На Филиппинах Магеллан нашел неожиданную поддержку со стороны арабских купцов, которые убедили местное население не связываться с моряками. Магеллан убедил правителя Хумабона принять христианство и стать вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался, что соседний раджа проявляет непокорность.
Первое кругосветное путешествие
Фернан Магеллан, человек, совершивший первое в истории кругосветное путешествие. Но, во-первых, он не собирался обогнуть земной шар, а во-вторых, он этого не сделал.
Опять же, Магеллан не обогнул земной шар. Он даже не думал об этом. Кругосветное плавание было вынужденным, решение принял другой человек, и, возможно, именно его мы должны помнить лучше, чем Магеллана. Его звали Хуан Себастьян Элькано. Этот испанский мореплаватель возглавил экспедицию после смерти Магеллано. И именно он принял решение, которое в итоге привело Викторию к кругосветному плаванию. Однако таким образом Элькано обессмертил не себя, а Магеллана. Однако все заслуги достались Магеллану. Ведь сама кампания была спланирована им, и Элькано не оказался бы перед сложным выбором, если бы уже мертвый командир эскадры не привел его в Азию. Однако технически Магеллан не имел никакого отношения к кругосветному путешествию. Если бы его первоначальный план осуществился, это было бы обычное путешествие из Европы в Азию и обратно.
Молуккские острова
Элькано принял это решение на Молуккских островах. В этот момент он и его оставшиеся в живых спутники оказались в очень сложном положении. Невозможность вмешаться в войну на Филиппинах, которая привела к гибели Магеллано и нескольких десятков других людей, фактически положила конец экспедиции. Речь шла даже не о злополучной потасовке, в которой погиб руководитель всей операции, а о последующих событиях.
Правитель Себу (одного из Филиппинских островов) пригласил европейцев на ужин, который оказался ловушкой. В жестокой резне, устроенной туземцами, были убиты почти все офицеры трех кораблей, прибывших на Филиппины — «Виктория», «Тринидад» и «Консеписон». Среди погибших были Жуан Серрано и Дуарте Барбоза, опытные мореплаватели, возглавлявшие экспедицию после смерти Магеллана. С другой стороны, Элькано, похоже, был в то время на высоте птичьего полета. Ранее, когда экспедиция еще пересекала Атлантику, он участвовал в восстании против Магеллано, но позже был помилован. После резни в Себу он был почти единственным членом экспедиции, имевшим опыт командования кораблем.
Элькано остался с тремя кораблями и примерно шестьюдесятью людьми (по другим данным, восемьдесят). Шестидесяти или восьмидесяти человек было недостаточно для трех больших кораблей. Не говоря уже о том, что они были очень ветхими, а Элькано, похоже, не умел хромать. «Консепсьон» пришлось оставить. Только «Виктория» и «Тринидад» добрались до Молуккских островов, которые были целью плавания. Здесь члены экспедиции перенесли все страдания, которые им пришлось пережить после отъезда из Европы. Они купили пряности и наполнили ими трюмы двух своих кораблей. Теперь они должны были вернуться с грузом.
Ситуация осложнялась португальскими властями, которые объявили Магеллана дезертиром и врагом короны. Все корабли его экспедиции были захвачены, а груз конфискован. Тем временем Элькано вместе с Викторией и Тринидадом перешел во владение португальцев. Точнее, на землях, уступленных этой стране по договору с Испанией. Чтобы увеличить шансы на успешное возвращение, Элькано решил разделить корабли. «Тринидад» шел в Европу противоположным путем, «Виктория» — через Африку. Решение оказалось правильным. «Тринидад» все же был перехвачен португальцами, и большая часть его экипажа погибла в плену. Однако «Виктория» и ее 18 выживших пассажиров добрались до Испании. При этом ей пришлось трижды уходить от преследования. В противном случае экспедиция никогда не была бы завершена.
Магеллан планировал торговую экспедицию. Пообещав большие прибыли, он убедил испанскую корону финансировать его предприятие. Его идея заключалась в том, чтобы доплыть до Молуккских островов, которые также называют Островами пряностей, купить пряности и вернуться с ними в Европу. Груз можно было продать в Испании за баснословные суммы. Этого было бы достаточно не только для покрытия всех расходов, но и для обеспечения средств к существованию всех участников.
В первую очередь, конечно, тем, кто жертвовал деньги, но и простые моряки не голодали. Предприятие сулило большие прибыли, как доказал Элькано по возвращении. Только продажа грузов из трюма «Виктории» покрыла все расходы на снаряжение экспедиции из пяти кораблей и буквально окупала возвращение моряков золотом. Однако Магеллан столкнулся со значительными трудностями в поиске спонсоров.
