделать громче автомобильные динамики без усилителя
Мы периодически получаем электронные письма от читателей, которые любят строить догадки. Один эксперт недавно спросил: «Есть ли способ сделать автомобильные колонки громче без усилителя?».
Конечно, не во всех автомобилях качество или громкость динамиков вызывает зависть к вашей стереосистеме. Эти две проблемы, а также неудачное расположение колонок, могут помешать вам наслаждаться любимой музыкой.
Звучит нелогично — сделать динамики громче без усилителя, но хотите верьте, хотите нет, есть несколько простых способов улучшить звучание аудиосистемы вашего автомобиля и легко увеличить громкость динамиков без использования усилителя.
Эти советы не требуют огромных инвестиций, и вам не придется тратить деньги на все аспекты, чтобы получить автомобильную аудиосистему с отличным звучанием. Надеюсь, если вы будете следовать некоторым из них, ваше время пребывания в автомобиле значительно сократится.
Отказ от ответственности
Во-первых, следует отметить, что ни один из следующих советов не даст заметной разницы, если у вас слабые колонки, некачественные колонки или частично разрушенные колонки.
Приведенные здесь советы предполагают, что в вашем автомобиле установлены хорошие динамики.
А если вы хотите слушать музыку громко — очень громко — усилители просто необходимы. Хотите ли вы, чтобы ваша музыка звучала ярче или тише, как отличная фоновая музыка, усилитель мощности оживит вашу музыку и передаст все ее возбуждение и детали.
Однако наличие усилителя никогда не помешает. Ни один совет или трюк не может чудесным образом улучшить качество звука и сделать ваши колонки громче, чем усилитель. Однако есть несколько отличных советов, которые могут дать замечательные результаты. И поскольку вы здесь, мы будем считать, что вы ищете именно это. Итак, давайте начнем…
7 Советы по увеличению громкости ваших динамиков без усилителя
Совет №1: выберите более высокое качество для своих музыкальных файлов
Это чума, которая уничтожает ваши музыкальные файлы с ужасом, о котором вы, вероятно, не знаете. Это называется компрессией, и она может существенно повлиять (или даже уничтожить) вашу музыку, превратив ее в беспорядок.
Сжатие уменьшает динамический диапазон между самыми тихими и самыми громкими звуками в аудиосигнале. Это происходит за счет усиления тихих сигналов и ослабления громких.
При сжатии ваша музыка теряет часть высоких и низких частот и важные детали, которые делают вашу музыку интересной.
Сжатые музыкальные файлы прекрасно звучат, когда вы слушаете их в наушниках или вкладышах, но в хорошей автомобильной аудиосистеме вы заметите, что чего-то не хватает.
Это означает, что лучше всего использовать как можно меньше сжатия. Чем выше скорость передачи данных, тем лучше будет звучать ваша музыка через автомобильное радио.
Если вы любитель потоковой музыки, проверьте настройки в своем любимом музыкальном приложении, чтобы улучшить качество звука. Вы также можете использовать сервис потокового воспроизведения музыки с более высоким разрешением, например, TIDAL (рекомендуемый нами сервис потокового воспроизведения с высоким разрешением), который обеспечивает качество CD и потоковое воспроизведение MQA.
Совет № 2: не используйте встроенный цифро-аналоговый преобразователь вашего музыкального проигрывателя
Цифро-аналоговый преобразователь, или сокращенно ЦАП, — это небольшое устройство, которое преобразует цифровую информацию — нули и единицы — в аналоговые музыкальные сигналы. В современном мире большинство из нас полагаются на свои смартфоны для беспроводной потоковой передачи музыки. ЦАП, встроенный в смартфон, довольно хорош для повседневного прослушивания через наушники, но оставляет желать лучшего и не предлагает производительности, которую можно ожидать от более продвинутых ЦАПов во многих современных автомобилях.
Если преобразование из цифрового формата в аналоговый осуществляется с помощью встроенного ЦАП вашего ресивера или высококачественного внешнего ЦАП, вы получите гораздо более чистый и полный звук.
К счастью, в некоторых послепродажных ресиверах можно обойти ЦАП устройства, подключив iPod или смартфон к послепродажной стереосистеме через USB-кабель.
Совет # 3. Настройте звук с помощью параметров эквалайзера ресивера.
Салон вашего автомобиля не идеален с акустической точки зрения. С точки зрения качества звука это вызывает серьезные проблемы. Следовательно, контроль отражения звука от твердых поверхностей, таких как стекло и пластик, и поглощения звука от более мягких поверхностей, таких как ковры и чехлы сидений, может стать ключом к хорошему звучанию.
