Сразу же после развода ученый женился снова. На этот раз его любовницей была медсестра Элейн Мейсон, которая проводила с ним много времени. Этот брак продлился одиннадцать лет и тоже распался.
Как Intel помогла сохранить голос Стивену Хокингу
Впервые Стивен Хокинг увидел Гордона Мура, соучредителя Intel, на конференции в 1997 г. Мур заметил, что компьютер, с которым общался Хокинг, был оснащен процессором AMD, и спросил ученого, не хочет ли он получить «настоящий компьютер» с микропроцессором Intel. С тех пор Intel обеспечивала Хокингу техническую поддержку и заменяла его компьютер каждые два года.
Кликер вместо голоса
Хокинг, который страдал от ALS в течение десятилетий, потерял способность говорить в 1985 году во время поездки в Герн в Женеве, где он заболел пневмонией. В больнице его поместили на аппарат искусственной вентиляции легких. Его состояние было критическим. Врачи спросили его жену Джейн, следует ли им продолжать искусственную вентиляцию легких или снять аппарат и положить конец его жизни. Он категорически отказался прекратить лечение. Хокинг был доставлен в Эдинбургскую больницу в Кембридже, где врачам удалось победить инфекцию. Для того чтобы он мог дышать, пришлось сделать трахеотомию: Врачи вставили трубку в его легкие через специальное отверстие в горле. В результате этой операции Хокинг навсегда лишился способности говорить.
Некоторое время Стивен Хокинг общался с помощью специальных карточек, терпеливо указывая на буквы и слова и поднимая брови. Мартин Кинг, врач, наблюдавший Хокинга в то время, начал искать лучшую систему связи. Он позвонил в калифорнийскую компанию Words Plus, которая предлагала программу под названием «Equalizer», позволявшую пользователю выбирать слова и команды на компьютере с помощью щелчков, управляемых рукой. Кинг обратился к генеральному директору Words Plus Вальтеру Вольтосу и спросил, может ли их программа помочь учителю физики из Англии, у которого был диагностирован ALS. Оказалось, что Вальтоц создал раннюю версию Equalizer, чтобы помочь своей теще, которая также страдала от ALS и потеряла способность говорить и писать. «Я спросил, не Стивен ли это Хокинг. Но он не мог подтвердить имя без разрешения», — говорит Вольц. «На следующий день он позвонил мне и подтвердил его. Я сказал, что сделаю все, что ему нужно, бесплатно.
Первый «Эквалайзер» был установлен на компьютере Apple II и подключен к синтезатору речи Speech Plus. Затем эту систему адаптировал Дэвид Мейсон, муж медсестры Хокинг, который был инженером. Он построил портативную систему, которая была прикреплена к ручке инвалидного кресла Хокинга. С помощью этой новой системы Хокинг смог общаться со скоростью 15 слов в минуту.
Однако нейроны, которые позволяли пальцу двигаться, продолжали умирать. К 2008 году рука Хокинга стала слишком слабой, чтобы управлять кликом. Его ученик и ассистент, сопровождавший его в это время, разработал специальное устройство под названием «щелкающая челюсть». Устройство, которое было прикреплено к очкам ученого, улавливало, когда Хокинг дергал щекой, слабый инфракрасный луч.
С тех пор Хокинг стал очень умело писать электронные письма, активно пользоваться Интернетом, писать книги и говорить, используя только одну мышцу. Однако его способность к общению продолжала ухудшаться. В 2011 году он мог писать только одно или два слова в минуту, поэтому он отправил письмо Муру: «Моя речь стала очень, очень медленной. Может ли Intel чем-то помочь мне?».
Первый подход
Мур попросил Джастина Ратнера, директора по технологиям Intel, изучить проблему. Ратнер собрал команду экспертов по человеко-компьютерному взаимодействию из Intel Labs, которую он привез в Кембридж на конференцию «Состояние Вселенной», посвященную 70-летию Стивена Хокинга 8 января 2012 года: «Я привез команду экспертов из Intel Labs, — сказал Ратнер аудитории. — Мы внимательно рассмотрим применение доступных компьютерных технологий для увеличения скорости общения Стивена. Мы надеемся, что эта команда совершит прорыв и найдет методику, которая позволит ему общаться на том же уровне, на котором он был всего несколько лет назад.
Хокинг был слишком болен, чтобы присутствовать на своем дне рождения, поэтому через несколько недель он встретился с экспертами из Inlet в своем офисе на факультете математики и теоретической физики Кембриджского университета. Команда состояла из пяти человек, включая Хорста Хаусекера, руководителя лаборатории технических экспериментов, Лама Нечмана, руководителя лаборатории предупреждающих компьютеров и менеджера проекта, и Пита Денмана, дизайнера интерфейса. Стивен всегда был для меня источником вдохновения», — говорит Денман, который также прикован к инвалидной коляске: «После того, как я повредил шею и был парализован, моя мама заставила меня прочитать книгу «Краткая история времени», которая тогда только вышла. Она сказала мне, что люди в инвалидных колясках могут делать удивительные вещи. Оглядываясь назад, я понимаю, насколько она была права.
