Самолет «Судного дня из России» Ил-80, обзор и характеристика. Что такое самолет судного дня.

Что такое самолет судного дня - Новейшие самолеты Американский самолеты Судного дня Современное состояние проекта "Самолет судного дня" СССР Перспективные разработки новейшего самолета Судного дня на базе Ил-96-400

E-4B «Nightwatch» известен как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится niːkæp, а с 1994 года было дано второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ACP).

Самолет судного дня: чем российский отличается от американского

В Башкортостане гора Ямадау — самая высокая гора на Южном Урале — 1 640 метров. Один из самых охраняемых объектов, так называемый Грот, расположен в нижней части участка. Он был построен в 1980-х годах. Говорят, что туда будет переведено высшее военное командование России в случае крупномасштабного ядерного конфликта. Конструкция настолько прочна, что может выдержать атаку пяти ядерных боезарядов. Но что произойдет, если секретный бункер будет разрушен, заражен или недоступен? Для этого случая существует специальный самолет, так называемый «самолет судного дня». Это летающий командный пункт, с которого можно управлять войсками, даже если все штабы на земле будут уничтожены в результате ядерного удара. Отсюда и другое название самолета: «самолет возмездия». Это один из самых секретных военных проектов. Но известно, что специально оборудованные самолеты Ил-80 сейчас служат в качестве таких воздушных эскадрилий. А на смену им скоро придет новое поколение широкофюзеляжных самолетов Ил-96-400М. Почему «самолеты судного дня» практически неуязвимы даже для ядерного оружия? Что общего у них со сказкой «Алиса в стране чудес»? Об этом говорили эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Boeing Е-4B «Ночной дозор»

База ВВС «Тревис» в Калифорнии. Здесь находится один из «самолетов дня уничтожения» Америки — Boeing E-4B «Nightwatch». Самолет сопровождает президента США в зарубежных поездках. В случае ядерного конфликта лидер может в любой момент укрыться в самолете.

Самолет судного дня» надежно защищен от электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве, и от радиации — система фильтрации и вентиляции предотвращает попадание радиоактивной пыли в кабину.

Для комфорта главы государства на борту предусмотрено все — кофеварка, холодильник, морозильная камера и 57 коробок с едой — стратегический запас на случай длительного перелета.

«Этот самолет уникален. Он может находиться в воздухе в течение семи дней без посадки. Но для его полной заправки требуется два танкера KC-135 — огромное количество топлива. Но, несмотря на это, самолет полностью автономен и может управлять всеми стратегическими силами», — говорит Юрий Кнутов, военный историк и директор Музея войск ПВО.

Статья по теме:  Смс с номера 5151. Подробный обзор уведомления. Что за номер 5151.

По этой причине командный центр самолета был прозван «летающим Пентагоном». С борта самолета командир может управлять межконтинентальными баллистическими ракетами, бомбардировщиками и атомными ракетными подводными лодками. Сегодня у США есть четыре «эсминца», оснащенных по последнему слову техники.

«На модернизацию этих самолетов, включая установку новейшего оборудования спутниковой связи, было потрачено около 70 миллионов долларов. Это оборудование защищает сам самолет от поражения ракетами класса «воздух-воздух». Поэтому работа над этими самолетами ведется постоянно, ведь это основа безопасности», — сказал Юрий Кнутов.

Использование «самолетов судного дня» на практике

В XXI веке Соединенные Штаты уже несколько раз приводили в боевую готовность свои «самолеты судного дня». 11 сентября 2001 года, после террористических атак на Пентагон и башни-близнецы в Нью-Йорке, над Белым домом кружил специальный самолет.

11 апреля 2018 года, когда Дональд Трамп угрожал атаковать Сирию «Томагавками», несмотря на протесты России, один из самолетов Boeing «Nightwatch» взлетел с авиабазы в Огайо.

Немногие знают, что во время холодной войны «самолеты судного дня» кружили в небе круглый год. В феврале 1961 года Соединенные Штаты начали операцию под кодовым названием «Зазеркалье» — в честь рассказа Льюиса Кэрролла.

Несколько транспортных самолетов KC-135 «полностью зеркально» — т.е. воссоздали — работу подземного командного пункта в штаб-квартире ВВС США в Небраске. Через год они были заменены на самолеты Boeing EC-135.

А в 1979 году появилась модифицированная модель Boeing — E-4B. В общей сложности у США было 11 самолетов «судного дня». Они вращались в воздухе в течение 29 лет, с 1961 по 1990 год.

«Самым главным отличием воздушного командного пункта является возможность дозаправки в воздухе, больший радиус действия и способность вести автономный огонь в течение 24 часов», — говорит историк авиации и обозреватель Валерий Смирнов.

На борту нет оружия. Если существует риск нападения вражеской авиации или наземных сил, то самолеты будут поддержаны истребителями и боевыми самолетами. Безопасность также может быть усилена за счет одновременного взлета других самолетов Ил-80, чтобы скрыть, какая страна лидирует на борту.

История создания

Советский Союз значительно отставал от Соединенных Штатов в разработке собственного неуязвимого командного пункта на случай эскалации холодной войны. Когда Boeing E-4B уже набирал обороты в США, отечественные конструкторы еще не вели подобных разработок.

Однако к 1980-м годам руководство страны было серьезно обеспокоено растущей мощью ядерного оружия, поскольку даже подземные бункеры не давали спасения в случае нападения. В результате было решено начать проектирование советского ответа на Boeing E-4B.

