С лета 2012 года эти два самолета испытывают новейшую радиолокационную систему воздушного базирования с АФАР, а также усовершенствованную оптико-электронную систему обнаружения.
Пятый элемент. Российский Су-57 — лучший в мире истребитель пятого поколения. Как он изменит войны будущего?
Российский истребитель пятого поколения Су-57 является одним из самых технологически совершенных и впечатляющих самолетов в мире. Весь опыт советской авиационной промышленности пошел на его разработку, в результате чего получился самолет, не имеющий аналогов в мире по многим характеристикам. Отношение к нему как к конкуренту не сулит ничего хорошего другим самолетам, включая американский истребитель F-22. В рамках программы «Оружие России» Lenta.ru обсуждает старое и новое поколения российских истребителей, а также их задачи и возможности в прошлых, настоящих и будущих конфликтах.
Конец дня, солнце село, два истребителя Су-57 взлетели. Обычный полет — такой же, как и вчера. Но вдруг радар одного из Су-57 обнаружил вражеский истребитель на расстоянии ста километров и передал его координаты на центр управления войсками. Для отслеживания вражеских самолетов были задействованы наземные радиолокационные станции и спутники.
Пилотам Су-57 было приказано направить свои беспилотники в сторону вражеского самолета. Один из них, приблизившийся к самолету на несколько десятков километров, обнаружил пуск ракеты класса «воздух-поверхность» и немедленно передал соответствующие данные ведущему истребителю. Информация была передана наземным системам противоракетной обороны, которые успешно перехватили вражескую ракету. Пилот Су-57 уничтожил врага, и для этого ему даже не пришлось входить в воздушное пространство противника.
Вот как может выглядеть применение истребителя пятого поколения в возможном будущем конфликте. Превращенный в бесшумно вооруженный высокопроизводительный компьютер, самолет способен действовать с минимальным риском для пилота и практически не оставлять шансов технологически менее продвинутому противнику.
Благодаря интеграции наземных и спутниковых систем экипаж современного истребителя не только получает максимум информации практически в режиме реального времени, но и управляет целым рядом сложной электроники, вооружения и целой армией беспилотников.
Задачи, для выполнения которых раньше требовалось много самолетов, теперь может выполнять один истребитель пятого поколения.
Разработка и создание такого самолета требует сложной аэрокосмической промышленности, которую могут позволить себе лишь несколько стран в мире. Помимо России, США и Китая, которые уже имеют истребители пятого поколения, Франция, Япония, Южная Корея и Великобритания также способны создать такие самолеты.
Однако российский Су-57, американские F-22 и F-35, а также китайские J-20 и J-31 опережают события и задают тенденции развития глобальных истребителей на ближайшие десятилетия.
Первые истребители
Истребительная авиация появилась в России во время Первой мировой войны, когда в составе Императорских ВВС (ИАФ) были сформированы первые авиационные эскадрильи для обороны ключевых пунктов страны. По сути, они состояли из тех же самолетов, которые использовались для разведки, но штурман нес не фотоаппарат, а пушечные ядра, металлические стержни или гири. Все они использовались для уничтожения вражеских самолетов: пилот летел на врага сверху, а штурман бросал в него груз. Вскоре моряки стали носить с собой пистолеты и револьверы.
Российская школа воздушного боя получила мировое признание
Для эффективного боя в небе важна не только способность точно стрелять, но и умело маневрировать — и в этом русский ас был непревзойденным.
Петр Нестеров внес важный вклад в теорию и практику боевых маневров. В августе 1914 года он первым придумал прикреплять к хвосту самолета нож, которым он намеревался разрезать корпус вражеских дирижаблей, и прикреплять к хвосту самолета длинный трос с грузом, которым он намеревался сбрасывать пропеллер вражеского самолета, летящего перед ним.
В начале Первой мировой войны воздушные бои велись без пулеметов: командиры считали авиацию скорее инструментом разведки, чем средством нападения, поэтому пилоты воевали с револьверами и ружьями.
Петр Несторов первым совершил этот опасный маневр, когда попытался сбить австрийский самолет, который ежедневно кружил над позициями русских войск. Российскому летчику удалось уничтожить самолет противника, что стоило ему жизни.
