Кстати, я иногда путаю термины «фиксированная точка», «плавающая точка», «десятичная» и «целочисленная» (надеюсь, это больше не повторится!). Если у вас возникла такая же проблема, рекомендую прочитать краткое объяснение Габриэля Иванчеку (см. раздел «Ресурсы»).
История Sony: от магнитной ленты до PlayStation
Компания Sony представила на выставке IFA 2018 новые гаджеты и аксессуары, и мы решили взглянуть на историю японского бренда. А вспомнить есть что, ведь Sony — это своего рода Apple прошлого: лучшие в мире гаджеты, первые передовые технологии. Как возможно, что компания, которая была законодателем моды на протяжении 60 лет, сдает свои позиции в 2018 году, несмотря на свою особую философию управления?
Последний фан-клуб Sony, который я помню, был распущен несколько лет назад, когда стало ясно, что от смартфонов этой марки больше не стоит ждать чего-то немыслимого. Люди начали переходить со своих Zetas на iPhone, и я перестал слышать в разговорах фразу «iPhone — отстой, Sony лучше». Примерно в то же время последний лагерь поклонников ноутбуков Vaio распался, потому что компания отказалась их выпускать. Конечно, есть еще поклонники Bravia и камер, но их очень мало. Последним устройством, которое до сих пор пользуется большой популярностью, является PlayStation.
В этом посте мы совершим путешествие в прошлое и окажемся на переднем крае технологий — там, где технология Sony оставила своих конкурентов в нокауте.
Масару Ибука и Акио Морита
Многие успешные компании начинаются с одного человека — творца, обладающего невероятной харизмой. Где была бы Apple без Джобса, знали бы мы Tesla без Маска? Sony же, напротив, начинала с двух таких людей одновременно — японцев Масару Ибуки и Акио Морита.
Масару Ибука и Акио Морита
Ибука родился в семье инженеров в 1908 году. В то время Япония активно развивала свою промышленность, но в основном в военной сфере. Ибука решил пойти по стопам своего покойного отца и окончил факультет электротехники Университета Васэда. Его уже называли «гениальным изобретателем», когда он получил приз на Парижской промышленной выставке за работу «Модуляция сигнала в катодно-лучевой трубке».
Затем Ибука с головой погрузился в инженерную работу: разрабатывал кинематические маски, приборы ночного видения, системы теплового наведения и радарные системы, и даже основал «Компанию точных приборов», куда пригласил работать лучших выпускников японских университетов. Он нашел Акио Мориту, талантливого физика, и работал с ним чрезвычайно успешно — у Мориты было меньше опыта, чем у Ибуки, но он постоянно бомбардировал режиссера своими удивительными идеями.
Однако к середине 1940-х годов ситуация в Японии резко изменилась из-за Великой депрессии и повторных войн: Начался экономический и социальный упадок, города страны лежали в руинах, а японские товары заменялись гораздо более совершенными и качественными западными товарами. Более того, этикетка «Сделано в Японии» говорила иностранным покупателям, что это не что иное, как товары широкого потребления.
В Токио только 10 процентов трамваев, 60 автобусов, некоторые легковые и грузовые автомобили все еще работали. Большинству из них пришлось перейти на другие виды топлива, такие как дрова и уголь, поскольку бензин уже давно был израсходован. В городе свирепствовали болезни, 22% населения страдали от туберкулеза. В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих средств. Полки магазинов были пусты, продавались только ненужные вещи, такие как скрипичные смычки или теннисные ракетки без струн.
Из автобиографии Акио Мориты, Sony: Made in Japan.
Работать в такой атмосфере было невозможно, компания обанкротилась, и Морита отчаялся построить успешный бизнес. Но, как оказалось, напрасно. Масару снова встретил Акио уже в 1946 году. Энтузиазм и страсть Акио к изобретательству не уменьшились, но Морита понял, что его сердце по-прежнему лежит к управлению бизнесом так, как он это делал.
Вместе они накопили около 500 долларов и переехали в маленькую комнату в захудалом универмаге Shirokiya, где Ибука открыл мастерскую по ремонту электроники и электрики после того, как его первый бизнес обанкротился. Единственными инструментами у них были паяльники и отвертки, сделанные из деталей мотоциклов, но они носили гордое имя Tokyo Tsushin Kenkyujo (сокращенно Totsuko). В начале работы в компании Tokyo Tsushin Kenkyujo работало около 20 человек.
Итак, начало было положено, желание создать что-то было непреодолимым, и никто не знал, что именно делать. Ранее японская промышленность была сосредоточена только на военном секторе, а потребительские товары не считались важными.
Первый японский магнитофон
В 1949 году Ибука и Морита через знакомых в оккупационных войсках получили в свое распоряжение записывающее устройство из проволоки и металла, изготовленное в США. Устройство использовалось в военных целях, и Мосару хотел усовершенствовать его. Нобутоши Кихара, другой инженер, подхватил идею, и вскоре устройство могло записывать сообщения.