А как насчет кабелей, говорят они. Посмотрите на сравнение и решите, какой кабель лучше всего подходит для колонки. В будущем вы можете использовать любой кабель от авторитетной компании в любом ценовом диапазоне. Как бы вы ни хотели, в данном случае важно сечение провода.
Основы частотной обработки звука: простая памятка для новичков
Обработка частот (или эквализация) — один из самых важных процессов при сведении композиций. Правильная эквализация помогает «убрать» излишний шум из мультитрека, раскрывая потенциал всех музыкальных инструментов и придавая им гармоничное и отлаженное звучание. Самое важное, что вам для этого понадобится (помимо самих записей): качественная программа для редактирования музыки с четким и практичным аудиофильтром.
Процесс частотной фильтрации заключается в уменьшении или, наоборот, увеличении частот в заданном спектре. Благодаря специальным устройствам и плагинам можно выполнить эквализацию максимально точно, вычитая или прибавляя несколько герц (единица измерения для фильтрации). Существует множество применений такой обработки: устранение частотных конфликтов, снижение интенсивности неприятных для уха звуков, формирование «тела» звукового сигнала, обогащение записи гармониками и многое другое.
Кроме того, одной из основных задач эквалайзера является «очистка» определенного пространства в миксе, т.е. после обработки каждый инструмент, будь то живой или электронный, должен занять свое место и не мешать другим. Например, басы обычно располагаются в середине и ниже, средние инструменты (гитары, ударные, клавишные) — в середине, а вокал лучше всего «поднять», чтобы он был слышен во всех треках.
Таблица частотных характеристик для различных инструментов
Также важно сосредоточиться на удалении неприятных шумов, передвинув несколько ползунков в эквалайзере, чтобы избавиться от гитарных струн, тарелок и вокальных вздохов. Однако важно не переусердствовать и не срезать «полезные» частоты, которые обогащают звук и делают его объемным.
Типы фильтров
Эквалайзер содержит различные типы кривых, которые можно использовать для фильтрации частот. Они подразделяются на:
- Ограничение
- Корректор
- Фильтр для полок
- Фильтр присутствия
Ограничительные фильтры
Эти кривые «срезают» все частоты, расположенные за ними. Степень наклона можно регулировать, от вертикальной прямой линии («кирпичная стена») до небольшого среза в диапазоне 1-3 дБ. К ним относятся:
-
Low Pass (или обратный High Cut ) — этот фильтр удаляет из спектра все частоты выше отмеченной точки и оставляет все частоты ниже этой точки.
High Pass или High Cut — этот фильтр удаляет все частоты выше отмеченной точки и сохраняет все частоты ниже этой точки.
Этот фильтр в основном используется для обрезания верхних частот баса и их гармоничного сложения в миксе, а также для придания инструментам глубокого и чистого звучания путем удаления звона и шума.
Ограничение низких частот
В основном используется для удаления баса из инструментов среднего и высокого диапазона, чтобы бас и ударная установка формировали «низ» микса.
Выделение среднего диапазона.
Режекторный фильтр
Или «ограничение группы». Обрезает частоты в узкой линии только в пределах определенной полосы пропускания. Позволяет избавиться от неприятного эха. Ассистент аудиоинженера для очистки записей.
Точечная «чистка» спектра.
Фильтр для полок
Это просто и также делится на High и Low. Первый используется для компенсации недостающих высоких частот, а второй — для низких. Вы можете создать комбинацию этих кривых, одновременно увеличивая и уменьшая различные частоты трека, что дает вам Tilt Shelf.
Балансировка между высокими и низкими тонами
Фильтр присутствия
Наиболее популярным является колоколообразный фильтр. Он имеет округлую форму и усиливает выбранный диапазон.
Он усиливает определенные частоты.
Для гитар, например, усиление в районе 500 Гц обычно используется для придания звуку «тела» и «округлости». Для вокала, например, рекомендуется усилить его примерно до 5 кГц, чтобы создать эффект «присутствия».
Существует также динамическая эквализация, при которой эквалайзер и компрессор работают вместе. В этом случае выбранный диапазон частот не обрезается полностью на протяжении всей песни, а лишь ослабляется в определенные моменты, когда он достигает установленного порога. Это обеспечивает гибкость при редактировании микса, так как частота слышна в более тихих моментах и не «торчит» в более громких.
