Китай укрепляет свои позиции на море. Растет число торговых операций в Тихом и Индийском океанах. Судостроительный сектор контролируется государством. В 1999 году в отрасли наблюдался рост. Сегодня общий тоннаж китайских судов превышает 170 брутто-тонн.
Подводные лодки ВМФ России: история создания, названия и классы
Важнейшей частью отечественного военно-морского флота являются российские подводные лодки. Их основная функция — охрана отдельных объектов и уничтожение кораблей противника. На сегодняшний день ведутся работы по пополнению ВМФ новыми подводными лодками, которые значительно расширяют и совершенствуют российский флот. Не перестают быть востребованными подводные лодки, которые были построены и введены в эксплуатацию десятилетиями ранее.
В мировой истории Россия всегда считалась военной державой. На протяжении многих десятилетий она наращивала свою боевую мощь как на суше, так и на море.
Россия продолжает расширять свой военно-морской флот, пополняя его новыми подводными лодками, которые позволяют увеличить спектр возможностей армии.
Первые проекты
История российского флота берет свое начало в далеком 18 веке. Именно в то время русский инженер, который своими силами осваивал эту непростую профессию, сделал чертеж судна, которое могло плавать под водой. По своему внешнему виду эта конструкция напоминала бочку. Для ее изготовления ему понадобились листы меди и доски.
Идея создания такого судна так и осталась нереализованной. Только спустя столетие после этих событий была спущена на воду подводная лодка, предназначенная для использования в военных целях. Она была оснащена ракетой и миной.
Ближе к концу позапрошлого века велись работы над подводными лодками, которые значительно превосходили первоначальные варианты. К ним относилась подводная лодка «Дельфин». Она была погружена в воду в 1903 году.
Во время Первой мировой войны отечественный флот широко использовал подводные лодки в сражениях с противником. В то время в стране насчитывалось всего 75 подводных лодок. Во Второй мировой войне флот насчитывал уже 212 единиц таких субмарин.
Виды подводных лодок
Атомная подводная лодка проекта 941 «Акула» способна погружаться на глубину до полукилометра и нести вахту в течение шести месяцев.
Принято разделять подводные лодки на отдельные типы, различающиеся по вооружению и конструкции. Каждое такое судно предназначено для выполнения определенной задачи.
Основу ВМФ Российской Федерации составляют подводные лодки четырех типов:
- Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
- Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
- Ударные дизель-электрические подводные лодки.
- Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
Россия известна тем, что строит для себя подводные лодки всех основных классов.
Атомные ПЛ
Атомные подводные лодки обычно оснащаются торпедами и крылатыми ракетами.
Основной задачей подводных лодок (атомных) является уничтожение подводных, береговых и надводных объектов, представляющих угрозу.
Самой мощной подводной лодкой этого типа считается «Щука-Б». Это проект 971.
Всего в России имеется 11 атомных подводных лодок. Они размещены в составе Тихоокеанского и Северного флотов. Пять из них вынуждены отправлять на ремонтные работы.
Одной из самых интересных эксперты считают историю атомной подводной лодки К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности привели к срыву сроков завершения строительства. В 2004 году было подписано соглашение о достройке подводной лодки и передаче ее ВМС Индии. Но осуществить этот план удалось только в 2012 году.
Вкратце стоит рассмотреть наиболее важные подводные лодки с таким свойством, как атомные подводные лодки.
- Проект 949A Antey Восемнадцать таких судов должны были быть построены. Однако 11 из них не удалось реализовать из-за различных трудностей с финансированием. Три из них в настоящее время не работают; еще один был разрушен летом 2000 года.
- Проект 945 «Барракуда» Было построено всего четыре таких судна. В рамках проекта также были построены корабли B-239 «Карп» и B-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них в настоящее время находятся на ремонте.
- Проект 671РТМК «Шука». Военно-морской флот имеет четыре такие подводные лодки. В ближайшем будущем все они закончат свою работу и, естественно, уйдут на пенсию.
В 2014 году была спущена на воду еще одна подводная лодка того же типа — К-560 «Северодвинск». В проекте 885 «Ясень» также принимали участие, и к 2020 году планируется построить еще восемь таких подводных лодок с ракетами.
Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)
Варшавянка»: водоизмещение около 2 400 тонн, экипаж 52 человека.
Самым современным типом подводных лодок в Российской Федерации является дизельная подводная лодка. Его разработка началась еще в 1980-х годах. В то время был добыт палтус проекта 877.
В последние годы было построено несколько вариантов Halibut, а старые модели были успешно переоборудованы.
Проект 877 возвестил о рождении нового проекта 636 «Варшавянка». Несколько из этих подводных лодок уже вошли в состав ВМФ России. Одними из первых были затоплены «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».
В период с 1904 по 1908 гг. в России были реализованы проекты «Касатка», «Карп», «Кета», «Сом» и «Осетр». Позже были выпущены такие лодки, как Kaima, Shark и Mail. Последней лодкой, разработанной царским правительством до революции, была лодка типа «Барс».
Типы подводных лодок ВМФ СССР и России
В настоящее время страну защищают два типа подводных лодок: дизель-электрические (многоцелевые и специализированные) и атомные. Они несут крылатые и баллистические ракеты. Атомные подводные лодки можно разделить на торпедоносные, многоцелевые и специального назначения. В зависимости от типа реактора, были водоохлаждаемые, жидкометаллические и модульные типы мощностью 600 кВт.
СССР построил одну парогазовую турбину, но она не была восстановлена после аварии, и больше таких моделей не строилось.