По общему мнению, получившееся устройство было очень близко к тому, чтобы «взорвать» рынок, но не до конца. Мошару надеялся воспроизвести устройство, но столкнулся с тем, что ни один из производителей не продаст ему необходимый кабель. Ученые были очень расстроены, но, как выяснилось позже, невозможность создать это устройство привела к разработке чего-то лучшего.
Американский магнитофон Уилкокс-Гей
Благодаря своим связям в оккупационной армии, Мосару и Акио вскоре удалось получить образец магнитофона Вилкокса-Гея. У Мосару сразу же возникла идея создать аналогичное, но более совершенное устройство, пригодное для массового использования, поскольку магнитофон был гораздо практичнее, чем проводной магнитофон. Для этого Тоцуко пришлось изобрести собственную магнитную ленту, так как импортировать ее было невозможно.
Импровизированная кассета также означала, что будущие покупатели магнитофона также приобретут к нему кассету, таким образом, они могли заработать вдвое больше с одной единицы товара.
Это так воодушевило Акио и Мосару, что они принялись за работу. Сначала, от отчаяния, они делали магнитные ленты вручную из целлофана, который вырезали, покрывали различными веществами и испытывали. Капризный материал очень быстро растягивался и искажал звук. Затем целлофан был заменен специальной крафт-бумагой, разработанной специально для Тоцуко, которая также была разрезана на полоски и снова покрыта экспериментальными веществами. Бумага также была неэффективной, из-за чего трудно было расслышать два слова, но компания считала это большим достижением.
Осталось воспроизвести магнитный состав. После многих попыток удалось нагреть оксалат железа из аптеки в кастрюле, смешать его с лаком и нанести на пленку кисточкой из енотовой шерсти. После того, как Масару Ибука получил образец пластика, компания немедленно бросилась его воспроизводить, и преуспела в этом. Вскоре на рынке появилась первая японская магнитная лента Soni tape. Он был настолько качественным, что в 1965 году сама компания IBM выбрала его в качестве чипа памяти для своих компьютеров. Это был первый настоящий успех для маленькой компании.
Магнитная лента Sony
Но магнитная лента не прижилась, поэтому оставалось совершенствовать сам магнитофон. Тоцуко была настолько трудолюбива, что в 1950-х годах Type G настолько опередил свое время, что обычные люди не могли понять, зачем им нужна 35-фунтовая коробка за 470 долларов, что в те времена было большими деньгами.
Вопреки ожиданиям, ни один обычный японец не стал покупать новый магнитофон. Тоцуко произвела 50 магнитофонов «для рынка, которого не существовало». Ситуацию спас Верховный суд, который закупил 20 магнитофонов взамен недостающих.
В конце 1980-х годов японский бренд приобрел CBS Records. Еще через год была создана киностудия Columbia Pictures, которая впоследствии была переименована в Sony Pictures Entertainment и продолжает радовать кинозрителей отличными фильмами по сей день.
Происхождение
История происхождения редактора такова: «X был разработан Y на основе Z при содействии W» будет трудно объяснить в нескольких предложениях, так почему бы не начать с исторического контекста?
Оригинальная PlayStation. Выпущен 03/12/1994 в Японии, 09/09/1995 в Северной Америке и 29/09/1995 в Европе.
PS One (тонкая версия). Выпущен 07.07.2000 в Японии, 19.09.2000 в Северной Америке и 29.09.2000 в Европе. Это может быть достигнуто путем размещения нескольких специализированных ИС в одном блоке.
Материнские платы
Модель материнской платы «SCPH-1000». Остальные чипы находятся на задней стороне. Более поздние модели использовали SG-RAM вместо VRAM и убрали многие внешние видеовходы и выходы.
Важные детали материнской платы
Схема
Диаграмма основной архитектуры. Модуль интерфейса шины также подключается к выделенным портам GPU и SPU.
Немного истории
В начале 1990-х годов судьба многих популярных процессоров изменилась. Некогда ведущие 8-битные процессоры, такие как Z80 и 6502, уже сошли с дистанции, а знаменитые 68000 от Motorola и другие 16-битные архитектуры, которые произвели фурор в конце 1980-х годов, были кандидатами на выбывание. В журнале PC World Таненбаум в своем знаменитом споре с Торвальдсом дал архитектуре x86 компании Intel всего пять лет до ее ухода с рынка домашних систем.
На первый взгляд, можно подумать, что техническое развитие на этом этапе зашло в тупик. Однако реальность такова, что появилась новая волна относительно неизвестных процессоров, которые пробивают себе дорогу в основные устройства. Многие из этих архитектур возникли в академических кругах, то есть они просто служили доказательством жизнеспособности той или иной архитектурной идеи. Примерами процессоров нового поколения в то время были следующие архитектуры:
- MIPS : используется компанией Silicon Graphics Incorporated (в графических рабочих станциях).
- PowerPC : используется компанией Apple (в компьютерных макетах).
- SPARC: разработан компанией Sun Microsystems (для серверов и рабочих станций корпоративного класса).