Первый таран без фатальных последствий для пилота совершил Александр Казаков в марте 1915 года, через семь месяцев после гибели Петра Несторова. Только после этого самолеты были оснащены оружием, и такие приемы воздушного боя ушли в прошлое.
«Что было делать? Два фронта, 40 000 глаз, русских и немецких, наблюдали за нами из окопов. Бежать, ничего не делая, в нескольких метрах от врага, испытывая чувство стыда?» — вспоминает Казаков. Затем я решил подбить «Альбатрос» колесами на фюзеляже. Не думая, я нажал на руль вниз….. Что-то пронеслось, стукнуло, засвистело. Кусок крыла «Морана» задел мой локоть. «Альбатрос сначала наклонился вбок, затем сложил крылья и нырнул вниз…. Я отключил двигатель — у меня не хватало лопасти пропеллера. Я потерял ориентацию на этапе планирования и мог только догадываться, где находится российский фронт, по взрывам обломков. Я приземлился с парашютом, но перевернулся на земле. Видимо, удар колес был настолько сильным, что нижняя часть тела сломалась…».
полетов императорских ВВС до революции 1917 года.
Пилоты играли важную роль на фронтах Первой мировой войны. Имелось 15 истребительных эскадрилий с 502 самолетами и 443 пилотами.
Производство первых советских истребителей И-1 и И-2 началось в СССР в 1924 году, а серийное производство И-2 началось к 1926 году, так как первые модели имели много дефектов. Конечно, даже модернизированная версия была поздней по меркам того времени, но других самолетов у страны в то время не было.
«Самолет И-2бис, с его низкой скоростью, скороподъемностью, высотой полета и плохой маневренностью, не узнаваем как современный истребитель. По сравнению с И-2 он уступает по своим летным данным, но конструктивные и эксплуатационные усовершенствования делают И-2бис более желательным», — заключили военные испытания И-2бис.
Нулевое поколение
К середине 1930-х годов Николай Поликарпов уже заслужил неофициальный титул Короля истребителей, поскольку советские ВВС почти десять лет были оснащены исключительно его самолетами. Первые версии И-15 сражались в небе Испании, Монголии и Китая, но уже тогда они уступали в скорости немецким монопланам. Но третья модификация И-15 — И-153 «Чайка» — считается лучшим бипланом в мире и успешно участвовала во многих конфликтах того времени благодаря усиленной конструкции, двигателю мощностью 1100 л.с. и новому вооружению.
Это позволило «Чайке» проявить себя в легендарных боях на реке Халхин-Гол. Японские пилоты приняли их за И-15 и понесли тяжелые потери. Во время советско-финской войны несколько И-153 были захвачены в качестве военных трофеев и оставались на вооружении финских ВВС до 1942 года. Но уже тогда было ясно, что для истребителя важнее скорость, и поэтому эра двухместных самолетов подошла к концу.
Моноплан И-16 также начал терять свое значение и в 1940 году был заменен тремя новыми истребителями — Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Все они были одноместными, скоростными монопланами с двигателями водяного охлаждения. Уже тогда МиГ-3 установил рекорд скорости: 640 километров в час на высоте более 7 000 метров.
МиГ-3 оказался самым удачным из трех самолетов, и к началу войны было произведено значительно больше экземпляров, чем ЛаГГ-3 и Як-1. Из-за своих характеристик самолет использовался как высотный ночной истребитель в противовоздушной обороне, где решающее значение имели его большая высота и скорость на большой высоте. Поэтому он активно использовался при обороне Москвы и других важных городов. На фронтах МиГ-3 успешно уничтожал вражеские истребители-бомбардировщики.
Советские истребители оказались самыми боеспособными в мире. Они отличались от немецких и американских самолетов оптимальным сочетанием простоты конструкции, легкости управления и высокой надежности.
С окончанием Второй мировой войны закончилась эра поршневых самолетов, на смену которым пришли реактивные самолеты.
Первый советский турбореактивный двигатель, РД-1, был разработан Архипом Люлькой в 1940 году. Однако при приемлемой производительности и относительно низком расходе топлива он не был достаточно надежным. Ситуация улучшилась, когда Советский Союз получил доступ к немецким технологиям: 24 апреля 1946 года два новых истребителя, МиГ-9 и Як-15, впервые поднялись в воздух в Советском Союзе. Первый получил пару двигателей BMW-003 (РД-20), а второй — Jumo-004 (РД-10).