Советский аналог назывался Ил-80 (Ил-86ВКП в некоторых источниках) и был основан на пассажирском самолете Ил-86. Кстати, Ил-86 (и аналогичный Ил-96, который был признан самолетом номер один в России) является одним из самых надежных самолетов в мире, имея лишь несколько технических сбоев за десятилетия службы.

Статья по теме:  Как изменить приложения по умолчанию на Android. Как сделать гетконтакт по умолчанию.

Самолет «Судного дня из России» Ил-80

Ил-80 имеет незначительные усовершенствования по сравнению с прототипом.

Во многих отношениях исходные хорошие параметры Ил-86 по размерам кабины, ширине фюзеляжа и конструкции крыла оказались адекватными для самолета Судного дня. Конструкторы смогли встроить в него серьезные радары, дублирующие силовые системы и большие топливные баки.

Первый полет состоялся в мае 1985 года. По мнению западных экспертов, Ил-80 поднялся в воздух еще в 1987 году в так называемом «полном костюме». Все системы, которые должны были быть доставлены на борт, были на борту.

Поскольку строительство самолета Ил-80 было завершено еще до распада Советского Союза, он был принят на вооружение в 1992 году. Всего вооруженным силам было поставлено 4 истребителя, которые до сих пор находятся на вооружении. Известные бортовые номера: СССР-86146, 86147, 86148 и 86149.

Серийное производство таких сложных самолетов не требуется.

Даже из четырех выпущенных моделей две считаются самыми важными. Двое других — запасные. Проект является одним из самых секретных в России. Большая часть оборудования скрыта за семью печатями. Это и понятно, ведь важность самолета невозможно переоценить, так как он будет использоваться в качестве последнего командного пункта страны для координации ответных ударов.

По этой причине Ил-80 редко можно увидеть на публике. В настоящее время он базируется на аэродроме 3-й эскадрильи ВВС в Чкаловском. В 2010 году он принял участие в параде в честь 65-й годовщины окончания Второй мировой войны.

Самолет Судного дня

По сообщениям, в 2012 году было заключено соглашение с Авиационной компанией имени Ильюшина о модернизации самолета. Однако из-за трудностей в компании, в основном финансовых, проект не удалось завершить.

Конструкция Ил-80

Проекту была придана очень классическая аэродинамическая форма с низким крылом и простым хвостом. Однако этот самолет имеет определенные особенности, которые отличают его от других самолетов:

  1. Во-первых, в носовой части был добавлен заметный горб, служивший местом для размещения массивного радиооборудования.
  2. Во-вторых, конструкторы внесли ряд изменений для усиления фюзеляжа и крыльев.
  3. В-третьих, самолет не имеет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины), а также значительно уменьшено количество входов и выходов (вместо 8 у Ил-86 только 3). Эти меры необходимы для защиты пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в районе Ил-80.
Статья по теме:  Резервное копирование телефона — бэкап Android. Как сделать резервную копию google аккаунта.

Однако у Ил-80 есть существенный недостаток. Самолет был очень тяжелым, что требовало хорошо подготовленной взлетно-посадочной полосы и опытных пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал, чтобы Ил-80 был оснащен четырьмя стойками шасси. Чтобы распределить нагрузку, каждая нога была оснащена четырехколесным шасси. Шасси убирались в фюзеляж и в ниши под крыльями.

В полете

Четыре турбовальных двигателя НК-86 были установлены на пилонах под крылом. Наличие на борту сложного оборудования потребовало установки дополнительных источников питания. Это 2 турбогенератора, спрятанные в фюзеляжах, а также установленные на пилонах под крыльями; в носу видна штанга для возможности дозаправки в воздухе.

Секретное оборудование радиосвязи

В настоящее время в эксплуатации находится самолет Ил-80. В этом отношении его внутреннее оборудование является секретным. Об этом мало что известно. Производителем является компания «Звено-2». Название продукта — «Полет». Все управление войсками осуществляется по радио, поэтому самолет имеет обширное радиооборудование любой мощности и диапазона. Каждый самолет ракетных войск стратегического назначения оснащен радиостанцией Р-176. Для связи с ними имеются подходящие радиостанции. Когда радиорелейная инфраструктура будет разрушена, важное значение будут иметь коротковолновые передатчики старого образца. На внешней стороне самолета было обнаружено несколько коротковолновых антенн.

Вторым почти неуязвимым звеном в ядерном ударе являются космические спутники. Ил-80 оснащен несколькими станциями спутниковой связи всех частотных диапазонов. При выборе радиоэлектронных средств учитывается весь спектр частотных диапазонов, протоколов передачи данных и криптографических ключей для защиты военной связи. Естественно, самолет содержит сотни радиоэлектронных систем. Все они оснащены радиационно-стойкими микросхемами и транзисторами военного класса.

В небе

Радиоэлектронные устройства должны обеспечивать связь в пределах полусферы, что требует огромного количества энергии. Командный центр самолета Ил 80 был оснащен двумя генераторами, расположенными в подвесных фюзеляжах на крыльях. Длина фюзеляжа составляет 9 метров. Диаметр составляет 1,3 метра. Мощность генераторов держится в секрете, но, судя по размерам, она составляет несколько сотен кВт.

Оцените статью
ОСЦИЛОГРАФ