- ARM: разработан компанией Acorn (для потребительского рынка и рабочих станций).
MIPS и Sony
В конце 1980-х годов, после того как компания Silicon Graphics Incorporated (SGI) начала использовать процессоры MIPS в своих жестких дисках, они стали горячей темой. SGI была инновационным и влиятельным игроком на рынке компьютерной графики, в частности, благодаря разработке конвейеров обработки пиков с аппаратным ускорением — задача, которая изначально решалась программно (в рамках центрального процессора).
В то время, когда разрабатывалась PlayStation, компания MIPS продавала процессоры серии R3000A. Это были 32-разрядные машины из категории недорогих продуктов компании. То есть, R3000A не принадлежал к флагманской серии (в отличие от R4000, на которую позже перейдут другие производители), но был привлекательной инвестицией с точки зрения цены.
Sony самостоятельно разработала аудио- и графические чипы, но все равно нуждалась в основном чипе, который мог бы управлять обоими. Выбранный процессор должен был быть достаточно мощным, чтобы продемонстрировать впечатляющие возможности чипов Sony, но при этом достаточно доступным, чтобы сохранить конкурентоспособность консоли.
LSI и контракт на производство
В то же время производитель полупроводников LSI Logic предлагал компаниям программу «Собери свой собственный процессор». Эта услуга называлась CoreWare и позволяла клиентам собирать свои собственные комплекты процессоров из набора строительных блоков. Библиотека CoreWare также включала блок CW33300 — процессорное ядро, основанное на LR33300 компании LSI (коммерчески доступный процессорный чип).
Зачем я вам все это рассказываю? Оказывается, LSI LR33300 и CW33300 являются двоично-совместимыми версиями семейства MIPS R3000A. Их архитектуры отличались в некоторых аспектах, но интерфейс программирования (MIPS I ISA) оставался одинаковым.
В течение долгого времени Playstation 3 была единственной современной игровой системой, защиту которой не могли взломать хакеры. Адвокаты компании подали в суд на хакера, который полностью проник в консоль, расшифровав ключ.
У спех или провал — сколько продано консолей
Успех или неудача консоли
Успех в Японии был мгновенным: 3 миллиона консолей было продано за 3 месяца. Playstation была самой быстрой консолью на рынке. Следующим шагом стал успешный запуск в США и Европе.
Благодаря продуманной маркетинговой стратегии, компания Sony запустила Playstation в продажу в США 9 сентября 1995 года. Однако показатели продаж не впечатляли: всего 800 000 консолей за год.
С каждым годом, когда продукт развивался дальше, показатели продаж росли благодаря мощному аппаратному обеспечению и обширной библиотеке эксклюзивных игр и других хитов. В результате было продано в общей сложности 102,49 млн. консолей.
P S 2 — продолжение успеха
Playstation 2
Тем временем, в 1999 году команда разработчиков Sony взялась за проект Playstation 2, который был выпущен в марте 2000 года. Обновленная версия консоли отличалась от оригинальной Playstation гораздо меньшими размерами. Консоль оказалась очень популярной и обеспечила Sony прорыв в игровой индустрии.
Эта домашняя игровая консоль была конкурентом Sega Dreamcast. Несмотря на то, что Sony объявила о выпуске новой модели, Dreamcast имел большой успех в Северной Америке в том же году, продав более 500 000 единиц за две недели. Несмотря на это, консоль Sony продемонстрировала невероятные показатели продаж.
По всему миру было продано более 155 миллионов экземпляров. После столь успешного запуска, из-за задержек в производстве на полках магазинов было трудно найти устройства Playstation 2. Консоль также можно было приобрести онлайн на аукционных платформах, таких как eBay, где пользователи заплатили за нее более тысячи долларов.
Новая Playstation 2 была меньше и легче, чем книга в твердом переплете. Программное обеспечение для консоли распространялось на CD-ROM и DVD-ROM.
PS 2 вид сзади
Консоль также могла воспроизводить аудио CD и DVD фильмы и была совместима с играми Playstation. Playstation 2 также поддерживала карты памяти и контроллеры PlayStation.
Успех Playstation 2 в конце 2000 года вызвал финансовые проблемы у Sega, и компания объявила о снятии Dreamcast с производства в марте 2001 года, всего через 18 месяцев после успешного выпуска. Playstation 2 осталась единственной активной консолью шестого поколения.
К то создал Playstation 3 и когда вышла первая консоль
Playstation 3
Производитель инновационных продуктов для компьютерных развлечений, компания Sony Computer Entertainment Inc. представила компьютерную развлекательную систему Playstation 3 на пресс-конференции в Лос-Анджелесе в 2005 году.
Модель содержала самый современный клеточный процессор с супервычислительной мощностью. Прототипы Playstation 3 также были показаны на выставке Electronic Entertainment Expo, крупнейшей в мире выставке интерактивных развлечений. Он был официально выпущен в Японии и Северной Америке в ноябре 2006 года, а в Европе и Австралии — в марте 2007 года.