Из Атлантики в Тихий океан
Путешествие, безусловно, было прибыльным, но могло легко провалиться. Во-первых, хотя Магеллан знал о существовании Молуккских островов, сам он там никогда не был. Во-вторых, никто не мог с уверенностью сказать, что существует пролив из Атлантического океана в Тихий. Сам океан уже был известен европейцам благодаря конкистадору Нуньесу Бальбоа, который пересек Панаму и высадился на его берегах, но в его водах еще не было кораблей. Европейцы активно искали морской путь к новому океану из Атлантики, но эти поиски оставались безуспешными до 1519 года (начало экспедиции Магеллана). В-третьих, никто, даже сам Магеллан, не мог даже представить себе размеры Тихого океана. Она оказалась гораздо больше, чем кто-либо мог себе представить, о чем убедительно свидетельствуют дневники Антонио Пигафетты, летописца экспедиции Магеллана.
Его записи показывают, что мореплаватель допустил две или три ошибки при расчете времени, которое ему потребуется для путешествия из Америки к Молуккским островам. Все эти обстоятельства ставят под сомнение возможный успех предприятия. В конце концов Магеллан убедил испанское правительство геополитическим аргументом. Неосвоенные колониальные территории уже были разделены между Испанией и Португалией в начале XVI века Тордесильясским договором. Границей стал меридиан 49’32’56 Запада (также известный как папский меридиан). Все земли к западу от этого меридиана принадлежали Испании, а к востоку — Португалии. Магеллан обещал доказать, что Молуккские острова с испанской стороны, грубо говоря, ближе к Америке, чем к Индии.
Целью плавания было достичь Молуккских островов, получить ценный груз и как можно быстрее вернуться в Европу. Не было причин возвращаться в Индийский океан, Африку и Атлантику. Магеллан планировал вернуться тем же путем, которым пришел — через Тихий океан и в Америку. Так что если бы он не заблудился на Филиппинах и не завершил плавание самостоятельно, кругосветное путешествие не состоялось бы. На тот момент в этом не было необходимости. Однако более важным было само возвращение. Но спустя несколько столетий событие, связанное с кругосветным путешествием, стало очень важным. Ведь одно дело — совершить первое кругосветное путешествие, а другое — обычная коммерческая экспедиция на Молукки и обратно.
Плавание осуществлялось в условиях полной секретности во время холодной войны, поэтому корабли были оснащены оружием, которое в случае обнаружения могло привести к военным действиям, но о котором НАТО ничего не знала.
История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовала первая автомобильная кольцевая гонка вокруг света — довольно смелое и рискованное предприятие в духе той эпохи великих технологических открытий и достижений. Но искатели приключений существовали всегда — они существовали до 1908 года, существовали после и существуют до сих пор. Сегодня мы поговорим об истории мировых путешествий, начиная с Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.
Кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522)
Уже в начале XVI века стало ясно, что земли, открытые Христофором Колумбом, не являются ни Индией, ни Китаем. Но считалось, что Азия со всеми ее богатствами находится недалеко от Америки. Оставалось только найти пролив, пересечь «Южные моря» (так тогда называли Тихий океан) и добраться до вожделенной страны пряностей и шелка. Португальско-испанский мореплаватель Фернан Магеллан принял вызов.
20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием отплыли из испанского порта Санлукар-де-Барамеда. Экипаж кораблей составлял более двухсот человек. Экспедиции под руководством Магеллана удалось обогнуть Американский континент с юга, пересечь Тихий океан, достичь Молуккских (Бахарских) островов и вернуться в Севилью 6 сентября 1522 года.
Однако во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, и только 36 человек из 235 вернулись в Испанию (18 на последнем оставшемся корабле и столько же на различных маршрутах в последующие месяцы и даже годы). Сам Магеллан и большинство его командиров погибли в столкновениях с туземцами. Капитан Хуан Себастьян Элькано, единственный оставшийся в живых офицер, завершил экспедицию.
Вокруг света на велосипеде (1884-1886)
Томас Стивенс был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И нужно помнить, что это был не современный велосипед — легкий, спортивный, эргономичный — а типичный велосипед того времени (где переднее колесо в восемь раз больше заднего). А ситуация на дорогах была намного сложнее.
Из Сан-Франциско Стивенс проехал через всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он много путешествовал по родной Англии, пересек Европу, Османскую империю, зимовал в Тегеране в качестве личного гостя шаха, посетил Афганистан, вернулся в Стамбул, отплыл в Индию, посетил Китай и Японию, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на него более двух с половиной лет.