Советы по сведению основных инструментов
- Стоит вырезать не только верхнюю часть баса, но и нижнюю, так как это ненужный шум, который ничего не добавляет к звучанию и делает общий микс более грязным. Лучше всего сразу установить фильтр нижнего среза на 40 Гц и затем осторожно перемещать его, внимательно прислушиваясь к преобразованиям. Не обрезайте верхнюю часть басовой линии полностью. Рекомендуется подчеркнуть «тело» в районе 250 Гц, чтобы инструмент «прорезался» в миксе. Это особенно важно для электронной музыки, где бас играет решающую роль.
- При микшировании гитары обрежьте все, что ниже 100 Гц, фильтром высоких частот, чтобы избежать конфликта с басом и ударной установкой. Для устранения высокочастотного шума, связанного с искажениями, вы можете уменьшить его примерно до 9-12 кГц. Также следует обратить внимание на неприятный звон в хай-хэте и других тарелках.
- При сведении вокала, конечно, все зависит от тембра голоса певца, его произношения и качества записи, поэтому трудно дать общий совет. Но удаление нижней части (около 70 Гц) и обрезание верхней части (около 7 кГц, где скрывается сигма), вероятно, улучшит результат.
Если вы хотите придать своей песне профессиональное звучание, но чувствуете, что не можете справиться со сложными DAW и плагинами, обратите внимание на AudioMaster. Это идеальный инструмент редактирования аудио для начинающих, позволяющий легко балансировать и фильтровать ваши треки.
Скачайте AudioMaster и создавайте профессиональные песни, не выходя из дома!
Эквалайзер
В программу встроен 10-полосный графический эквалайзер, который позволяет легко балансировать частоты. Достаточно поднять один из ползунков и нажать кнопку «слушать» — разница будет впечатляющей. Так вы сможете экспериментально выяснить, какие частоты нужно понизить или повысить.
Если вы не можете найти их самостоятельно, просто воспользуйтесь предустановленными пресетами программы. Вы найдете все основные опции, необходимые для снижения уровня шума, усиления высоких и низких частот, улучшения разборчивости речи и многого другого.
Найдите подходящий для вас пресет
Вы даже можете стилизовать музыку, например, под телефонный звонок или голос диктора радио.
Частотный фильтр
В AudioMaster также есть функция микширования с параметрическим эквалайзером, только эта функция более интуитивно понятна и проста. Открыв инструмент «Фильтр частоты», вы можете отсечь нужный вам диапазон. Вы можете задать его по номерам или выбрать один из встроенных профилей — программа автоматически определяет диапазон, отвечающий за определенную частоту: одна из октав, неслышимые частоты, трансформаторный гул. Вы удаляете из трека все лишнее и тем самым улучшаете качество звука.
Вы можете ограничить значения в точности до Гц
Частотный спектр
Эта настройка позволяет эффективно ограничить или расширить частотный диапазон нужной песни, делая его выше или ниже оригинала, сохраняя при этом ритм и скорость.
X-over — это переключатель фильтра. Это происходит, когда усилитель не имеет отдельной настройки для каждого фильтра. HPF — срез снизу, LPF — срез сверху, Full/Flat — фильтр отключен.
Динамический режим работы СЧ головок
Для количественной оценки переходного процесса мы снова возьмем эквивалентную схему коллектора (рис. 1b) и предположим, что напряжение, подаваемое на вход устройства, имеет синусоидальную форму. Частота синусоидального напряжения f1 находится в полосе пропускания фильтра головки МП и превышает резонансную частоту головки fs.
Расчет показывает, что при этих условиях напряжение в параллельном резонансном контуре (электрический эквивалент скорости колебаний подвижной системы) состоит из двух компонентов. Первый компонент — синусоидальное напряжение с частотой f1 и амплитуду, рассчитанную в соответствии с методами расчета стационарных синусоидальных колебаний 1. Это так называемая интенсивная составляющая, поскольку ее частота соответствует частоте нагрузки, приложенной к голове.
Последняя называется свободной составляющей переходного процесса, поскольку ее закон временного изменения основан исключительно на значениях эквивалентной схемы головки и не зависит от частоты приложенного напряжения. С соответствующим уровнем Qt>0,5 — это синусоидальная волна, которая уменьшается со временем. Циклическая частота этой синусоиды ωs называется частотой свободных колебаний и определяется по следующей формуле
Эта частота всегда ниже резонансной частоты головки и приближается к ней по мере увеличения частоты Q. Уже в Qt=1,5, разница между численными значениями двух частот составляет не более 6 %.
Амплитуда свободных колебаний уменьшается со временем по закону:
где Ts,=1/fs — период резонансной частоты головки; e — основание натурального логарифма.
Начальное значение (при t = 0) амплитуды свободных колебаний зависит от начальной фазы входного напряжения, приложенного к головке, и параметров схемы. В принципе, он может достичь амплитудного значения принудительного элемента.
