По словам специалистов концерна «Калашников», этот проверенный в реальных боевых действиях летный боеприпас с кумулятивным зарядом теперь адаптируется не только для винтокрылых машин «Камов», но и для вертолетов семейства Ми.
Военные самолёты России: МиГ-29, МиГ-27 и сверхзвуковые самолёты Су-57
Военные самолеты Су-27, история создания Су-27, схема сверхзвукового самолета Су-27, вооружение Су-27, реальное и боевое применение Су-27, тактико-технические характеристики Су-27, военные самолеты МиГ-29, история создания МиГ-29, вооружение МиГ-29, тактико-технические характеристики МиГ-29, военные самолеты Су-57, характеристики Су-57, военные самолеты Су-75.
- Технологии
- 22 декабря 2021 года
- 4052
- 3 Поделиться
Сегодня на просторах интернет-пространства идет дискуссия о состоянии дел в российской авиации. В основном это касается двух самых распространенных российских военных самолетов — Су-27 и МиГ-29. Сегодня мы видим, что конструкторские бюро Сухого и Микояна успешно развиваются, участвуют в международных выставках, разрабатывают новые идеи и самолеты. Чтобы лучше понять, почему МиГ-29 и Су-27 стали столь популярны, необходимо немного углубиться в историю этих двух самолетов.
Военный самолёт Су-27
В 1960-х годах американцы заняли лидирующие позиции в гонке вооружений, особенно в разработке четвертого поколения военных самолетов. Новые истребители должны были заменить устаревшие на тот момент «Фантомы», которые во время войны во Вьетнаме превосходили советские МиГ-21 в скорости, но были бесполезны против более маневренных МиГов на малой дистанции.
История создания самолёта Су-27
Первые эскизы американского прототипа появились на бумаге в 1969 году. Позже эта разработка была названа F-15 Eagle. В СССР в 1971 году был отдан приказ о начале разработки нового истребителя четвертого поколения, который по своим тактико-техническим характеристикам должен был превзойти «Орла».
К участию в проекте на конкурсной основе были приглашены все ведущие конструкторские бюро СССР. Интересно, что конструктор Павел Сухой изначально не хотел работать над новым самолетом, так как его конструкторское бюро было занято Су-24. В то же время Павел Осипович отвечал за разработку истребителя Су-25, ракетной установки Т-4 и модернизацию устаревших Су-15 и Су-17. Также считалось, что невозможно создать истребитель с требуемыми характеристиками, поскольку уровень развития радиоэлектроники был недостаточно высоким для этого. Тем не менее, именно инженеры конструкторского бюро «Сухой» взяли на себя инициативу по разработке внешнего облика нового сверхзвукового истребителя Су-27.
Техническими требованиями к самолету были летные параметры F-15 плюс 10% всех его характеристик. Самолет должен был обладать исключительной маневренностью, высокой крейсерской скоростью, тяжелым вооружением, большой максимальной дальностью беспосадочного полета и набором самых современных электронных систем.
В 1972 году было проведено несколько совещаний, посвященных новой разработке. В нем приняли участие инженеры из конструкторских бюро Сухого, Микояна и Яковлева. После совещаний было решено, что конструкторское бюро Яковлева не будет допущено к продолжению проекта. В том же году «микояновцы» предложили новую идею — разработать одновременно два самолета: легкий и тяжелый истребители. Также планировалось сделать их оборудование как можно более унифицированным. Целью этого решения было минимизировать затраты на запуск самолета в серийное производство и сократить время производства. Та же концепция была принята и зарубежными «партнерами». F-16 был представлен как легкий самолет, а F-15 — как тяжелый.
Новые самолеты Су получили индекс Т-10. Конструкция была готова к 1975 году, а первое испытание состоялось весной 1977 года. В период с 1977 по 1979 год было построено несколько тестовых моделей. Их полеты показали, что двигатель находился в очень «сыром» состоянии, эксплуатационные характеристики которого не соответствовали требованиям. Более того, новый истребитель уступал американскому практически по всем параметрам. Кроме того, конструкторы столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с работой радарной системы. Решить проблему можно было двумя способами: создать новый проект или улучшить «хороший» существующий проект. Руководство учебного офиса выбрало первый вариант.