Playstation 3 сочетает в себе новейшие технологии, включая процессор Cell, совместно разработанный IBM, Sony Group и Toshiba Corporation, графический процессор (RSX), совместно разработанный NVIDIA Corporation и SCEI, и память XDR, совместно разработанную Rambus Inc., а также использует BD-ROM (Blu-ray Disc ROM) с максимальным объемом памяти 54 ГБ (двухслойный) для передачи развлекательного контента в полном HD-качестве в безопасной среде, что стало возможным благодаря самым передовым технологиям того времени.
Компания Sony решила выпустить две версии Playstation 3. Их ценовой диапазон зависел от наличия вариантов консолей.
Более дорогая система включала жесткий диск на 60 Гб, WiFi и возможность чтения различных флэш-карт. Самая дешевая версия имела диск объемом 20 Гб и не обладала вышеупомянутыми функциями.
Снижение продаж в основном связано с усилением конкуренции на рынке США. Руководству компании не удалось достичь соглашения с одним из американских операторов мобильной связи. Это повлияло на доходы компании. Распространение китайских брендов — еще одна угроза для Sony.
История компании Sony
В конце 1950-х годов руководство компании начало разрабатывать план выхода на рынок США. Основатели компании поняли, что нынешнее название совершенно неуместно. Она слишком сложна и непонятна для англоговорящих клиентов. В этих условиях появляется бренд Sony.
Достоверной информации об этом нет, но источники, близкие к производителю, утверждают, что Ибука и Морита планировали сосредоточиться на производстве устройств для воспроизведения звука. Латинское слово «sonus» означает «звук».
Бурное развитие
С самого начала устройства Sony были чрезвычайно популярны на рынке США. 1963 год стал решающим в истории Sony, когда японская компания впервые разместила свои ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но никто не хотел этим удовлетвориться. Руководство компании получило капитал и популярность, необходимые для экспансии на европейские рынки. Она началась в Германии и Великобритании. В 1968 году было создано подразделение Sony UK LTD.
Рост ускорялся благодаря новым изобретениям. Например, японцы создали первый телевизор с цветным экраном Trinitron. В 1958 году сотрудник компании Sony Лео Эсаки был удостоен Нобелевской премии по физике. Японцы открыли туннельный диод, что ускорило научно-технический прогресс и способствовало развитию электроники.
На пике славы
Можно с уверенностью сказать, что 1970-е годы были эпохой музыки. Именно в это время начался новый этап в истории компании Sony. Японский производитель стал флагманом портативных музыкальных плееров. В 1979 году компания представила свою первую модель Sony Walkman, которая долгое время оставалась самым популярным mp3-плеером.
Одна из первых моделей Sony Walkman
Следующее десятилетие стало решающим для истории Sony. Японский производитель выпустил ряд новых продуктов, которые отличались от всех остальных, представленных на рынке: Домашние видеомагнитофоны, видеокамеры, аудиомагнитофоны и многое другое. Бренд был настолько популярен и успешен, что менеджеры решили открыть шоу-рум.
Эксперты и аналитики в то время были уверены, что бренд Sony превзойдет производство бытовой техники. Многие предсказывали рост по примеру детища Билла Гейтса, компании Microsoft.
Расширяя производство
К началу 1970-х годов ассортимент продукции Sony достиг рекордных размеров. Производственные мощности были недостаточны, что создавало необходимость в строительстве новых заводов. Учитывая успех японского бренда, было логично открыть филиал в Калифорнии в 1972 году. Незадолго до этого было объявлено об открытии филиала в Германии. Японцы решили не оставлять все как есть. Зимой следующего года они запустили заводы во Франции и Испании.
Весна 1973 года стала важной вехой в истории бренда Sony, когда японский производитель бытовой техники получил престижную американскую премию «Эмми» за разработку серии телевизоров с системой цветного кино Trinitron.
Медиабизнес
В начале нового десятилетия был выпущен первый компакт-диск, разработанный совместно с компанией Philips. На этот носитель можно было записать до 640 МБ, и Акио Морито не случайно выбрал именно этот размер, потому что именно такой объем памяти был необходим ему для записи Девятой симфонии Бетховена, которую он так любил.
В конце 1980-х годов японский бренд приобрел CBS Records. Еще через год была создана киностудия Columbia Pictures, которая впоследствии была переименована в Sony Pictures Entertainment и продолжает радовать кинозрителей отличными фильмами по сей день.
Логотип киностудии Columbia Pictures
В 1990-х годах Sony укрепила свои позиции по всем направлениям. Японский производитель остался флагманом в мире инновационных разработок и технологических новшеств. Ярким примером является разработка носителей информации. Появляются DVD, Blu-Ray. Японский производитель следит за развитием контента. Компания расширила ассортимент телевизоров, представила собственные ноутбуки Sony Vaio и игровые приставки PlayStation.
