Художник долгое время оставался в Риме. Ему удалось поспорить с Обществом поощрения художников — им не понравилась картина Брюллова «Итальянский полдень». Он написал множество портретов и акварелей. Он стал, без преувеличения, римской знаменитостью.
«Последний день Помпеи» Брюллова. Почему это шедевр
Настолько, что художник пережил невероятный триумф. Первый в Европе. В конце концов, он писал картины в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы поприветствовать гения. Вальтер Скотт часами сидел перед картиной и был глубоко поражен.
А то, что произошло в России, трудно себе представить. Ведь Брюлов создал нечто такое, что подняло престиж русской живописи на небывалую высоту!
Люди стекались посмотреть на картину днем и ночью. Брюлов получил личную аудиенцию у Николая I. Он заслужил прозвище «Карл Великий».
Только Александр Бенуа, известный искусствовед XIX и XX веков, осмелился критиковать Помпеи. И он очень резко критиковал его: «Exhibitionism…. Живопись в противостоянии со всеми вкусами…. Театральная чепуха…. Обидное воздействие…»
Так что же так впечатлило большинство людей и так обеспокоило Бенуа? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Откуда Брюллов взял сюжет
В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трех городов, затонувших под пеплом Везувия. Да, да, их было трое. Помпеи, Геркуланум и Стабии.
Это стало невероятным открытием для Европы. Ведь до этого времени о жизни древних римлян было известно лишь по отрывочным письменным источникам. А здесь три города сохранились на протяжении 18 веков! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.
Конечно, Брюллов не мог смириться с этим фактом. И он отправился на место раскопок. К этому времени Помпеи были в значительной степени очищены. Художник был настолько впечатлен увиденным, что почти сразу же принялся за работу.
Он работал очень добросовестно. В течение пяти лет. Большую часть времени он проводил, собирая материалы и делая наброски. Сама работа заняла девять месяцев.
Брюллов-документалист
Несмотря на всю «театральность», как говорит Бенуа, в картине Брюллова скрыто много правды.
Место действия не было придумано учителем. Такая улица в воротах Ираклиона на самом деле находится в Помпеях. А руины храма с лестницей сохранились до сих пор.
Кроме того, художник лично изучал останки погибших. И он нашел некоторых героев в Помпеях. Например, мертвая женщина обнимает двух своих дочерей.
Карл Брюллов. Последний день в Помпеях. Фрагмент (Мать и дочери). 1833 г. Российский государственный музей
На одной из улиц были найдены колеса кареты, покрытые украшениями. Это натолкнуло Бреулова на мысль изобразить смерть знатного помпейца.
Он попытался бежать на ее колеснице, но землетрясение выбило булыжник из мостовой, и колесо упало на него. Брюллов изображает самый трагический момент. Женщина падает с повозки и умирает. А ее ребенок, который выжил после падения, плачет рядом с трупом матери.
Карл Брюллов. Последний день в Помпеях. Отрывок (мертвый аристократ). 1833 г. Государственный Русский музей.
Среди обнаруженных скелетов Брюллов увидел языческого жреца, пытавшегося вырвать у него богатство.
На полотне можно увидеть, как он держит свои черты лица для языческих ритуалов. Они сделаны из драгоценного металла, и священник взял их. По сравнению с христианским священником он выглядит не очень благоприятно.
Мы можем узнать его по кресту на груди. Он смело смотрит на разъяренный Везувий. Рассматривая их все вместе, становится ясно, что Брюллов намеренно противопоставляет христианство язычеству, а не отстаивает последнее.
Левый: К. Брюллов. Последний день в Помпеях. Священник. 1833 г. Правильно: К. Брюллов. Последний день в Помпеях. Христианский священник.
«Реальные» здания на картине также рушатся. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил 8-балльное землетрясение. И очень достоверно. Именно так разрушаются здания при землетрясениях такой силы.
Левый: К. Брюллов. Последний день в Помпеях. Разрушение храма. Справа: К. Брюллов. Последний день в Помпеях. Падающие статуи.
Очень хорошо сделаны Брюллов и освещение. Лава Везувия освещает фон так интенсивно и насыщает красный цвет зданий настолько, что кажется, будто они горят.
В то же время передний план освещается белой вспышкой. Благодаря этому контрасту пространство кажется особенно глубоким. И в то же время правдоподобно.
За это время Брюллов даже успел жениться. Фактически, он развелся только через два месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну о своей новой жене. Ее любовником был ее собственный отец, который хотел, чтобы она оставалась в этом статусе.
Как создавалась картина
В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, которое уничтожило великолепный древний город. В 1833 году мир увидел картину «Последний день Помпеи», и описание картины было бы неполным, если бы оно не рассказывало о том, что произошло между этими двумя событиями.