Военный самолёт МиГ-29
Истребитель МиГ-29 — один из самых эффективных самолетов, произведенных в Советском Союзе. МиГ-29 до сих пор считается одной из самых распространенных моделей самолетов в мире. За время его активного производства было выпущено более 1 600 единиц. Самолет состоял на вооружении за рубежом, даже у союзников по «НАТО». Самолет МиГ-29 уникален по своим тактико-техническим характеристикам. Он способен выполнять сложнейшие трюки, работать на большом угле атаки и резко менять направление полета, что было невозможно для наших западных «партнеров» в то время.
Все эти функции потребовали длительной и тщательной работы дизайнеров.
История создания самолёта МиГ-29
В 1969 году между наиболее перспективными конструкторскими бюро был проведен конкурс на разработку нового истребителя. Были задействованы конструкторские бюро компаний «Сухой», «Микоян» и «Яковлев». Технические требования к модели предусматривали удвоение скорости звука, большой боевой радиус, маневренность, способность нести тяжелое вооружение и короткое время взлета. А также простые, неприхотливые силовые установки.
Через некоторое время стало ясно, что разработка и производство перспективного фронтового истребителя (ПФИ) будет слишком дорогим удовольствием для ВВС СССР, поэтому было решено разработать два варианта ПФИ: легкий и тяжелый. Первый вариант должен был быть разработан в ОКБ Микояна, а второй — в ОКБ Сухого. Разработка первых проектов началась в 1974 году, а первый испытательный полет «изделия № 9» (внутреннее обозначение МиГ-29) состоялся в 1977 году.
Из-за потери нескольких опытных образцов серийное производство началось только в 1982 году на Московском авиационном заводе № 30. Летом 1983 года уже выпускавшиеся модели МиГ-29В поступили в части ВВС. В 1984 году все заключительные испытания были успешно завершены, и самолет прошел государственную приемку. К 1985 году два полка ВВС были полностью оснащены новыми легкими боевыми самолетами для фронта.
В 1988 году модель PFI была представлена публике на авиасалоне Фарнборо в Великобритании. В то время западные СМИ восхищались тактическими и техническими характеристиками МиГ-29.
Двигатель, состоящий из двух двигателей РД-33, обладал уникальными возможностями. Самолет мог взлетать с короткого разбега и был очень маневренным.
МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
Поскольку самолет поставлялся во многие страны мира, конструкторы разработали множество экспортных вариантов, в том числе для палубной авиации. Сегодня модификации МиГ-29К и МиГ-29КУБ производятся на РСК «МиГ» в Московской области.
Вооружение самолёта МиГ-29
Самолет оснащен пушкой GS-301 калибра 30 мм. Под крыльями имеется шесть точек крепления для различных типов вооружения, включая 250 или 500 кг авиационные бомбы. Машина может применять ракеты различных категорий, включая Р-27Р, Р-60М и Р-73, для поражения противника на земле и в воздухе. Две установки для неуправляемых ракет «воздух-воздух» С-8 и другого современного оружия могут быть установлены на подвесках под крыльями.
Два многоцелевых монитора MFI-35 расположены в кабине, и пилот может получать дополнительную информацию о полете, воздушных целях и т.д. как через систему широкоугольной интерферометрии, так и через визор шлема.
Кот в мешке
Изобретатель новинки, компания «Сухой», пояснила, что легкий одномоторный истребитель является коммерческой разработкой, предназначенной в основном для продажи за рубежом. Эксперты, работавшие с компанией, также назвали предполагаемую цену продукта и его летные характеристики. Стоимость составляет около 25-30 миллионов долларов США. Максимальная скорость в свободном полете составляет 1,8 Маха, высота полета — 16 500 метров, полезная нагрузка — 7 400 килограммов, дальность полета — 2 800 километров. Несомненно, эти преимущества позволят Су-75 успешно конкурировать с китайскими самолетами на рынках Азии, Африки и Латинской Америки.
Независимые эксперты встретили инновацию «Сухого» с интересом, даже если их оценки не были свободны от скептицизма. Что на самом деле было представлено на МАКСе? Модель самолета в ангаре, эксплуатационные характеристики которого известны только разработчикам. Су-75 сейчас — это своего рода свинья в омуте!