В том же году конструкторское бюро Павла Сухого разработало истребитель Су-9, который напоминал первый в мире серийный турбинный самолет — немецкий Messerschmitt Me-262. Су-9 был первым в СССР самолетом, оснащенным катапультируемым креслом, вспомогательным устройством для снижения мощности, необходимой для управления самолетом, и парашютом.
Превышение скорости звука имело решающее значение для авиации.
Дальнейшие разработки привели инженеров и пилотов к новому препятствию. Многие пилоты того времени заявляли, что, достигнув скорости 1000 км/ч, они чувствовали себя так, словно врезались в невидимую стену. Конструкторы того времени не имели представления о том, как поведет себя самолет при достижении скорости звука, поэтому все открытия были сделаны методом проб и ошибок. Таким образом, было обнаружено, что при достижении этого звукового предела подъемная сила уменьшается, возникают вибрации и увеличивается сопротивление.
Вот как может выглядеть применение истребителя пятого поколения в возможном будущем конфликте. Превращенный в бесшумно вооруженный высокопроизводительный компьютер, самолет способен действовать с минимальным риском для пилота и практически не оставлять шансов технологически менее продвинутому противнику.
История создания самолета Су-57
Работа над истребителем пятого поколения началась в конце 1980-х годов. В то время ВВС СССР разработали основные требования к самолету, которые легли в основу нового Су-47 «Беркут». Конструкторское бюро «Сухой» приступило к разработке нового самолета. Истребитель должен был заменить МиГ-29 и Су-27.
Однако этот план так и не был реализован из-за распада СССР. Экономические трудности в стране привели к застою в работе. Следующий проект по разработке истребителя пятого поколения был запущен только весной 2001 года. Правда, будущий самолет не был назван Су-57. До 2017 года истребитель был известен под аббревиатурой Т-50.
Испытания истребителя Су-57 начались в 2010 году.
Компания «Сухой» была назначена генеральным подрядчиком, но к работе над самолетом также были привлечены специалисты из конструкторских бюро МиГ и Яковлева. Согласно плану, летные испытания должны были начаться в 2006-2007 годах, а в эксплуатацию самолет должен был поступить в 2014-2015 годах. Однако первые испытания начались только в 2010 году и были завершены в 2019 году. По некоторым данным, боевые вылеты пилотов начались в 2018 году. С 2010 года было испытано в общей сложности семь прототипов машины.
На этапе испытаний произошло несколько аварий, в частности, в 2019 году истребитель разбился в районе аэропорта Дземги в Хабаровском крае. Однако в 2020 году было официально объявлено, что в ходе испытаний самолет выполнил практически все требования тактико-технического задания, после чего он был передан в серийное производство.
Таким образом, от начала разработки до начала производства прошло почти 20 лет. Пока, однако, реальных массовых рынков не планируется. В общей сложности 22 самолета должны быть поставлены военным до конца 2024 года. Согласно контракту, в общей сложности военным будет поставлено 76 самолетов. Конечно, эта цифра не маленькая, но о полной замене предыдущего поколения истребителей не может быть и речи. Для сравнения, в США уже произведено более 800 самолетов F-35.
Плоские реактивные самолеты не могли быть использованы при разработке Су-57.
Характеристики и особенности истребителя Су-57
Следует отметить, что информация о Су-57 держится в секрете, поэтому его точные характеристики неизвестны. Самолет имеет максимальную взлетную массу 35 000 кг и боевую нагрузку 16 000 кг. Кабина самолета рассчитана на одного человека. Самолет имеет больший размах крыла, чем F-22, но меньше, чем Су-27. По весу он, скорее всего, относится к категории тяжелых истребителей.
Максимальная скорость самолета составляет 2,45 Маха, или около 2 600 км/ч. По другим источникам, максимальная скорость составляет 2130 км/ч. В то же время самолет полностью совместим с истребителями пятого поколения. Благодаря стелс-технологии и передовым возможностям EW он невидим, выдерживает большие маневры и развивает крейсерскую скорость выше скорости звука.