Призвук и вычисление его продолжительности
Свободная составляющая колебаний подвижной системы головки (или группы головок) порождает так называемый «скрип», который хорошо воспринимается ухом в плохо сконструированных громкоговорителях и влияет на качество звука. Поскольку возникновение свободной составляющей является принципиально необратимым явлением и постоянной частью переходного процесса в любой инерционной системе, уменьшение ее длительности — единственный способ борьбы с хлюпаньем. Хлюпанье невозможно устранить с помощью полосового фильтра, поскольку импульсный характер передаваемого сигнала означает, что всегда присутствует спектральная составляющая, приводящая в движение головной генератор на его резонансной частоте.
Продолжительность переходного состояния часто выражается как интервал времени Δt=tRЗа это время амплитуда свободной составляющей колебания уменьшается в 20 раз, т.е. составляет всего 0,05 от своего первоначального значения (при t=0). Если принять, что 0,05=e-3 и руководствоваться законом временного изменения амплитуды свободного колебания, то получается следующая формула для определения длительности переходного процесса и призмы:
В качестве примера можно привести продолжительность сжатия головной части DDG-42 с резонансной частотой fs = 94 Гц и коэффициент качества Qt =0.7. Период резонансной частоты такой головки Ts = 1/fs= 1/94 = 0,0106 = 10,6 мс. Время прослушивания tп = ТsQt = 10,6 * 0,7 = 7,42 мс.
В справочниках, например, 2, рекомендуется следующее максимально допустимое время замирания: 5 мс для головок AF и 0,2 мс для головок LF.
Влияние полосового фильтра
Как уже упоминалось, эквивалентный коэффициент качества Qt головки соответствует работе на источнике с нулевым внутренним сопротивлением, т.е. короткому замыканию.
Однако из-за влияния полосового фильтра работа среднечастотных головок на резонансной частоте значительно отличается от работы в режиме короткого замыкания. Например, рассмотрим работу головки с фильтром второго порядка (рис. 2а).
Сопротивление резонансного контура L1C1 мало только в полосе пропускания фильтра, но за ее пределами оно увеличивается с уменьшением частоты до такой степени, что наушники начинают работать в разомкнутой цепи вблизи резонансной частоты. Эквивалентный коэффициент качества соответственно увеличивается и приближается к акустическому, а значит, и к длительности визжащего шума.
Аналогичная картина возникает при использовании полосового фильтра шестого порядка (рис. 2c), но на этот раз из-за влияния схемы L3C3.
Рисунок 2. Варианты полосовых фильтров для громкоговорителей: а) второго порядка, б) четвертого порядка, в) шестого порядка.
Несколько лучшее демпфирование среднечастотных динамиков обеспечивается полосовым фильтром четвертого порядка (рис. 2b). В этом случае головка вблизи резонансной частоты шунтируется катушкой L2, сопротивление которой уменьшается с понижением частоты.
Мы уже несколько раз говорили о шумо- и виброизоляции жилья. Я скажу это снова. Что можно увидеть в акустической системе, которая никогда не разбиралась и не модифицировалась? Не стоит забывать, что колонка не относится к премиум-классу и стоит относительно недорого. Разобрав такой громкоговоритель, мы можем увидеть его:
High Pass и Low Pass фильтры
В дополнение к точечной обработке, эквалайзер также можно использовать для фильтрации сигнала. Фильтрация — один из самых простых, но и самых разрушительных способов использования эквалайзера. Фильтрация позволяет звукорежиссеру вырезать все частоты до или после определенного диапазона. Кроме того, современные эквалайзеры оснащены так называемыми вырезными фильтрами, которые позволяют полностью вырезать определенную частоту из сигнала (например, если рабочий барабан имеет неприятный резонанс 442 Гц, его можно полностью вырезать).
Наглядное представление того, как работают фильтры высоких и низких частот.
При работе с фильтрами высоких и низких частот неопытные музыканты и звукорежиссеры часто путаются, потому что неправильно называют фильтры. Чтобы не испортить свой микс, необходимо помнить, как и какой фильтр обрезает частоты в сигнале:
- Фильтр высоких частот обрезает низкие частоты до определенной точки и пропускает более высокие частоты. Например, если мы установим фильтр HP на 100 Гц, фильтр изолирует все сигналы до 100 Гц и оставляет без внимания другие частоты в сигнале. Более подробно о том, как работает фильтр HP и о нестандартных вариантах его использования, читайте в нашей отдельной статье о фильтре высоких частот,
- Фильтр низких частот обрезает высокие частоты после указанного сигнала и пропускает низкие частоты. Если установить такой фильтр на бас-барабан и настроить его на частоту 10 кГц, то все частоты выше этого порога будут устранены. Более подробно о фильтрах нижних частот, их влиянии на сигнал и технике их использования мы рассказали в специальной обзорной статье.