Реакция представителей ВВС России на представленный самолет странная. Они молчат. Насколько нам известно, авиаторы не любят одномоторные самолеты, потому что они менее безопасны. Они предпочитают самолеты с двумя двигателями.
Позже стало известно, что ВВС закупят несколько Су-75. Эксперты считают, что самолет, не находящийся на вооружении в стране-производителе, имеет мало шансов победить в конкурсах за рубежом. Конкретным примером является МиГ-35, которых российские ВВС закупили целых 6 штук. МиГ-35 проиграл конкурс в Индии в 2010 году против Eurofighter и Rafale и тогда был недоработанным прототипом по сравнению с нынешней версией.
Возможно, я ошибаюсь, критикуя новый продукт компании «Сухой». С Божьей помощью! Недавно в СМИ появилась информация об уникальном «всепогодном сопле» представленного на выставке прототипа истребителя, в которой говорится, что самолет обязательно взлетит на следующей выставке и поступит в серийное производство в 2027 году.
На пятом — просели
Россия, как когда-то СССР, считается крупной воздушной державой, которых, кстати, в мире всего четыре. Кроме нас, в воздухе Олимпа находятся Соединенные Штаты и Франция. В 21 веке к этой тройке присоединился Китай, хотя некоторые эксперты скептически оценивают эффективность китайской авиационной промышленности.
В послевоенной мировой авиации пионерами традиционно были американцы. При переходе от одного поколения самолетов к другому ведущую роль играют истребители.
В 1970-х годах США разработали высокотехнологичные F-15 и F-16 4-го поколения. Истребители часто называют в честь птиц, и F-15 и F-16 не являются исключением. Первый называется Eagle, а второй Fighting Falcon.
Мы ответили «партнерам» тяжелыми и легкими истребителями Су-27 и МиГ-29. Советские самолеты имели отличные технические характеристики и ни в чем не уступали зарубежным новинкам. Конструкторы Су-27 и МиГ-29 наделили их большим потенциалом для дальнейшего совершенствования.
Сегодня основным истребителем ВВС России является Су-35С, по сути, глубокая модификация Су-27, относящаяся к поколению 4++. По состоянию на август 2021 года у нас было 124 Су-35С.
С распадом Советского Союза мы серьезно вступили в негласное соревнование с американцами по новейшим истребителям, я имею в виду, конечно, 5-е поколение. Гордость США — F-22 Raptor, тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения, название которого в переводе с английского означает хищная птица, стервятник. Истребитель был разработан партнерством американских авиакомпаний Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, согласно пресс-релизу, «для отражения атак самолетов противника и защиты войск и тыловых объектов от воздушного нападения в любых погодных условиях».
За 10 лет, с конца 1990-х годов, было произведено и введено в боевое использование около 200 самолетов. Стоимость одного аппарата — $146,2 млн без учета затрат на исследования и разработки!
Истребитель считался в Америке настолько секретным, что его продажа ближайшим союзникам была запрещена. В 2020 году было сделано исключение. США одобрили продажу Израилю 50 самолетов F-22 на общую сумму $10,4 млрд.
Упрощенная версия F-22 в виде истребителя F-35 Lightning II («Молния II») стала очень популярной за рубежом. Основным разработчиком самолета является корпорация Lockheed Martin. F-35 — это многоцелевой маловысотный истребитель-бомбардировщик 5-го поколения в трех вариантах. F-35A стоимостью 83,4 млн долларов США используется в качестве наземного боевого самолета и состоит на вооружении ВВС США и их союзников.
Вариант F-35B является самым дорогим в этой области — 108,1 миллиона долларов. Его преимущество заключается в коротком взлете и вертикальной посадке. Его задача — поддерживать корпус морской пехоты огневой мощью. F-35C ($93,3 млн.) — палубный истребитель. Он взлетает с помощью катапульты и приземляется на палубу авианосца с помощью воздушного лифта.
Всемирный новостной портал Business Insider назвал F-35 Lightning II «одним из самых мощных вооружений НАТО». И это утверждение, на мой взгляд, верно.
Сегодня США и их союзники имеют 820 Lightning II. Плюс 200-250 F-22. В целом, коллективный Запад имеет армаду из 1000 самолетов пятого поколения!
Китайский пример
Наши соседи на востоке и наши партнеры из Китая также работают над программой истребителей 5-го поколения с конца 1990-х гг. Достижения Небесного царства впечатляют.