Бренд Sony ассоциируется не только с приемниками и телевизорами, но и с портативными устройствами, такими как цифровые и зеркальные камеры и смартфоны. Само собой разумеется, что вся эта технология требовала дополнительной емкости для хранения данных. Эта задача была решена с созданием подразделения Memory Stick. Под этой маркой выпускались карты памяти.
История и головокружительный успех компании Sony всегда основывались на инновациях, причем не только в производстве, но и в управлении и маркетинге. Руководители отказались от традиционной бизнес-модели. Японский способ ведения дел не соответствовал вызовам времени. Например, все новые сотрудники приходят в Sony через процесс отбора.
Оценки за университетский диплом или связи в сфере управления не были решающим фактором для соискателя при заполнении той или иной должности. Поэтому в компании всегда работали лучшие сотрудники, нацеленные на результат.
Игровые приставки
Консоли — это еще один вид техники, выпускаемой под маркой Sony. Японский производитель по-прежнему является лидером на этом рынке, несмотря на усилия Microsoft. PlayStation продолжает определять консольные игры. Однако в начале своей деятельности она казалась более скромной. Японцы пытались разработать игровую консоль CD в сотрудничестве с Nintendo. Последний, однако, неожиданно отказался от проекта. Однако это не было проблемой.
В 1994 году началась новая глава в истории основания компании Sony. В это время была представлена первая игровая консоль Sony PlayStation. Главным конкурентом этой консоли была Sega Saturn. Он стоил на 100 долларов дороже, но не обладал качеством и количеством эксклюзивных видеоигр. Если проанализировать ситуацию сегодня, то возникает ощущение, что PlayStation с самого начала была обречена на успех.
Sony PlayStation
Первого серьезного конкурента пришлось ждать почти 4 года, когда в 1998 году появилась Sega Dreamcast. Эта игровая консоль была оснащена модемом для подключения к Интернету, а в список предустановленных программ входил веб-браузер. В начале 1990-х годов компания Sony выпустила компактную модель PsOne. Японский бренд уменьшил размеры первой версии консоли, а также сделал возможным подключение ЖК-экрана. Консоль можно подключить через прикуриватель.
Эти модели приставок выпускались до 2006 года. В течение 12 лет они доминировали на рынке. В 2000 году была представлена вторая версия консоли. Японцы реализовали функцию мультиплеера, добавив веб-браузер. Ради ностальгии была добавлена обратная совместимость с дисками PlayStation первого поколения. Одновременно с новым бестселлером была выпущена миниатюрная версия серии Slim.
Это, пожалуй, кульминационный момент в истории Sony, когда речь идет о рынке видеоигр. Первые поколения GameCube и Xbox не могли конкурировать с продукцией японского производителя. PlayStation 2 была самой продаваемой консолью того времени. Он был снят с производства только в 2014 году.
В 2004 году компания Sony выпускает первое поколение PSP, портативную версию своей карманной игровой консоли. В 2006 году выходит PlayStation 3, которая становится самым доступным проигрывателем Blu-ray на рынке. Sony начинает серьезно укреплять свои позиции в мире разработки видеоигр: One of Us, Gran Turismo и Heavy Rain становятся эксклюзивными культовыми играми.
Одновременно были обновлены портативные консоли. PS Vita должна была заменить PSP. Производитель добавил сенсорный экран, разработал уникальные картриджи для видеоигр и реализовал поддержку удаленной игры. Обновленная версия этой консоли была представлена в 2014 году.
Пользователи ждали этого обновления почти девять лет. В 2013 году была выпущена приставка PlayStation 4, которая была намного быстрее и мощнее своих предшественниц. Приятным бонусом стала реализация интеграции с социальными сетями. Выпуск PlayStation 5 запланирован на 2020 год. Производитель обещает множество инноваций.
Тем временем, в 1999 году команда разработчиков Sony взялась за проект Playstation 2, который был выпущен в марте 2000 года. Обновленная версия консоли отличалась от оригинальной Playstation гораздо меньшими размерами. Консоль оказалась очень популярной и обеспечила Sony прорыв в игровой индустрии.
Содержание
Первый запуск
Японские геймеры первыми оценили PS1. Это произошло в декабре 1994 года, но дебют консоли состоялся не при самых лучших обстоятельствах, так как за неделю до события на рынок вышел серьезный конкурент от Sega. Что касается доходов, то в этом отношении ситуация также была положительной. Когда Sony пыталась заманить первых покупателей хорошей ценой, никто не думал о прибыли от консолей. Ставка была сделана скорее на доходы от игорного бизнеса. У производителей были все основания для оптимизма, ведь Sony Playstation 1 получила множество восторженных отзывов сразу после выхода. Это подтверждается полным опустошением складов компании. Через год устройство появилось в Европе и США. Стоит отметить, что она имела огромный успех. В это же время были созданы такие игры, как Ridge Racer, Warhawk, Philosoma Air Combat и другие. Потребители массово покупали диски PS1 различных жанров и ждали выхода новых игр. В то же время производитель предлагал широкий спектр периферийных устройств, которые расширяли возможности консоли. Среди них были следующие:
Все это отразилось на привлекательности модификации, которая не оставила шансов конкурентам в лице бывших лидеров индустрии Nintendo и Sega.