Следует отметить, что Су-57 способен работать автономно под управлением искусственного интеллекта или оператора. Это означает, что его можно использовать в качестве беспилотника, что снимает обычные ограничения по перегрузке. Кроме того, как мы уже рассказывали, самолет может выполнять миссии совместно с беспилотником Hunter, который в настоящее время проходит испытания. Взаимодействие между пилотом и боевым роботом значительно расширит возможности истребителя.
По некоторым параметрам российский истребитель превосходит американский F-35
Самолет Су 57 и новейшие технологии
Несмотря на массовую критику самолета, многие западные эксперты дают ему достаточно хорошие оценки. По мнению Military Watch, Су-57 может конкурировать со своими зарубежными соперниками, такими как американский истребитель F-35, благодаря ряду современных технологий. В связи с характером задач, которые ему предстоит решать, издание называет российский истребитель самым сбалансированным из всех созданных на сегодняшний день истребителей пятого поколения.
Западные эксперты указывают на наличие шести радиолокационных станций, высокую скорость самолета, лазерную защиту и маневренность. Благодаря шести радарам Су-57 способен одновременно обнаруживать до 60 целей. Также следует отметить основную ракету, которой вооружен самолет, Х-77. Она имеет головку сопровождения с активной антенной решеткой. Ракета способна перехватывать даже небольшие и маневренные цели на дальности до 200 км.
По дальности полета без топлива Су-57 может летать гораздо дальше своих зарубежных аналогов. По данным того же издания Military Watch, применение самолета в реальных боевых условиях доказало его высокую эффективность в подавлении противовоздушной обороны.
Су-57 может служить носителем сверхзвуковой ракеты KINJAL
Журнал National Interest в 2020 году также отметил несколько передовых характеристик самолета. По словам автора публикации Марка Эпископоса, Су-57 явно превосходит F-35 по аэродинамике. Кроме того, он указывает на мощный арсенал ракет класса «воздух-воздух». К ним относятся К-74М2 с инфракрасным наведением, К-77М с радиолокационным наведением и ракета большой дальности Р-37М.
Кроме того, самолет может поражать наземные цели управляемыми бомбами и ракетами X-38. Истребитель также может нести сверхзвуковые ракеты «Кинжал». В то же время цена самолета сопоставима с ценой менее совершенного Су-35.
Система посадки самолета Т-50 ПАК ФА интегрирована в систему посадки самолета четвертого поколения. Передняя часть состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, бампера и фар. Задние ноги имеют по колесу диаметром около 1 метра и тормоза. Все ноги шасси складываются вперед по направлению полета.
Крупнейший из ныне действующих
МиГ-31 — самый большой боевой самолет, находящийся сегодня на вооружении, и самый боеспособный истребитель и разведчик в России. Его модернизированные специальные варианты также используются для противоспутниковых миссий и в качестве сверхзвуковых ракетных истребителей.
МиГ-31 имеет самый большой радар и может работать на скорости 2,8 Маха. Они были разработаны для запуска ракет из космоса. Основным вооружением самолета является ракета Р-37М с дальностью полета 400 км, скоростью 6 Махов и боеголовкой 60 кг. Считается, что эта ракета является самой опасной в мире.
МиГи могут длительное время летать на сверхзвуке, работать при экстремальных температурах и приземляться на обледенелые взлетно-посадочные полосы, что делает их идеальными для защиты арктических границ России.
F-22A
F-22A Raptor, первый истребитель пятого поколения, остается единственным западным истребителем с изменяемым вектором тяги, который повышает маневренность. Он поступил на вооружение ВВС США в декабре 2005 года, но был снят с вооружения в 2009 году.
F-22 обладает высокими летными качествами. Двигатели F119 придают истребителю непревзойденную тягу, а его возможности наблюдения на низком уровне до сих пор считаются уникальными. Однако авионика самолета несовершенна — радар АФАР считается несколько устаревшим, а его способность поддерживать связь с другими самолетами оставляет желать лучшего. Кроме того, отсутствие установленного на шлеме прицельного устройства не позволяет проводить соревнования в зоне прямой видимости.
F-35A/C.
Единственным одномоторным истребителем своего поколения является F-35. Этот относительно легкий самолет создавался как более дешевый аналог F-22 и разрабатывался в основном для воздушных атак.