Самолет Chengdu j-20 — это изобретение аэрокосмической корпорации Chengdu Народно-освободительной армии Китая. Он совершил первый полет в январе 2011 года и поступил на вооружение НОАК в марте 2017 года. Могучий дракон» — так его называют — считается третьим оперативным стелс-истребителем пятого поколения после F-22 и F-35.
Существует предубеждение, что китайцы систематически копируют высокие технологии и что поэтому их продукция значительно хуже оригинала. Отчасти это правда. Поднебесная не против копирования того, чего у нее нет, но делает это с тактом. Главное — это другое.
Китайцы не только копируют иностранные технологии, но и вкладывают значительные средства в параллельное развитие собственных технологий. Конкретный пример — двигатель самолета Chengdu J-20. Первоначально на нем стоял российский АЛ-31ФМ2, затем они начали испытывать собственную «промежуточную» версию на стелс-самолетах. Это мудрое решение привело к необходимому результату.
В марте этого года китайская пресса сообщила, что новейший авиационный двигатель Xian WS-15 успешно прошел испытания и теперь устанавливается на Mighty Dragon.
Истребитель Chengdu j-20 выпускается в двух вариантах: одноместном и двухместном. Это не только передовая машина для достижения превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземной инфраструктуре, но и перехватчик большой дальности. Иностранные военные аналитики утверждают, что китайцы сравнимы с F-22 и F-35 по уровню скрытности.
У Пекина есть еще один истребитель 5-го поколения. Официально называемый Shenyang FC-31, он был разработан Шэньянской авиастроительной корпорацией (SAC). Более известный как J-31, его официальное прозвище — «Кречет». Это самолет, с которым наш гипотетический Су-75 будет конкурировать на рынке развивающихся стран.
Эксперты называют j-31 аналогом американского F-35, хотя его внешний дизайн больше похож на F-22. Российский двигатель РД-93 будет заменен на отечественный двигатель WS-13E с тягой 100 кН. Планируются различные модификации самолета, в том числе в качестве истребителя-бомбардировщика, поскольку Китай строит большие авианосцы.
Эксперты оценили программы Японии и Южной Кореи по созданию самолетов 5-го поколения как неудачные. Эти страны активно покупают американское оборудование.
А как насчет нас? Есть ли нам, россиянам, чем гордиться в этой стратегической области?
29 января 2010 года усовершенствованная система фронтального авиационного вооружения (ПАК ФА), позже названная Су-57, совершила первый полет. Американцы прозвали его Felon, что означает «разбойник». Его производитель, компания «Сухой», назвала его «малозаметным многоцелевым истребителем 5-го поколения». Аналогичный российский самолет больше похож на F-22 и меньше на F-35.
Подписан контракт на поставку 76 самолетов, которые будут развернуты в трех полках ВВС к концу этого десятилетия. К маю 2022 года было изготовлено 10 самолетов для испытательной эскадрильи и 6 серийных самолетов поставлено в войска. Боевое крещение самолеты получили в Сирии и на Украине. Заключение российских чиновников: «Успешно».
Серьезным ударом по российской программе истребителей 5-го поколения стал выход Индии из совместной программы FGFA. Наши индийские «друзья» заявили, что Су-57 не соответствует технологически заданным параметрам стелс, а его авионика, радар и датчики российского производства не соответствуют стандартам самолетов 5-го поколения.
После распада Советского Союза авиационная промышленность переживала трудные времена. Реализация многих проектов откладывалась годами, и теперь настало время наверстать упущенное. Разработка истребителя шестого поколения ожидается — но пока это почти несбыточная мечта.
Стратегический ракетный комплекс РС-28 «Сармат»
Испытания баллистической ракеты «Сармат
Планы: пресс-служба Министерства обороны России
На расширенном заседании коллегии Министерства обороны Сергей Сойгов заявил, что в 2022 году арсенал Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) пополнится 21 межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). Говоря об инновациях, министр обороны упомянул комплекс «Сармат», который в настоящее время проходит испытания.
Генерал-полковник Сергей Каракаев, командующий РВСН, ранее заявлял, что первый полк, вооруженный МБР «Сармат», вступит в бой в 2022 году. Новое оружие получит Ужурское ракетное соединение.