Первые идеи для PlayStation появились еще в 1986 г. Nintendo пыталась использовать диски, начиная с NES (Famicom Disk System), но с этим носителем возникли проблемы. Записи, сделанные на магнитных дисках, можно было легко стереть, кроме того, существовала опасность появления пиратских копий. Когда появилась спецификация CD-ROM/XA (расширение стандарта CD-ROM, позволяющее записывать на диск сжатый звук и произвольные двоичные данные), Nintendo была заинтересована. CD-ROM/XA был разработан компаниями Sony и Philips. Nintendo обратилась к Sony с предложением разработать дополнение, предварительно названное «SNES-CD». Был подписан контракт, и работа началась. Кен Кутараги, человек, которого позже назовут «отцом PlayStation», был тем, кто убедил Nintendo использовать процессор Sony SPC700 в качестве аудиосинтезатора для SNES, что стало впечатляющей демонстрацией возможностей чипа.
Sony также планировала разработать собственную Nintendo-совместимую игровую консоль, которая могла бы воспроизводить игры с картриджей Super Nintendo, а также с компакт-дисков, разработанных Sony. Этот формат стал бы форматом SNES-CD, используемым для дисков, что позволило бы Sony получить некоторый контроль над рынком видеоигр, несмотря на доминирование Nintendo.
SNES-CD должен был быть представлен на выставке потребительской электроники (CES) в 1989 году. Однако, когда Хироши Ямаучи прочитал контракт 1988 года между Sony и Nintendo, он решил, что контракт дает Sony слишком много прав: контроль над лицензированием продуктов, выпущенных в формате SNESCD-ROM. Ямаучи счел контракт совершенно неприемлемым и втайне отменил все планы по выпуску совместного продукта. В первый день CES, в 9 утра, Говард Линкольн, генеральный директор Nintendo, вышел на подиум и объявил, что его компания сотрудничает с Philips и что вместо объявления о партнерстве с Sony он выбрасывает все наработки, которые были сделаны с Sony. Ранее Линкольн и Минору Аракава тайно посетили штаб-квартиру Philips в Европе и заключили союз на совершенно других условиях, которые давали Nintendo полный контроль над всеми лицензиями.
- Центральный процессор: MIPS R3000A-совместимый (R3051) 32-разрядныйRISC-микропроцессор, работающий на частоте 33,8688 МГц. Микропроцессор произведён LSI Logic Corp. при помощи технологии, лицензированной у SGI. В чип также входят Geometry Transformation Engine и Data Decompression Engine.
- Производительность 30 MIPS.
- Пропускная способность шины 1,056 Мбит/с.
- Кэш инструкций: 4 КБ.
- Кэш-память: 1 КБ SRAM.
- Производительность — 66 MIPS.
- Заявленная производительность: 1,5 миллиона полигонов в секунду, 500 000 текстурированных и освещенных полигонов в секунду.
- Фактическая производительность: 360 000 полигонов в секунду, 180 000 текстурированных и освещенных полигонов в секунду. Это расхождение в основном объясняется тем, что официальные спецификации были определены в почти идеальных лабораторных условиях.
- Основная память RAM: 2 МБ (16 мегабит).
- Видео ОЗУ: 1 МБ.(8 мегабит)
- Оперативная память аудио: 512 КБ.
- Буфер чтения CD-ROM: 32 КБ.
- Карты памяти: 128 КБ EEPROM.
- Двойная скорость, 300 Кбит/с.
- Совместимость с XA.
PocketStation также можно использовать в качестве карты памяти.
Помимо игр, PlayStation также поддерживает воспроизведение аудио компакт-дисков. Можно установить случайный порядок дорожек, воспроизводить дорожки в указанном порядке, повторять одну дорожку или весь диск. Чтобы получить доступ к этому меню, необходимо запустить ресивер без вставленного диска с игрой или с открытой крышкой. Это даст вам доступ к Bios, где вы можете загрузить CD-плеер или получить доступ к данным на карте памяти. Если диск вставлен, а крышка открыта, игра начнется, как только вы закроете крышку.
Вы также можете просматривать видеоматериалы, записанные на CD-источнике 3.
Приемник
Производство преемника успешной консоли не заставило себя ждать. Таким образом, второе поколение было выпущено уже в 2000 году. Эта модель полностью оправдала ожидания своих создателей. Она стала самой продаваемой игровой консолью. По данным за 2011 год, было продано около 155 миллионов консолей. Среди особенностей «Sony Playstation 2» — поддержка DVD. Однако были выпущены и более серьезные конкуренты от Microsoft и Nintendo.