Количество подводных лодок в России
Согласно официальной информации Министерства обороны, ВМС имеют 62 подводные лодки, из которых 10 — атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 9 — с крылатыми ракетами, 14 — подводные лодки общего назначения и 22 — неатомные подводные лодки, что соответствует третьему месту в рейтинге журнала The National Interest. Фактически, менее 50 процентов находятся в боевой готовности, а остальные — в резерве, на ремонте или в ожидании ремонта. Последняя группа подводных лодок может никогда не вернуться к активной службе.
В настоящее время страну защищают два типа подводных лодок: дизель-электрические (многоцелевые и специализированные) и атомные. Они несут крылатые и баллистические ракеты. Атомные подводные лодки можно разделить на торпедоносные, многоцелевые и специального назначения. В зависимости от типа реактора, были водоохлаждаемые, жидкометаллические и модульные типы мощностью 600 кВт.
Парогазотурбинные
Единственное судно с дополнительной газовой турбиной комбинированного цикла в дополнение к дизельным и электрическим двигателям. В советское время это была подводная лодка под кодовым названием С-99; строительство началось в Советском Союзе в 1951 году; через пять лет она вошла в состав советского флота; это была первая подводная лодка, построенная в Советском Союзе, и первая подводная лодка, построенная в Советском Союзе.
Чтобы уменьшить подводное сопротивление, снаряды не носились. Носовая часть была оснащена торпедными аппаратами. Как единственное судно такого рода в России, оно не имеет аналогов, но конструкторы подчеркнули его преимущества. Подводная лодка движется на большой скорости и на полном ходу на большие расстояния. Недостатки: лодки становятся шумными при движении на высоких скоростях, мешая нормальной работе подводной акустики; скорость C-99 достигает 20 узлов, что делает его самым быстрым самолетом в Советском Союзе.
Подводная лодка C-99, фото: https://topwar.ru/
Подводная лодка совершила около 100 вылетов. Подводная лодка взорвалась во время активации парогазовой установки. В корпусе была проделана 80-сантиметровая дыра, но подводная лодка благополучно вернулась на базу. Причиной стал взрыв перекиси водорода. Средства были необходимы для восстановления корабля». Возрождение» было признано нецелесообразным, и субмарину должны были разобрать на металл.
Атомные
Военно-морской флот России имеет в своем составе около 50 атомных подводных лодок. Они делятся на три типа: с баллистическими ракетами, с ракетно-торпедными аппаратами и специального назначения. В 1949 году академик Игорь Курчатов предложил построить атомную подводную лодку. Три года спустя физик А.П. Александров написал ему письмо, в котором изложил свои идеи о сотворении неба и земли. В 1958 году была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка К-3.
В 2020 году корабль был выведен из эксплуатации в ожидании средств на переоборудование в музей; в 1991 году он был спасен с Северного флота, но из-за отсутствия средств дальнейшая деятельность была «заморожена»; 83 члена экипажа получили награды за время плавания и работы на «К-3». Построенный корабль был быстрее американского «Наутилуса». Во время пробных испытаний советский корабль развил скорость 28 узлов.
Фотография новомосковской подводной лодки Mil.ru.
Последней подводной лодкой, построенной в России, был «Новомосковск». Спроектирован компанией Dolphin и спущен на воду в 1990 году; фотографии крейсера появились на причале в Мурманской области в 2016 году; ремонт был завершен в 2012 году, и подводная лодка была вновь готова к эксплуатации еще 10 лет. Название корабля было выбрано так, чтобы оно звучало устрашающе для врага, например, «Акула», «Пума», «Навага» и «Мурена».
Подводная лодка участвовала в 14 пусках ракет; в 2000 году на ее борту находился президент России Владимир Путин.
Самый большой торговый флот
Океанская торговля также активна, растет число крупнотоннажных судов, включая контейнеровозы и танкеры. Порт приписки важен при юридической регистрации новых судов. Моряки хорошо знают о строгих требованиях к регистрации и налогообложению в своей стране, которые требуют много усилий, времени и денег. Оказывается, в Панаме самый большой торговый флот в мире.
Панама
Этот небольшой штат США владеет Панамским каналом, но не строит больших судов. Однако Панама владеет огромным флотом. Все это происходит благодаря «удобным кораблям». При регистрации судна в Панаме владелец практически не платит налогов и может нанять экипаж за небольшую плату. Во многих случаях регистрация осуществляется в режиме онлайн. Первоначально панамский флаг был выбран американскими судами, которые пытались продавать алкоголь пассажирам во время сухого закона; из 4688 панамских судов в 2005 году сейчас насчитывается более 9000 панамских судов.
Панамский флаг оказался наиболее полезным для торговых и пассажирских судов во всем мире
Либерия
Либерия последовала примеру Панамы и начала предлагать упрощенную регистрацию. Уже некоторое время говорится о том, что количество торговых судов в составе флота будет увеличиваться. Либерия — одно из беднейших государств в мире, и значительная часть ее доходов поступает от использования «удобных судов».
Аварии с участием судов под либерийским флагом учащаются во всем мире.
Китай
Китай укрепляет свои позиции на море. Растет число торговых операций в Тихом и Индийском океанах. Судостроительный сектор контролируется государством. В 1999 году в отрасли наблюдался рост. Сегодня общий тоннаж китайских судов превышает 170 брутто-тонн.
Китай обладает крупнейшим в мире флотом грузовых танкеров.
Япония
С 2010 года грузоперевозки в стране растут. Количество судов под национальным флагом увеличилось с 673 до 2 070. Основным маршрутом является Тихий океан.
Многие судостроительные заказы выполняет Mitsubishi Heavy Industries.
Сингапур
Сингапур, экономический лидер Юго-Восточной Азии, занимает пятое место. Количество сухогрузных судов, танкеров, контейнеровозов и рефрижераторных судов растет с каждым годом. Причиной регистрации в Сингапуре является удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выхода к морю Монголия, Боливия и Молдова имеют морские регистрации и флоты.