Предполагается, что РС-28 сможет разместить свою боеголовку весом до 10 тонн в любой точке мира. Перспективный стратегический ракетный комплекс шахтного базирования заменит ракеты Р-36М2 «Воевода».
Зенитно-ракетный комплекс «Гибка-С
Зенитно-ракетный комплекс «Гибка-С
В 2022 году подразделения противовоздушной обороны (ПВО) впервые примут на вооружение учебные комплекты зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Гибка-С». Начальник противовоздушной обороны Вооруженных Сил России генерал-лейтенант Александр Леонов отметил, что новые ТОМА оснащены разведывательным оборудованием и системой автоматического управления. Это позволяет войскам действовать круглосуточно и контролировать огонь в режиме реального времени.
Кроме того, «Гибка-С» — это первая российская самоходная зенитно-ракетная система малой дальности (ЗРС), способная поражать самолеты, вертолеты, беспилотники и крылатые ракеты на минимальной высоте. Gibka-S использует боеприпасы переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла», «Игла-С» и «Верба».
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52М
Фото.
В августе в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2021» Министерство обороны и холдинг «Вертолеты России» подписали контракт на поставку модернизированных вертолетов Ка-52М. В рамках соглашения армия получит 30 разведывательных машин. Позже источник в авиационной промышленности сообщил, что поставка вертолетов начнется в 2022 году.
Ка-52М оснащен модернизированной системой вооружения и новой активной радиолокационной системой с фазированной решеткой (АФАР). Модернизированный вертолет также сможет нести новое вооружение, включая ракеты «Атака», «Вихрь» и «Вихрь-М».
Истребитель Chengdu j-20 выпускается в двух вариантах: одноместном и двухместном. Это не только передовая машина для достижения превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземной инфраструктуре, но и перехватчик большой дальности. Иностранные военные аналитики утверждают, что китайцы сравнимы с F-22 и F-35 по уровню скрытности.
Зенитный ракетный комплекс «Гибка-С»
В 2022 году «Гибка-С» поступит в войска, а подразделения ПВО получат первые взводные комплекты новых зенитных ракетных систем. Начальник ПВО ВС РФ генерал-лейтенант Александр Леонов отметил, что новый ЗРК оснащен разведывательной аппаратурой и системой автоматического управления. Это позволяет военным находиться на дежурстве круглосуточно и контролировать огонь в режиме реального времени.
Кроме того, «Гибка-С» — это первая российская самоходная зенитно-ракетная система малой дальности (ЗРС), способная поражать самолеты, вертолеты, беспилотники и крылатые ракеты на минимальной высоте. Gibka-S использует боеприпасы переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла», «Игла-С» и «Верба».
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52М
В августе в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2021» Министерство обороны и холдинг «Вертолеты России» подписали контракт на поставку модернизированных вертолетов Ка-52М. В рамках соглашения армия получит 30 разведывательных машин. Позже источник в авиационной промышленности сообщил, что поставка вертолетов начнется в 2022 году.
Ка-52М оснащен модернизированной системой вооружения и новой активной радиолокационной системой с фазированной решеткой (АФАР). Модернизированный вертолет также сможет нести новое вооружение, включая ракеты «Атака», «Вихрь» и «Вихрь-М».
Барражирующий боеприпас КУБ-БЛА
Российские военные примут на вооружение новый тип оружия в 2022 году. 17 декабря пресс-служба ZALA Aero (предприятие концерна «Калашников») сообщила об успешном завершении государственных испытаний беспилотного летательного аппарата КУБ-БЛА. Беспилотный самолет был рекомендован к сертификации и может быть поставлен с 2022 года.
KUB-BUA оснащен электродвигателем, который позволяет развивать максимальную скорость до 130 километров в час. Она может находиться в воздухе до 30 минут и имеет массу боеголовки 3 кг.
Двигатель, состоящий из двух двигателей РД-33, обладал уникальными возможностями. Самолет мог взлетать с короткого разбега и был очень маневренным.
Боевой тандем
Обращаясь к участникам МВТФ-2022 и АрМИ-2022, Владимир Путин подчеркнул: «Мы очень ценим, что у нашей страны много союзников, партнеров и единомышленников на разных континентах. Это государства, которые не склоняются перед так называемым гегемоном. Их лидеры демонстрируют настоящую мужественность и не кланяются. Они выбирают суверенный, самоопределяющийся путь развития.