После того как команда Intel представилась, Хаусеккер начал объяснять, почему они здесь и чем занимаются.
Хаусеккер продолжал говорить еще около 20 минут, как вдруг слово взял Хокинг.
«Он поприветствовал нас и сказал, как он рад, что мы здесь, — говорит Денман, — при этом мы не знали, что он все это время печатал. Ему потребовалось около 20 минут, чтобы напечатать примерно 30 слов. Это был очень разочаровывающий опыт. Это был шок. Мы поняли, что проблема гораздо серьезнее, чем мы думали.
В то время компьютер Хокинга имел интерфейс — программу под названием EZ Keys, которая была продолжением предыдущего программного обеспечения и также была создана в Words Plus. Он имел экранную клавиатуру, написанную с помощью простого алгоритма распознавания слов. Курсор автоматически сканировал клавиатуру вдоль строк и столбцов, и ученый должен был выбрать нужную строку, потянув за щечную мышцу, после чего курсор останавливался. С помощью EZ Keys Хокинг также мог управлять мышью в Windows и использовать различные приложения на компьютере. Он использовал Firefox для работы в Интернете и писал свои лекции с помощью Блокнота. У него также была камера для использования Skype.
Трудные поиски
Команда Intel решила кардинально изменить устаревшую систему Хокинга, что потребовало внедрения нового оборудования. «Джастин думал, что мы будем использовать такие технологии, как распознавание жестов, распознавание лиц, распознавание взгляда и интерфейс мозг-компьютер, — говорит Нечман, — Мы изначально дали ему много таких идей и попробовали множество вариаций. Эти попытки были скорее неудачными, чем успешными. Технология распознавания глаз не смогла определить взгляд Хокинга из-за отражения его очков. До проекта с Intel Хокинг тестировал технологию электродов, которые могли считывать его мысли и передавать их на компьютер. К сожалению, получить ощутимый сигнал от мозга не удалось. «Мы подсвечиваем буквы на экране, и при поступлении сигнала из мозга выбирается правильная, — говорит Вуд, — для меня это сработало хорошо, но когда Стивен попробовал, это сработало недостаточно хорошо». Он не работал достаточно хорошо, чтобы получить достаточно сильный сигнал из-за шума».
«Чем больше мы с ним общались и прислушивались к его отзывам, тем больше понимали, что ему действительно нужно. Нам нужно было не только увеличить скорость связи, но и найти новые способы взаимодействия с компьютером», — говорит Нечман. После возвращения в лабораторию Intel и нескольких месяцев исследований Денман снял 10-минутное видео и отправил его Хокингу. В видеоролике был показан прототип нового пользовательского интерфейса, который они хотели создать и нуждались в обратной связи Хокинга. «Мы внесли лишь несколько изменений, мы не хотели радикально менять его систему», — говорит Денман. Изменения включали такие опции, как «кнопка назад», которая позволяла Хокингу не только удалять буквы, но и перемещать курсор назад; мы также добавили алгоритм угадывания слов и другой алгоритм, который просил его выбрать одно из возможных следующих слов, прежде чем он начинал печатать.
Но самым важным изменением, по словам Денмана, было решение самой большой проблемы, с которой Хокинг столкнулся в своем нынешнем интерфейсе — пропуск нужных букв.
«Стивен часто нажимал не ту клавишу, когда нажимал клавишу рядом с нужной буквой, — говорит Денман, — если он пропускал букву, он возвращался, снова нажимал не ту клавишу и снова возвращался. Это было невыносимо медленно и очень выбило его из колеи.
Проблема усугублялась перфекционизмом Хокинга. «Для него было очень важно сформулировать и записать свои мысли как можно точнее и сделать абсолютно правильную пунктуацию, — говорит Нечман, — Он научился быть достаточно терпеливым, чтобы оставаться перфекционистом». Он не тот, кто просто хочет донести до слушателей суть сообщения. Он тот, кто заботится о том, чтобы быть лучшим».
Чтобы решить проблему неправильного написания букв, команда Intel добавила прототип, который мог интерпретировать намерения Хокинга, а не то, что он уже напечатал. Для этого они использовали тот же алгоритм, который применяется в обработке текстов и мобильной связи. «Когда вышел первый iPhone, люди жаловались на предикативный текст, но этот дискомфорт быстро прошел, и пользователям стала нравиться эта функция. Проблема в том, что к этому нужно привыкнуть и отдать контроль системе. Этот вариант может увеличить скорость работы и позволит вам сосредоточиться на контенте.