Истребитель способен объединять данные из большой сети, что является значительным преимуществом в обеспечении ситуационной осведомленности на дальних расстояниях. В то же время F-35 обладает относительно низкой маневренностью, малой полезной нагрузкой и худшей скрытностью, чем F-22.
В конструкции истребителя было обнаружено около 800 недостатков, поэтому Пентагон не дал разрешения на серийное производство. Однако, если удастся снизить высокие эксплуатационные расходы F-35 и сделать его более доступным, истребитель будет обладать значительными возможностями.
F-15EX
F-15EX — единственный западный тяжелый истребитель, произведенный на сегодняшний день. Это последняя версия истребителя, который находится на вооружении с 1975 года.
F-15EX не обладает передовыми стелс-возможностями F-22, но превосходит его в большинстве других областей: он более маневренный, может нести ряд видов оружия класса «воздух-поверхность» и противокорабельного оружия, имеет более мощный радар и инфракрасную систему поиска и слежения. Благодаря усовершенствованной авионике, F-15EX лучше приспособлен для сетецентрических операций и имеет гораздо больший запас ракет класса «воздух-воздух».
Китай
J-20A
J-20 — один из двух истребителей пятого поколения, разрабатываемых на уровне эскадрильи. Тяжелый двухмоторный планер истребителя вмещает больший радар и больше оружия, имеет гораздо большую дальность полета и может летать гораздо быстрее, чем американский F-35.
J-20 использует системы распределенной апертуры и слияния датчиков, основанные на передовой электронике. Истребитель ценится за свои ракеты класса «воздух-воздух» малой и большой дальности P-10 и PL-15, которые считаются самыми мощными в своем роде.
В 2019 году в производство поступила модернизированная версия J-20A. Он получил новые двигатели WS-10C и стал единственным серийным самолетом своего поколения со сверхзвуковой скоростью без форсажных камер. По сей день J-20 считается лучшим самолетом превосходства в воздухе в мире.
J-16/J-15B.
Двухмоторный всепогодный истребитель J-16 был разработан Шэньянской авиастроительной корпорацией для ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
J-16 является дальнейшим развитием первоначального проекта. Он имеет большой радиус действия, обширную систему датчиков, отличные летные характеристики с ограниченными возможностями стелса, авионику пятого поколения и передовые системы вооружения — в основном ракеты PL-10 и PL-15. Самолет может нести большую ракету «воздух-воздух» PL-XX, которая, как считается, имеет самую большую дальность полета в мире.
Истребитель играет важную роль в модернизации ВВС НОАК с середины 2010-х годов. Одноместный J-15B, производная от Су-27, основанная на той же технологии, был разработан для морских операций. Однако сам истребитель больше ориентирован на превосходство в воздухе и имеет те же характеристики, что и J-16.
J-20 использует системы распределенной апертуры и слияния датчиков, основанные на передовой электронике. Истребитель ценится за свои ракеты класса «воздух-воздух» малой и большой дальности P-10 и PL-15, которые считаются самыми мощными в своем роде.
Вооружение
Истребитель оснащен встроенной 30-мм пушкой 9A1-4071K и используется для атаки с земли или ближнего боя. Максимальная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для снижения заметности все боеприпасы хранятся во внутренних контейнерах.
Вооружение ракет (бомб) делится на несколько категорий:
- Ракеты «воздух-воздух» малой дальности — РВВ-МД с инфракрасной головкой самонаведения (К-73Е, К-74МЕ).
- Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности (RVV-SD): Ракеты средней дальности (до 100 км) теперь оснащаются боеголовками активной радиолокационной системы нового поколения. На первом этапе после запуска ракета определяет точку активации системы слежения, а затем начинает подсвечивать саму цель. Цель «выстрелить и забыть» достигнута.
- Ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД): этот тип оружия используется на внешних пусковых площадках из-за своих размеров. Примерами таких ракет являются 180-БД и КС-172. Их дальность достигает 400 км.
- Противокорабельные ракеты/.
- Различные модификации ракет класса «воздух-земля».
- Управляемые бомбы класса «воздух-воздух».