Белорусы, несомненно, должны быть названы первыми среди наших твердых союзников. Кризис в отношениях с Западом, санкции и растущие угрозы показали, что общее государство России и Беларуси — это не фикция. Мы стоим спина к спине, готовые к любой «битве» с любым врагом.
— Значительная часть нашей военной продукции реализуется в России», — говорит Константин Лукасевич, начальник отдела внешнеэкономических связей минской компании «Пеленг». Основные российские танки Т-72Б3 оснащены многоканальной системой огня «Сосна-У». Мы поддерживаем тесные отношения с нашими коллегами на Уралвагонзаводе, Вологодском оптико-механическом заводе, Омсктрансмаше, Ковровском электромеханическом заводе и многих других российских предприятиях. На фоне западных санкций и ухудшения ситуации на границах Союзного государства сотрудничество развивается еще более активно.
На выставке MVTF-2022 компания Peleng представила несколько новых продуктов в дополнение к моделям, которые уже находятся в серийном производстве. В их число входил пассивный радар Helix, который мог обнаруживать такие самолеты, как F-15, на расстоянии 20 км, не будучи обнаруженным сам.
— Конечно, мы тесно сотрудничаем с компанией «Пеленг», что выгодно и им, и нам», — говорит Владимир Будаев, заместитель главного конструктора Волгоградского машиностроительного предприятия ВгТЗ (подразделение Курганмашзавода): «Белорусы подходят к нашему 125-мм самоходному противотанковому орудию и говорят: это наше, а это наше. Я добавляю: наш общий. Они согласны.
Кстати, самоходный лафет 2С25 также можно считать новинкой оружейного форума этого года. Бронированная, плавающая гусеничная машина с современным артиллерийским и ракетным вооружением стала еще мощнее после глубокой модернизации. Это самоходное противотанковое орудие способно вести воздушную стрельбу с экипажем и может совершать марш на расстояние до 500 километров без дозаправки. Недавно были завершены государственные испытания.
— В первый день форума на нашу выставку пришли генералы воздушно-десантных войск, — рассказывает Владимир Будаев, один из конструкторов самоходного орудия, — они сказали коротко: «Мы ждем». Они нам нужны.
Контракт. Есть контракт!
Во второй день IMTF Army-2022 Министерство обороны России подписало несколько государственных контрактов с компаниями оборонно-промышленного комплекса страны.
«Сегодня подписано семь государственных контрактов на сумму более 500 миллиардов рублей и заключено 29 государственных контрактов с 26 предприятиями оборонно-промышленного комплекса», — сказал Алексей Криворучко, заместитель главы военного ведомства России, добавив: «Подписание этого пакета контрактов является важным этапом в реализации государственной оборонной программы».
Заместитель министра обороны пояснил, что в рамках этих контрактов вооруженные силы получат более 3 700 единиц новой техники, а также отремонтируют и модернизируют более 100 единиц вооружения, военной и специальной техники.
Заместитель министра обороны пояснил, что в рамках этих контрактов вооруженные силы получат более 3 700 единиц новой техники, а также отремонтируют и модернизируют более 100 единиц вооружения, военной и специальной техники.
Новый стратегический бомбардировщик
Россия разрабатывает новый стратегический бомбардировщик для замены Ту-160 и Ту-95. Конструкторское бюро «Туполев» получило контракт на разработку нового ПАК ДА (перспективная система дальней авиации), хотя следует отметить, что «Туполев» начал работу над самолетом еще в 2009 году. В 2014 году между конструкторским бюро и Министерством обороны был подписан контракт на выполнение проектных работ.
Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет иметь дозвуковую скорость, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160, и, вероятно, будет построен по схеме «летающее крыло».
Ожидается, что первый самолет будет готов в 2020 году, а серийное производство начнется в 2025 году. Следует отметить, что работа над подобным самолетом ведется и в США. В рамках программы «Бомбардировщик нового поколения» разрабатывается дозвуковой самолет с малой заметностью и большой дальностью полета (около 9 000 км). По сообщениям СМИ, стоимость такого самолета может составить полмиллиарда долларов.