При работе с фильтром звукорежиссер может настроить кривую эквализации, изменяя резкость частот среза. Шероховатость частоты среза зависит от выбранного параметра наклона — чем он ниже, тем более гладкие частоты среза.
Примечание: Некоторые моменты в этой статье отражают мое субъективное мнение; все, что здесь описано, не является аксиомой и предназначено только для информационных целей.
Первый вопрос. Доработка акустики – зачем это надо?
В целом, существует много материала на тему настройки динамиков, как в журналах, так и в многочисленных статьях в Интернете. Однако почти все их можно разделить на две основные группы:
- «улучшайте» свои колонки и наслаждайтесь результатом. В данном контексте «улучшить» означает «улучшить характеристики массового продукта путем замены массовых продуктов высококачественными компонентами» (например, замена конденсаторов на очень дорогие).
- Мы проводим полную настройку: Переделка проводки, виброгасящий материал в корпусе, расчет и замена кроссоверов, замена динамиков (при необходимости). Потом мы сидим и наслаждаемся «отличным звуком», потому что «он звучал намного лучше!».
Для отечественных акустических систем (например, «Радиотехника», «Амфитон», «Вега» и т.д.) можно найти подробные планы, чертежи и детальные описания по ремонту и восстановлению. Но иногда восстановление таких колонок достигает такого уровня, что конечный результат уже нельзя назвать улучшением. Все полностью переработано, так что это не старые колонки, а совершенно новый набор динамиков, который никто, кроме вас, никогда не видел и не слышал.
Если вы получаете в «разработку» динамик от 200 до 1000 зеленых президентов, то это вариант, при котором инвестиции в апгрейд составляют не более 15-20% от стоимости самого динамика. Имеет смысл выполнить восстановление, а также, вероятно, стоит снять и восстановить динамик. Можно добиться лучшего звучания, чем до переделки.
Предупреждение. Прежде чем приступить к восстановлению своей акустической системы, запомните эти моменты, которые часто делаются неправильно при восстановлении. Таким образом, много усилий, времени и денег не будут потрачены впустую.
Надо или не надо?
Стоит ли вам это делать или нет — решать вам. Однако, если вы решите это сделать, вы должны знать, что нельзя отменить сделанные изменения и что все можно вернуть в исходное состояние. А «восстановленные» колонки могут звучать не лучше, а, скорее всего, хуже, чем раньше.
«Сомнительные переделки» могут «вытащить» из ваших колонок новый звук, которого вы не слышали раньше (его могло и не быть, но он есть сейчас). Может появиться шипение, гул или гудение, что связано с плохо спроектированным кроссовером. Поэтому, если вы довольны звучанием своей акустической системы, нет необходимости думать о дорогостоящей и ненужной настройке. Будьте счастливы с тем, что у вас есть, с тем, что вам подходит!
Не спешить!
Если вы, например, делаете ремонт в офисе, вам не нужно слишком много экспериментировать. Все меры должны быть продуманы и просчитаны до мельчайших деталей. После нескольких операций разборки и сборки (например, извлечение и установка динамиков) не останется следов резьбы для саморезов. Вы только создаете отверстия, в которых саморезы не будут держаться.
Вы можете разобрать колонки и собрать их обратно один или два раза. В первый раз вы намеренно разбираете, тщательно осматриваете внутренности, переделываете кроссовер, параметры динамика, конструкцию корпуса, распорки (если они есть), находите «слабые места» акустической системы.
Вы можете разобрать его во второй раз, чтобы улучшить его. Когда все материалы будут готовы, соберите новый кроссовер. После сборки дальнейшая обработка не требуется. Подумайте дважды! Чем чаще вы открываете динамики, тем больше вероятность повредить диффузоры динамиков, нарушить соединение с кроссовером и сорвать резьбу винтов.
Второй вопрос. Работа с корпусом
Сначала несколько слов о типах динамиков: Трехполосные, двухполосные, полочные и напольные колонки. Механический ремонт корпуса, который узнаваем большинством людей, — это классический ремонт громкоговорителя. Описание этого действия — «море и большой океан»! Все они имеют подробные описания, которые практически «идентичны». Поэтому здесь нет ничего нового.