Комплекс обороны
Основная цель системы защиты — обеспечить полный контроль в ситуациях на коротких и дальних дистанциях. Она может быть использована для выведения из строя или повреждения системы наведения противника, чтобы свести к минимуму вероятность атаки.
Многочисленные датчики предупреждают пилота о запуске ракет, лазерных лучах или радиопомехах. Система противодействия автоматически глушит самолет, если обнаруживает угрозу.
Он оснащен двумя большими цветными экранами, на которых отображается вся информация. Необходимая информация может отображаться отдельно для каждого пилота. Наиболее важная информация о слежении отображается на широкоэкранном дисплее на лобовом стекле автомобиля.
По мере совершенствования авиации и компьютерных технологий совершенствовалась и система управления самолетом. Сегодня боевые действия требуют от пилота истребителя наличия полной информации о ситуации в воздухе и на земле. Информация поступает как от его собственной станции слежения, так и от наземных средств.
Система электронного пилота T-50 проводит анализ и предлагает пилоту наилучший вариант, который он может принять или сделать другие вводы для получения других рекомендаций.
Сравнение самолетов пятого поколения
Основными конкурентами ПАК ФА Т-50 являются американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные приведены в таблице ниже.
Т-50 ПАК ФА | F-22 Raptor | F-35 Lighting II | |
---|---|---|---|
ЭПР, м2 | 0.005-0.5 | 0.005-0.3 | 0.001-0.1 |
Масса вакуума, кг | 18 500 | 19 700 | 13 300 |
Максимальный взлетный вес, кг | 37 000 | 38 000 | 31 800 |
Максимальная скорость, км/ч | 2500 | 2100 | 1900 |
Крейсерская скорость, км/ч | 2100 | 1850 | 1300 |
Дальность полета, км | 2700 | 1900 | 2200 |
Грузоподъемность, кг | 10 000 | 9000 | 7700 |
Точки крепления ракеты, шт | 10 Средний | 8 средний | 4 внутренний |
6 внешний | 4 внешний | — | |
Целевой охват | |||
Истребитель 4-го поколения | 330 км | 165 км | 220 км |
Истребитель 5-го поколения | 90 км | 90 км | 110 км |
Отношение тяги к весу Т-50 на 10% выше, чем у F-22, и почти в 1,5 раза выше, чем у F-35 при среднем взлетном весе с двумя улучшенными двигателями. Дальность полета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2 700 км, в то время как у «Раптора» — только 2 500 км.
Эффективная дальность рассеивания (ЭДР) Т-50 составляет около 0,5 м2, что несколько хуже, чем у американских истребителей. Однако это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60 градусов в секунду по сравнению с 20 градусами в США).
Что касается количества вооружения, то преимущество на стороне истребителя Т-50 ПАК ФА. С учетом внешних подвесок максимальное количество ракет — 16. У F-22 12 ракет, у F-35 — четыре.
Гипотетически, можно представить бой между Т-50 и F-22 Raptor следующим образом. На дальности 60-70 км F-22 первым обнаружит вражеский самолет и выпустит по нему ракету. ПАК ФА может уклониться от него благодаря своей превосходной маневренности, а затем заметить «Раптор» и выпустить по нему ракету. Только подготовка и боевой опыт пилотов оказывают влияние на дальнейший ход сражения. У F-35 мало шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и малого количества ракет.
Т-50 ПАК ФА — идеальное воплощение технической мысли российских ученых.
Несмотря на все препятствия (нехватка средств, миграция квалифицированных инженеров и конструкторов за границу), самолет был разработан в очень короткие сроки и затем произведен на авиационном заводе. Таким образом, Т-50 опередил свое время и задал направление развития мировой авиации на годы вперед.
Серийное производство истребителя началось в 2018 году, он получил новое обозначение Су-57, а поставки в Вооруженные силы России планируется начать в 2019 году с установки первой партии из 12 самолетов.
Истребитель играет важную роль в модернизации ВВС НОАК с середины 2010-х годов. Одноместный J-15B, производная от Су-27, основанная на той же технологии, был разработан для морских операций. Однако сам истребитель больше ориентирован на превосходство в воздухе и имеет те же характеристики, что и J-16.
Что же в России?