Следующим шагом в развитии консоли стала PS3, которая появилась на мировом рынке в 2007 году. Устройство не только поддерживало собственно игры, но и предоставляло возможность выхода в Интернет и просмотра фильмов. В качестве носителя использовались диски Blu-ray. В то же время Microsoft выпустила одну из самых успешных консолей, Xbox 360, заставив Sony поднять планку.
Четвертое поколение стало последним в серии PS. Он был выпущен в 2013 году. Модификация работает под управлением операционной системы Orbis, представляющей собой модель FreeBSD девятой версии. Одно конкретное изменение в консоли можно рассматривать как универсализацию внутренней работы с наиболее близким приближением к компьютеру. Так, по сравнению с моделью Sony Playstation 2, четвертое поколение было оснащено 8-ядерным процессором AMD, жестким диском на 500 Гб, а также портами USB и новейшими беспроводными модулями. К недостаткам можно отнести несовместимость с играми от более ранних версий консоли. Однако с помощью «облачных» сервисов пользователи успешно решили эту проблему.
Технологии, интегрированные в Playstation 1, были не только революционными для своего времени, но и заложили основу для всей игровой индустрии. Возможности PS4 вряд ли можно сравнить с возможностями ранних игровых консолей Sony, но именно PS1 положила начало всему и задала основное направление, которое вело разработку в будущее. Если сравнить игровые возможности первой версии PS с функциональностью и техническими характеристиками современных версий консоли, то можно понять, что это совершенно разные консоли.
Модели PlayStation
Модель: Дело: BIOS: Оборудование: Регион: Прямой выход A/V: Параллельный порт: Последовательный порт: Звуковое поле: Комментарии: SCPH-1000 Первичный (серый) 1.0 (22/09/94) Rev. A NTSC-J Да Да Да Нет Проблемы с пропусками FMV. Выход S-Video. SCPH-1001 Основная сторона 2.2 (04/12/95) Rev. B NTSC U/C Да Да Да Нет Проблемы, связанные с пропуском FMV. На основе серии SCPH-3000. SCPH-1002 Основная сторона 2.0 (10/05/95) Rev. B PAL Да Да Да Нет SCPH-1002 Основная сторона 2.1 (17/07/95) Rev. B PAL Да Да Да Нет SCPH-1002 Основная сторона 2.2 (04/12/95) Rev. B PAL Да Да Да Нет SCPH-3000 Основная сторона 1.1 (22/01/95) Rev. B NTSC-J Да Да Да Нет Проблемы, связанные с пропуском FMV. Более старые устройства имели плату PU-7, а более поздние устройства, такие как SCPH-1002, имели плату PU-8. SCPH-3500 Основная сторона 2.1 (17/07/95) Rev. B NTSC-J Да Да Да Нет Проблемы, связанные с пропуском FMV. SCPH-5000 Основная сторона 2.2 (04/12/95) Rev. C NTSC-J Нет Да Да Нет Привод CD-ROM сдвинут вправо. Улучшена передача линз и упрощено исполнение, исправлены проблемы с прыжками FMV. Прямой выход A/V и разъемы RFU удалены. Модели консолей универсально синхронизированы. Для предотвращения угона расположение линз было специально адаптировано для черных дисков. Следует также помнить, что CPU не может получить доступ к главной шине, когда DMA включен. Это означает, что процессор простаивает, если для него нет задачи на скретч-панели!
История приставок Sony PlayStation
Как и многие японские компании, так или иначе связанные с видеоиграми, Sony Corporation прошла долгий и трудный путь. Основатели компании вряд ли могли предположить, что их небольшой бизнес по ремонту радиоприемников вырастет в огромную транснациональную корпорацию. Кроме того, это произвело бы небольшую революцию в индустрии видеоигр. Интерес компании Sony к игровому рынку начался в 1988 году, еще до выхода SNES, с разработки аудиочипа SPC700 для звуковой системы консоли. В том же году Nintendo и Sony подписали соглашение о сотрудничестве в разработке дисковой версии SNES.
К 1991 году для Nintendo было разработано два прототипа SNES CD. Одно из них было дополнительным устройством, которое подключалось к консоли и могло воспроизводить игры как с картриджей, так и с компакт-дисков. Второй прототип представлял собой полноценную гибридную консоль — Nintendo Play Station. В начале выставки Consumer Electronics Show публике был представлен прототип Play Station. А на второй день Nintendo объявила о сотрудничестве с Phillips*, разорвав контракт с Sony. Справедливости ради следует отметить, что сотрудничество с голландской компанией не принесло Nintendo никаких положительных результатов. Диск SNES остался оригинальным.
*Забавно, что ранее компании Phillips и Sony активно сотрудничали в создании нового медиаформата. К 1980 году они представили этот новый формат в виде лазерного компакт-диска, а затем начали активно продвигать его.
Униженная таким поведением, компания Sony решила сотрудничать с главным конкурентом Nintendo — компанией Sega. Но и это не помогло. Боссы Sega в Японии не хотели работать с компанией, у которой не было опыта в видеоиграх. После второго отказа Sony решила прекратить поиски партнеров и выпустить собственную консоль, которая могла бы не только конкурировать с консолями четвертого поколения, но и превосходить их. После небольшой судебной тяжбы с Nintendo компания Sony полностью отказалась от уже разработанной идеи. Но опыт, который они получили, работая с компанией, которая их предала, пригодился им при разработке совершенно новой консоли.