Полочная акустика
Их называют книжными полочными колонками, потому что они предназначены для размещения на полке. Это, конечно, шутка, но так оно и есть. Такие колонки находят место и применение практически в каждом доме. Будь то музыкальный центр, домашний кинотеатр или простая стереосистема. Обычно они стоят на полке, на подставке рядом с телевизором или висят на стене.
Они отличаются от других колонок тем, что имеют относительно небольшие размеры и всего два динамика — НЧ и СЧ. Внешне они отличаются размером и наличием или отсутствием рефлекторного порта (плоский или круглый, один или два, передний или задний). Соответственно, сабвуфер воспроизводит низкие и средние частоты примерно до 3500 Гц (у многих производителей по-разному), а твитер — все остальное.
В системе домашнего кинотеатра часто используются колонки-книжные полки, некоторые из них — в качестве фронтальных колонок, а другие, чуть меньшего размера, — в качестве тыловых колонок. Но они будут хорошо и красиво играть только в небольших помещениях. Они предназначены для небольших помещений и занимают совсем немного места. В большой комнате они просто не подойдут, и вы должны это знать.
Напольные акустические системы
Этот тип колонок может быть двухполосным или трехполосным, распространенным типом является «двух- и полутораполосная колонка».
Двухполосная акустическая система
Напольные колонки по своим размерам намного больше, чем книжные. И их назначение несколько иное. В частности, напольное размещение и связанный с этим больший размер по сравнению с напольными колонками позволяет использовать другую выходную мощность и, следовательно, добиться более громкого звучания. Что касается качества звука, то пока об этом говорить не приходится.
Внутри двухполосная колонка имеет те же элементы, что и библиотечная колонка — твитер и вуфер. Просто корпус намного больше, что позволяет устанавливать другие колонки большего диаметра. И подход к проектированию кроссовера может отличаться от подхода для библиотечной акустики. Однако и здесь можно привести аргумент. Часто библиотечная акустика намного лучше, чем двухполосная напольная акустика.
Такая колонка имеет два динамика в камере и мало или совсем не имеет портов басового фазоинвертора. И общий объем корпуса не распределяется между динамиками. НЧ-динамик может иметь собственный «корпус» (заводская конструкция корпуса), но часто сами твитеры имеют собственную полость, отделенную от внутреннего объема корпуса.
Иногда можно встретить двухполосную систему с двумя НЧ-динамиками. Разница между колонками заключается в наличии дополнительного НЧ-динамика, который имеет те же характеристики, хотя они могут немного отличаться. Использование кроссовера в этом случае также отличается.
Она остается такой же, как и у двухполосных напольных колонок.
Трехполосная акустика
Теперь к трехполосной колонке. Трехполосная система обычно состоит из трех динамиков — высокочастотного, среднечастотного и низкочастотного. Такие колонки используются в больших помещениях, где требуется очень громкий и качественный звук. В этом случае громкость не влияет на качество звука, он чистый и не имеет искажений от самого динамика.
Третий вопрос. Электрические работы
Вы не будете создавать новые кроссоверы для своих колонок. Тогда проблема проста. Вы можете манипулировать существующим кроссовером и улучшать звучание, не прибегая к созданию собственного или специально изготовленного кроссовера.
Нет стопроцентной гарантии, что результат будет очевиден для уха. Но многие обнаружили, что простая замена «обычных» электролитических конденсаторов на «хорошие» приводит к заметному улучшению звучания. С помощью амплитудно-частотных откликов «до» и «после» это можно увидеть более четко.
Если у вас есть схема ваших «оригинальных» кроссоверов, все становится проще — просто замените имеющиеся компоненты на более дорогие и качественные. Если вы хотите поэкспериментировать, то на то, чтобы все получилось, могут уйти недели или месяцы. Но даже простая замена высококачественных деталей может оказать большее влияние, чем ожидалось. Возможно, это балансировка, в результате которой заменяется усилитель.
На вашем кроссовере не было фильтра для НЧ-динамика — это должно быть проблемой. Вероятно, схему нужно перепроектировать, а это задача для инженеров — справитесь ли вы с ней? Кроме того, эта задача уже выходит за рамки «подстройки» под каждого.
Про конденсаторы
Если вы решили заменить конденсаторы, существует определенный общепринятый список. Несколько слов об этом.
Подходящие типы конденсаторов для разделительных фильтров:
- из дома: Вы можете тестировать серию K78 на рабочих напряжениях выше 100 В. Можно сразу забыть про К73-16, К73-17, но если выбирать К73, то с рабочим напряжением не менее 400 В.
- Mundorf, Audyn Cap, Solen, Jantzen, Multicap, Visaton. Главное, чтобы ваши финансы позволяли это сделать. Разница в классе будет заметна — более дорогие конденсаторы обеспечивают лучшее звучание. Это определяется профессионалами, имеющими инструменты для прослушивания и исполнения.