Как уже упоминалось ранее, разработка истребителей 5-го поколения в России шла гораздо медленнее по разным причинам (в основном из-за распада СССР). Но это дало возможность переосмыслить цели программы, поскольку 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской аэрокосмической промышленности. В этот период появились весьма успешные Су-30МК (под кодом НАТО Flanker-C), многофункциональные истребители среднего поколения в различных модификациях. Они пользуются успехом во всем мире и являются основой военно-воздушных сил Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.
Су-35С (с обозначением НАТО — Flanker-E+).
Как выясняется, ключ к успеху в современной авиации — это подходящая аэродинамическая платформа и продвинутый бортовой радар в сочетании с пилотными навигационными системами, а также мощные реактивные двигатели с всенаправленным вектором тяги и широкий спектр вооружения всех категорий. Су-35С (кодовое название НАТ О-Flanker-E+), который был разработан в интересах ВВС России и призван стать основным многоцелевым боевым самолетом до появления серийных самолетов 5-го поколения, является дальнейшим развитием в этом направлении.
Долгострой сдвинулся с мертвой точки
Учитывая сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на разработку F-22, Россия решила создать истребитель средней дальности, который по размерам находился бы между легким МиГ-29 (кодовое название НАТО Fulcrum) и тяжелым Су-27 (кодовое название НАТО Flanker). В то же время отечественный истребитель должен был превосходить все западные аналоги и обладать широким спектром боевых возможностей. Исходя из этих требований, в 2001 году был проведен тендер на разработку перспективного боевого авиационного комплекса (ПАК ФА), который компания «Сухой» выиграла с проектом Т-50.
Первый полет самолета Т-50-1. Фото компании «Сухой».
Прототип был изготовлен и подготовлен к серийному производству на авиационном заводе в Комсомольске на реке Амур. Прототип Т-50 совершил первый полет в январе 2010 года, а пять прототипов в настоящее время проходят испытания. В 2014 году на полигоне Минобороны в Ахтубинске начались государственные испытания истребителя, где военные летчики и летчики-испытатели поставили самолет на вооружение. По данным компании «Сухой», предварительные испытания Т-50 включали в себя оценку аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управления, динамической выносливости, а также испытания оборудования и систем самолета.
Полет пары самолетов Т-50. Фото: Авиационная холдинговая компания «Сухой».
Оборудование и вооружение Т-50
С лета 2012 года эти два самолета испытывают новейшую радиолокационную систему воздушного базирования с АФАР, а также усовершенствованную оптико-электронную систему обнаружения.
Прототип бортового радара с ADFAR на авиасалоне МАКС-2009.
Самолеты уже проходят испытания для дозаправки в воздухе и гиперманевров. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», обладающее лучшими характеристиками, чем ранее разработанный АЛ-41Ф.
Двигатель АЛ-41Ф1
В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения будет многофункциональным с самого начала. В радар Т-50 будет встроена оптико-электронная система, которая пока отсутствует в американском аналоге. Для Т-50 планируется гораздо более широкий спектр вооружений. В качестве вооружения Т-50 будет нести несколько ракет класса «воздух-воздух» (AA-12 Adder по кодировке НАТО) в вариантах малой, средней и большой дальности. А последняя способна поражать самолеты противника на дальности 200 км — по крайней мере, согласно рекламным материалам МАКС-2013. Сегодня в мире нет аналогов.
Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД
На выставке также были представлены ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружен новый истребитель. Одной из них, скорее всего, станет новая ракета класса «воздух-воздух» X-38ME (под обозначением НАТО AA-11 Archer), разработанная по принципу модульной конструкции, что позволяет использовать различные комбинированные системы наведения. Последняя может включать инерциальную систему наведения и варианты абсолютно точного наведения на основе следящих головок (лазерных, тепловизионных, радиолокационных) или спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается фугасной, проникающей или рассеивающей головной частью.
Первые серийные истребители Т-50 должны поступить на вооружение ВВС России в 2016 году, а к 2020 году их количество планируется увеличить до 55 единиц.
Полет трех самолетов Т-50 на МАКС-2013
Для первых испытаний был выбран самолет AL-41F1 с тягой 9 500 кгс в крейсерском режиме и 15 000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и плазменной системой зажигания. С парой этих двигателей самолет может развивать максимальную скорость 2 400 км/ч.