С 79 года вулкан извергался несколько раз, но не таким катастрофическим образом. В 18 веке люди заинтересовались античностью и начали раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. Он писал в основном картины повседневной итальянской жизни, но ориентировался на более крупные полотна. Например, в 1825 году он создал копию картины Рафаэля «Афинская школа». В 1827 году художник посетил раскопки города Помпеи вместе со своим братом, архитектором. Все, что он видел, долго не отпускало автора. Так родилась идея картины «Последний день Помпеи». Первое упоминание о работе художника над картиной датируется мартом 1828 года. В это же время Брулов снова посетил Неаполь, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан остановился как раз в момент приезда Брулова.
Следующие несколько лет Брюллов потратил на подготовку материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи эпохи Возрождения и не раз посещал разрушенный город. Некоторые из фигур на картине, кстати, были написаны в тех же позах, что и реликвии, найденные в окаменевшем пепле руин Помпеи. Композиции для нового полотна, а также первые эскизы были вдохновлены малоизвестной картиной Рафаэля «Огонь в Борго». Картина была заказана молодым князем Анатолием Демидовым, и именно графиня Самойлова побудила его заказать ее. Мы вернемся к ней позже.
Описание картины
Картина «Последний день Помпеи» была создана на стыке классицизма и романтизма. Композиция полностью выдержана в духе классицизма, так как все эпизоды окружены треугольником. Однако она посвящена реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее романтическим произведением.
Новаторским является решение Брюллова изобразить двойное освещение — Везувием и молнией. Это было сделано в двух цветах: теплом красном и сине-зеленом.
Как в театре решение приводит всех актеров на одну сцену, так и разрушение Помпеи привело всех персонажей к воротам, за которыми ждет смерть.
Местом действия были ворота Ираклиона, за которыми начиналась улица могил, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса вулкан был виден лучше всего.
Итак, последний день в Помпеях состоит из нескольких взаимосвязанных историй:
Здесь нет главного героя, но главные персонажи — благородная дама, которая погибает при падении с кареты, и ее маленький сын, который, кажется, не понимает, что потерял мать. Они символизируют падение старого мира и рождение на его осколках нового мира. Предположительно, натурщица — графиня Самойлова, которая была любовницей Брюллова в течение многих лет. Брюллов изобразил ее еще на нескольких картинах:
- Женщина с горшком на голове,
- Мать с двумя маленькими девочками,
- Женщина с мужем и ребенком.
Также видна карета, из которой упала дама, а ее и возницу уводят от катастрофы взволнованные лошади.
На заднем плане видна другая лошадь, поставленная на копыта. Это символ безумной стихии.
Один из самых сильных персонажей — молодой человек, который уговаривает свою мать сбежать с ним. Это тот самый Плиний, который пережил катастрофу и описал ее в своих письмах к Тациту.
Не менее очаровательны два молодых человека, держащих на руках своего отца (обратите внимание на собаку у их ног), и молодой жених со своей мертвой возлюбленной.
Другая семья на фотографии — молодая женщина с ребенком и ее муж, пытающийся прикрыть ее пальто. Моделью стал итальянский спортсмен Доменико Марини.
Автопортрет
Автор изображает себя и свою возлюбленную посреди людей, пытающихся спрятаться в могиле. Среди них — художник, пытающийся спасти свое самое ценное имущество, кисти и краски, и вспомнить все, что он видел. Это Брюллов. Брюллов, наверное, говорил нам, что художник всегда участвует во всем, что происходит. Среди других фигур, толпящихся вокруг гробницы, выделяется вор, собирающий чужое золото.
Тема религии также затрагивается в картине. Например, трудно понять, кому молится девочка, сидящая рядом с матерью и сестрой. Рядом с ними стоит христианский священник. Кажется, он смирился со своей участью и чувствует себя в безопасности. На заднем плане испуганный языческий жрец пытается бежать, символизируя уход от старого мира и язычества. На фоне катаклизма так отчетливо видно прощание со старым и зарождение нового. До падения Римской империи еще несколько веков, но уже сейчас ясно, что античность исчезает вместе с молнией и вулканом.
Триумфальное шествие картины началось в Милане, а в 1836 году она попала в Россию, вызвав бурю эмоций. Стихи, поэмы, рецензии. «Последний день Помпеи» очаровал Боратинского, Пушкина и Гоголя, который посвятил полотну внушительную статью.
Сегодня шедевр находится в Государственном Русском музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд в музыкальном клипе группы «Ленинград». Шучу. Мы очень надеемся, что это расстроило современников еще до выхода хулиганского видео.