Такая простая замена конденсаторов обязательно добавит новые детали в звучание. «Каши» будет меньше, тона будут более четкими. Звуковой ландшафт увеличится как в ширину, так и в глубину. Более подробно. Ваши колонки могут звучать «богаче» (по содержанию звука) и «дороже» (как крутые колонки).
Однако с грустью приходится констатировать, что будут и разочарования. Они будут заметны (это, конечно, вопрос удачи), а ранее неизвестные «баги» будут «выкинуты». С этим трудно смириться, но звук поразит вас настолько, что вы вряд ли захотите возвращаться.
Рекомендация. После замены конденсаторов «прогрейте» их в течение 5-10 часов приличным током. Вам не нужно заниматься этим весь день и в течение 10 часов только для того, чтобы «разогреться». Это произойдет через неделю или две, во время прослушивания. Только после этих часов работы с конденсатором можно попытаться «услышать» готовую акустику. Это подчеркивают все специалисты.
Возможно, это слышно, но исключительно по «электрическим причинам». Это как новая батарея. Для того чтобы он работал «оптимально», рекомендуется сначала «прогнать» его — полностью зарядить и полностью разрядить. А затем вы можете зарядить его в любое время, даже до 50% и более. Емкость аккумулятора остается прежней, а работает он более эффективно.
Но если вы не знаете, что такое кроссовер и как его делать, вам не стоит заниматься этим самостоятельно. Для этого потребуются настолько специфические знания, что не всякий сварщик-любитель сможет их понять.
Про провода
Следующим этапом является акустическая обработка. На последнем месте, хотя иногда, многие делают это с самого начала — заменяют внутреннюю проводку. Да, заводские кабели часто оказываются совершенно недостаточными. Я говорю о толщине кабелей внутри акустической системы. Если вы подключите акустический кабель с сечением не менее 1,5 мм 2, а лучше 2 мм 2, то внутри он будет в лучшем случае 0,5 мм 2. И тогда смысл толстых и качественных кабелей от усилителя к колонкам, о которых мы здесь говорили, сводится к полному «нулю»!
К счастью, в некоторых послепродажных ресиверах можно обойти ЦАП устройства, подключив iPod или смартфон к послепродажной стереосистеме через USB-кабель.
Эквалайзер (EQ)
Эквалайзер — это инструмент для коррекции амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть устройство, позволяющее «отретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды частотной составляющей. Начнем, пожалуй, с того, что существует 2 основных типа эквалайзеров: графический и параметрический. Существует также Факториал (смесь первого и второго типа) и Рафия, которая в основном используется при окончательной обработке звукового носителя, т.е. при мастеринге. Для целей данной статьи два последних эквалайзера не будут рассматриваться, так как они не являются джунглями.
Графический эквалайзер
» «Железный» графический эквалайзер
Программное обеспечение для графического эквалайзера
Вот как выглядит графический эквалайзер в аппаратном и программном обеспечении. Суть работы такого эквалайзера довольно проста: крайние полосы обычно представляют собой фильтры низких частот (красная линия, крайний левый фейдер графического эквалайзера опущен н а-3 дБ) и фильтры высоких частот (синяя линия, в этом положении крайний правый фейдер поднят на +6 дБ).
а все остальные оснащены колокольчиком:
Амплитуда и частота каждой полосы запрограммированы в этом эквалайзере, поэтому данный тип не является гибким и довольно сильно вмешивается в исходный звуковой сигнал. Поэтому давайте оставим это механическое чудо в стороне и обратимся к следующему типу эквалайзера, который для нас более важен — параметрическому.
Параметрический эквалайзер
Этот тип эквалайзера имеет гораздо более гибкие настройки для каждой полосы по сравнению со своим «аналогом»:
- Frequency (Freq) — частота диапазона.
- Q означает пропускную способность или «качество».
- Gain — уровень усиления (ослабления) выбранной полосы в децибелах (дБ).
Параметрический эквалайзер — просто находка для таких задач, как устранение столкновений частот, поскольку возможность выбора частоты для коррекции имеет решающее значение. Итак, сначала о главном.
Краткий обзор 3 параметрических эквалайзеров.
Вы никогда не имели дело с эквалайзером? На всякий случай я познакомлю вас с некоторыми (на мой взгляд) хорошими программами эквалайзера.
Примечание: Следующие эквалайзеры являются плагинами типа VST/RTAS/DX или AU (Mac), для работы которых требуется сервер (программный секвенсор): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.