Поколение 4,5:
Россия и другие крупные страны, уделяющие большое внимание своим вооруженным силам, в настоящее время имеют так называемое «Поколение 4.5» — те же самые самолеты, но с модернизацией, значительно увеличивающей их боевые возможности и диапазон выполняемых ими задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и другие.
Из двигателей Gen 4 истребители Gen 4.5 наиболее примечательны более совершенной электроникой, более широким использованием композитных материалов, технологией радаров «стелс» и цифровыми системами связи и обмена данными.
Большинство самолетов поколения 4 и 4.5 в настоящее время являются современными машинами, используемыми ведущими странами.
Пятое поколение истребителей:
Если у предыдущих поколений бойцов не было проблем с проведением границы между ними, то с бойцами пятого поколения это уже не так просто. Четкого определения — где конец «4.5» и начало «5» — до сих пор нет, поскольку некоторые двигатели «4.5» имеют на борту почти такую же авионику, как и в «5». Однако, учитывая, что российский Су-57, американский F-35 (и F-22) и китайский J-20 относятся к поколению «5», и отмечая их основные сходства, можно составить список основных требований к истребителям пятого поколения:
- Суперманевренность
- Улучшенная скрытность самолета по сравнению с его предшественниками, как на радаре, так и в инфракрасном диапазоне.
- Гибкость в выполнении боевых задач — истребитель должен быть одинаково хорош против воздушных, подводных и наземных целей.
- Автоматизированная многосенсорная система захвата целей, управления огнем и тактической разведки.
- Автоматизированное управление бортовыми системами разведки и постановки помех.
- Непрерывный полет на сверхзвуковой скорости без форсажных камер.
- Способность поражать приближающегося противника с любого направления, включая стрельбу несколькими ракетами при поражении нескольких целей.
- Самолет может практически мгновенно менять ориентацию и траекторию, то есть поворачивать на месте без потери скорости.
Эту информацию можно обобщить в следующей формуле: Современные технологии позволили создать самолет, который при меньших размерах, меньшей заметности и большей маневренности может выполнять широкий спектр разносторонних боевых задач, включая не только воздушный бой, но и эффективную поддержку наземных операций, координацию военных действий и сбор разведданных.
Все это стало возможным благодаря беспрецедентной автоматизации, которая значительно снижает нагрузку на экипаж, упрощает задачу пилота и позволяет ему сосредоточиться исключительно на выполнении боевых задач.
Объединение и интеграция последних технологических достижений с проверенными возможностями истребителей четвертого поколения создает то, что мы называем истребителем пятого поколения.
Су-35 — истребитель поколения 4.5
Как видно, боевой самолет (точнее, «перспективная фронтовая авиагруппа»), обладающий всеми описанными выше характеристиками, способен сам по себе влиять на успех военных кампаний. В то же время его боевая ценность должна компенсировать относительную нехватку таких истребителей, поскольку, по приблизительным оценкам, стоимость одного только Су-57 составляет более 100 миллионов долларов (Су-27 стоит около 30 миллионов долларов), в то время как его «брат», F-35, вдвое дороже. Даже самые богатые страны не смогли бы позволить себе сотни истребителей пятого поколения, даже если бы захотели.
Шестое поколение истребителей:
В то время как истребители пятого поколения постепенно поступают на вооружение, внимание авиаконструкторов сейчас переключается на самолеты будущего — так называемое «шестое поколение» истребителей.
Требования к этим истребителям все еще обсуждаются, поскольку истребители пятого поколения в настоящее время также еще не показали свой полный потенциал. Путь боевого самолета будущего — это, скорее всего, путь дальнейшего развития существующих моделей, который заключается в дальнейшей интеграции интегрированной системы управления боевого самолета со сторонними системами — наземными радарами, беспилотниками и т.д. — и в использовании истребителя не только как боевой единицы, но и как универсального «передатчика», выполняющего функции координатора различных наземных и воздушных систем и т.д.
В какой степени самолет будущего будет управляться пилотом, насколько автономным он будет и какую роль он будет играть в качестве командного центра в авиации — вопрос пока открытый. Я считаю, что примерно к 2025 году мы увидим более конкретные требования к истребителям шестого поколения.