После распада Советского Союза авиационная промышленность переживала трудные времена. Реализация многих проектов откладывалась годами, и теперь настало время наверстать упущенное. Разработка истребителя шестого поколения ожидается — но пока это почти несбыточная мечта.
Истребитель считался в Америке настолько секретным, что его продажа ближайшим союзникам была запрещена. В 2020 году было сделано исключение. США одобрили продажу Израилю 50 самолетов F-22 на общую сумму $10,4 млрд.
Экспортный контроль
В предстоящем году экспорт российского оружия будет по-прежнему ограничен санкциями, особенно санкциями, введенными в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA). Эта угроза уже привела к отмене некоторых контрактов (в частности, на поставку истребителей Су-35 в Египет и Индонезию), а также встревожила многих потенциальных покупателей отечественного оборудования.
На рынках с наибольшим всплеском закупок — в Европе и Юго-Восточной Азии — российское оружие либо вообще отсутствует (среди стран НАТО), либо сталкивается с серьезным противодействием со стороны США (в Юго-Восточной Азии).
Если отбросить политические ограничения, проблемы российского военного экспорта в целом обусловлены теми же факторами, что и проблемы снабжения российских вооруженных сил: нехваткой современного оборудования и комплектующих, что существенно затрудняет разработку новых систем. Свою роль играет и «переизбыток» в сочетании с недостаточным предложением современной техники: спрос на некоторые виды вооружений российского производства уже удовлетворен, в том числе за счет собственных закупок последних лет, а расширить рынок сложно, поскольку Россия не производит некоторые системы, пользующиеся постоянным спросом на мировом рынке вооружений.
Поколение 5+
Этот год во многом станет решающим для нового «экспортного» проекта отечественной оборонной промышленности — истребителя Су-75 «Шах и мат». Машина, разработанная с использованием ноу-хау тяжелого истребителя Су-57, отличается от прототипа ценой и размерами, оснащена одним двигателем вместо двух и т.д.
Истребитель должен поступить на вооружение в 2023 году, но до этого времени Министерство обороны должно ответить на вопрос о планируемой закупке Су-75 для ВВС России. Разница в рыночных перспективах между самолетом, серийно выпускаемым «для себя», и самолетом, создаваемым только для иностранных заказчиков, хорошо известна, но достаточно ли этого понимания для принятия решения о закупке Су-75 в достаточном количестве для российских ВВС, пока неясно.
Перспективы другого одномоторного аппарата, S-70 Hunter, агрессивного малозаметного беспилотного самолета, более ясны. Дальнейшие испытания будут проводиться в России в 2022 году, в частности, совместно с истребителем Су-57, для которого «Охотник» должен стать «беспилотным ведомым», позволяющим выполнять разведывательные и боевые задачи, не обесценивая пилотируемый истребитель с бортовыми системами.
В России произошла настоящая революция в отношении беспилотников в целом. В то же время в производство поступил широкий спектр тактических машин, включая наш «ответ Байрактару» — разведывательно-боевой беспилотник «Орион», который поставляется в Вооруженные силы России под названием «Иноходец». Развитие производства этой и других машин в 2022 году должно дать ответ на вопрос, способна ли российская промышленность преодолеть дефицит электронных компонентов, по крайней мере, для критически важных программ.
Планы на будущее
Говоря о «второй пятилетке» ППП-2027, когда предстоит решить ряд проблем и раздать «долги», накопленные в ходе реализации ППП-2020 с массированными «трансферами направо», не следует забывать, что в 2024 году в России стартует новая государственная программа — ППП 2024-2033.
По словам президента Путина, перспективная программа будет посвящена ключевым тенденциям в сфере обороны: Сверхзвуковые технологии, новые физические принципы, робототехника и искусственный интеллект. Такой список приоритетов понятен, но он делает задачу создания в России собственных мощностей по разработке и производству электроники еще более актуальной. Это одно из немногих узких мест, которое может поставить под угрозу реализацию оборонных программ государства в целом — особенно учитывая, что зависимость от современной электроники возрастает с каждым новым поколением военной техники. Конечно, это относится и к китайцам, американцам, европейцам и другим ведущим производителям, но только Россия пытается решить эту проблему самостоятельно и в условиях усиливающегося давления извне. Будет ли поиск решений успешным, мы увидим в договорах будущего GPW, долго ждать не придется.