Sonnox Oxford EQ
Это «классика жанра» в мире программного обеспечения параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 диапазонов настройки, соответствующих 5 полосам, 2 из которых являются фильтрами — High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).
Устранение частотных конфликтов
Бас и бочка
Самый распространенный случай — столкновение баса и кик-барабана, и на этом примере мы можем понять, что имеется в виду. Этот конфликт нельзя решить даже частично с помощью панорамирования (перемещения двух инструментов в пространстве, т.е. левого и правого канала), поскольку оба инструмента должны быть центрированы. И здесь есть 2 решения: компрессия SideChain (о ней есть много информативных материалов в интернете), которая позволяет заглушить бас в момент басовой атаки барабана, и эквализация, когда такое «шатание» (как с SideChain) не нужно.
Конечно, можно сначала выбрать бас и кик-барабан, которые не мешают друг другу. Но совсем другое дело, если вам нравится только эта басовая линия и только этот басовый барабан, тогда эквализация — это глоток свежего воздуха. Чтобы начать эквализацию в зазоре (вставке) между басом и басовым барабаном, нужно «повесить» эквалайзер (который, надеюсь, не вызовет никаких проблем) и включить анализатор спектра (в цепи — после эквалайзера) или свои уши, если вы доверяете своим совершенным ушам, а лучше и то, и другое. Если ваш эквалайзер не имеет встроенного анализатора спектра, я рекомендую SPAN от Voxengo — хороший (и в основном бесплатный) анализатор, о котором вы можете прочитать здесь.
На этом рисунке показан параллельный режим работы анализатора. В этом режиме SPAN может анализировать два аудиосигнала в одном окне, что, несомненно, удобно. Вы можете делать то же самое дома, это совершенно безопасно и даже полезно! Вот как это работает.
Итак, перед нами 2 спектра (спектр баса слева и спектр барабана справа):
Поскольку басовый барабан имеет сильную низкочастотную составляющую (крайний большой горб), устранив ее, мы потеряем всю его динамику, что усложнит задачу. Если вы поднимите горб на 150 Гц (второй малый горб), вы можете потерять характерный удар бас-барабана и получить болтливый гул. Предположим, что у вас есть суббас, занимающий полосу до 90 Гц, давайте обрежем все, что ниже 90 Гц, и с помощью узкой полосы (всегда режьте узкой полосой!) обрежем 150-160 Гц в басе (справа от горба). Это будет выглядеть примерно так:
Примечание: В данном случае столкновение суббаса и бас-барабана было устранено с помощью компрессии SideChain.
Ствол может иметь щелчок для лучшей читаемости в смеси. Чтобы понять, где находится этот щелчок, нужно создать узкую полосу около 1000 Гц, усилить ее на 6-9 дБ и пройти по этой полосе до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), тогда вы должны его услышать. После того как вы определили, где «прячется» басовый клик, опустите полосу на 2-4 дБ (главное — не переусердствовать) и сделайте ее немного шире:
- Отсечка должна быть узкой полосой, дополнение — широкой, и чем выше частота, тем шире полоса (параметр низкого Q),
- При эквализации инструментов в миксе старайтесь сначала понизить (отфильтровать) частоты, а затем повысить их.
Подводя итоги
- Перед эквализацией инструмента необходимо выровнять его в соответствии с важным правилом: Чем выше частотный диапазон инструмента, тем дальше от центра он может быть выровнен. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бас-барабана и основного вокала.
- Начните с устранения перекрытия частот с баса и бас-барабана и постепенно переходите к более «высоким» инструментам.
- При анализе спектра выделяйте наиболее сильные участки спектра. Визуально они выглядят как «бугорки».
- Если «удары» басового и ударного барабанов сильно перекрываются, подумайте о замене ударного барабана; эквализация в таком случае может испортить весь микс и лишить его динамики.
- Уменьшите частоту с помощью узкой полосы и добавьте ее с помощью широкой полосы.
- Фильтрация нижней части среднего диапазона может устранить большую часть конфликта в нижней части среднего диапазона.
- При работе с вокалом важно, чтобы он нашел свое место в миксе, а не наоборот.
- Балансировка — это вмешательство в реакцию инструмента или звука, поэтому будьте осторожны и знайте пределы.
- Не делайте все за один сеанс, дайте своим ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звуку (и «неправильному» звуку).
- Если вам нужно часто эквализировать какой-то инструмент, подумайте о том, чтобы не включать его в микс.
Примечание: Некоторые моменты в этой статье отражают мое субъективное мнение; все, что здесь описано, не является аксиомой и предназначено только для информационных целей.