Даже когда консоль была анонсирована, Sony вызвала переполох в игровой индустрии. Обещание дешевой консоли, которая могла бы легко проецировать 3D-изображение на телевизор, было немыслимым и никого не могло оставить равнодушным. В частности, анонс PlayStation пришелся по душе руководителям Sega, которые преследовали разработчиков новой консоли и оказывали давление на команду, требуя как можно быстрее улучшить еще не вышедшую Sega Saturn.
Характеристики и особенности.
Сердцем устройства был 32-битный процессор R3051 RISC, работающий на частоте 33,8688 МГц, и Geometry Transformation Engine, контроллер трехмерной графики, интегрированный в чип. GTE — это сердце всей обработки 3D-данных в приставке. Этот контроллер обрабатывает векторные и матричные операции, преобразования перспективы и другие вещи. GTE делает все это отдельно от процессора и работает гораздо быстрее. Помимо GTE, в процессор консоли также встроен модуль сжатия видео MDEC, который позволяет воспроизводить видео PlayStation в более высоком качестве, чем на других консолях того же поколения. Память консоли состоит из четырех чипов SRAM по 512 КБ, что дает в общей сложности 2 МБ системной памяти, которая управляется сопроцессором cop0.
Дисплей управляется графическим процессором Sony, разработанным Toshiba. GPU управляет графической производительностью полигонов и текстур, а также памятью кадров. С 1 Мб VRAM и 2 Кб текстурного кэша он мог создавать изображение с разрешением от 256×224 до 640×240 пикселей в прогрессивной развертке; от 256×447 до 640×480 в прогрессивной развертке. Для вывода звука использовался 16-битный блок обработки звука Sony. Он может обрабатывать до 24 голосов и имеет 512 Кб звукового буфера. В качестве CD-привода используется специальный двухскоростной CD-Rom со скоростью передачи данных до 352 кбит/с.
Помимо игр, он также может воспроизводить аудио компакт-диски, а некоторые новые модели для азиатского рынка могут воспроизводить и видео компакт-диски. Для воспроизведения аудио компакт-дисков декодер имеет встроенное программное обеспечение, доступ к которому можно получить через главное меню.
Конечно, запуск не обошелся без проблем. Ранние версии Sony PlayStation перегревались из-за проблем с расположением вентиляционных отверстий. Неправильно расположенные консоли, например, на ковре, могли нагреться настолько, что подвижные пластиковые части лазерного модуля деформировались, и консоль перестала читать диски. Впрочем, эту ситуацию можно было легко обойти, перевернув PlayStation «вверх ногами», но такая эксплуатация консоли была, мягко говоря, неудобной.
Модельный Ряд.
За время своего существования PlayStation претерпела несколько изменений. Первые модели, выпущенные в Японии, имели кодовое название SCPH-100X. Эта ревизия отличается от более поздних моделей наличием большего количества различных портов. Первые консоли в Японии имели S-Video соединение, которого не было на американских и европейских консолях SCPH-100X. Однако на японских консолях этот разъем был удален в следующей ревизии — SCPH300X.
За ним последовала ревизионная версия SCPH-500X. Внешне модель выглядела так же, но в ней отсутствовали
Внешне модель выглядела так же, но в ней отсутствовали разъемы RCA и RFU, блок CD был перенесен внутрь и упрощена разводка внутреннего блока питания. Следующей версией игрушки стала SCPH-700X, что было сделано в основном для снижения производственных затрат, и с этой ревизией стали доступны контроллеры Dual Shock. Наконец, последними моделями в серии стали SCPH-900X. К этому времени консоль снова несколько подешевела, а также лишилась параллельного порта.
Помимо стандартных версий, существовали также различные специальные издания PlayStation, например, версия PlayStation Net Yaroze, которая была особенно интересна тем, что содержала программное обеспечение для разработки собственных видеоигр. На сайте, специально созданном для Net Yaroze, владельцы могли создать свой профиль и связаться с другими владельцами консолей, и, конечно же, можно было задать вопросы технической службе поддержки Sony. Эта версия консоли была основана на ревизии SCPH-1002, но имела другой материал корпуса, а сам корпус был черного цвета. Не было защиты периферийных устройств, но была защита от пиратства. Консоль никогда не продавалась в розничных магазинах. Его можно было заказать только через веб-сайт, по телефону Sony или по почте. Помимо Net Yaroze, существовало еще несколько версий PlayStation, которые предлагались в виде наборов для разработки. Внутри они не отличались от оригинальных моделей PS, но имели корпуса другого цвета. DTL-H100X и DTL-H110X были синими, а DTL-H120X — зелеными. Более конкретно, все эти консоли не имели защиты периферийных устройств.