Как была открыта Антарктида: история экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1820 году. Кто открыл антарктиду в 1820 г.

Кто открыл антарктиду в 1820 г - Вот она — Антарктида! Или нет? Итоги плавания Путь до Южной Америки СЛЕДОМ ЗА РУССКИМИ Среди ледяных бугров нашли, что искали

Была ли русская экспедиция первой, открывшей Антарктиду? Более ста лет никто не оспаривал этого. Нигде и никем не ставилось под сомнение превосходство русских моряков в открытии шестого континента.

Первая русская антарктическая экспедиция

Корабли «Восток» и «Мирный» находились в пути 751 день и прошли более 92 тысяч километров. Это расстояние в два с четвертью раза больше, чем длина экватора.

В начале XIX века корабли российского флота предприняли ряд кругосветных плаваний. Эти экспедиции обогатили мировую науку важными географическими открытиями, особенно в Тихом океане. Однако огромные просторы Южного полушария оставались белым пятном на карте. Вопрос о существовании южного континента также еще не был решен.

В 1819 году экспедиция к Южному полюсу, состоящая из двух военно-рабовладельческих судов — «Восток» и «Мирный» — отправилась в плавание после длительной и очень детальной подготовки. Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Капитан Беллинсгаузен был назначен руководителем экспедиции, и «Восток» начал свое путешествие….. 111 человек и в Мирный 70 человек. 16 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» бросили якорь и под орудийные залпы батарей береговой артиллерии покинули знакомую станцию Кронштадт.

В крупном английском порту Портсмут Белингсгаузен остановился почти на месяц, чтобы пополнить свои запасы, купить хронометры и различные корабельные инструменты. В начале осени, при благоприятных ветрах, корабли пересекли Атлантику и направились к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала путешествию.

После 21 дня плавания шлюпы достигли острова Тенерифе. Пока экипажи кораблей запасались пресной водой и провизией, офицеры исследовали гористый живописный остров.

Маршрут экспедиции.

Программа экспедиции. Источник: wikipedia.org

Дальнейшее плавание проходило в зоне устойчивых северо-восточных пассатов и безоблачного неба. Скорость кораблей значительно ускорилась. Прибыв на 10° северной широты, шлюпы вошли в зону штиля, характерную для мест, расположенных вблизи экватора. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, исследовали течения и собирали морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при юго-восточном ветре склоны подошли к Бразилии.

Они бросили якорь в красивой и удобной бухте, на берегу которой находился Рио-де-Жанейро. Это был большой, грязный город с узкими улицами, по которым бегало множество бродячих собак.

В то время Рио-де-Жанейро был процветающим рынком рабов. Беллинсгаузен с возмущением писал: «Здесь много магазинов, где продают негров — взрослых мужчин, женщин и детей. У входа в эти мерзкие магазины негры стоят в один или два ряда, в корочку, маленькие впереди, а большие позади….. Покупатель выбирает раба по своему желанию, выводит его из первых рядов, осматривает его рот, ощупывает все тело, бьет его руками и после этих осмотров, убедившись в силе и здоровье негра, покупает его….. Все это вызывает ненависть к бесчеловечному кладовщику».

Пополнив запасы и сверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг, в неизвестный регион Северного Ледовитого океана.

В конце декабря 1819 года работорговцы подошли к острову Южная Георгия. Моряки были заняты описанием и обследованием южного побережья. Северная сторона этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, была нанесена на карту английским мореплавателем Джеймсом Куком. Суда плыли медленно и осторожно маневрировали через дрейфующий лед.

Вскоре лейтенант Аненков обнаружил и описал небольшой остров, который был назван в его честь. В пути Белингсгаузен предпринял несколько попыток измерить глубину океана, но лот не достиг дна.

Южный материк

Корабли экспедиции все же пересекли Полярный круг и достигли 69°25′ ю.ш. 28 января, в разгар пасмурного дня, путешественники увидели стену льда, преградившую им путь на юг. Это был континентальный лед. Члены экспедиции были уверены, что за ним скрывается южный континент. Это подтвердили многочисленные полярные птицы, появившиеся над болотом. На самом деле, всего несколько миль отделяли корабли от антарктического побережья.

В феврале шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь направиться на юг с этой стороны, они еще дважды приближались к побережью Антарктиды. Однако сложные ледовые условия заставили суда снова отступить на север и направиться на восток вдоль кромки льда.

Антарктическая зима была не за горами. Продолжая двигаться на восток, корабли направились в Порт Джексон для проведения ремонта, отдыха и дозаправки. В точке 59° южной широты и 89° восточной долготы корабли намеренно шли в Сидней раздельно: «Беллинсгаузен» шел на 2 ½° севернее маршрута капитана Джеймса Кука, а «Лазарев» — на 2 ½° южнее маршрута капитана Фурно, командира второго корабля экспедиции Кука. Эти курсы были выбраны для того, чтобы исследовать почти неизвестный тогда район Мирового океана и, в частности, найти остров Компаней, обозначенный на старых картах примерно под 49½° южной широты и 143°04′ восточной долготы. Не встретив ни одного острова на своем маршруте, «Восток» достиг Сиднея 11 апреля. Через семь дней сюда прибыл шлюп «Мирный». Это ознаменовало окончание первого этапа разведки.

В зимние месяцы шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь члены экспедиции выполнили множество важных географических задач: Они уточнили расположение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым были даны русские названия.

После возвращения в Сидней экипажи шлюпов начали подготовку к новому путешествию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев.

Остров Петра I

В середине ноября экспедиция снова отправилась в плавание, взяв курс на юго-восток. Вскоре в носовой части «Востока» открылась течь, которую можно было устранить только с трудом. Направляясь на юг, лее пересек 60° ю.ш. По пути сначала появился дрейфующий, а затем сплошной лед. Лодки направились на восток вдоль кромки льда. Погода изменилась: Температура упала, и пронизывающий холодный ветер принес с собой темные снежные тучи.

Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова.

Аврора Бореалис. Акварель из альбома П. Михайлова. Источник: wikipedia.org

Внезапно разразилась сильная буря. Нам пришлось снова плыть на север. Большое количество дрейфующего льда и плохие погодные условия препятствовали продвижению на юг. Чем дальше плыли шлюпы, тем чаще они сталкивались с айсбергами. Плавание между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало больших усилий и мастерства. При малейшей возможности корабли поворачивали на юг и плыли до тех пор, пока сплошной лед не преграждал им путь.

Наконец, 22 января 1821 года на горизонте появилась черная точка. Беллинсгаузен писал: «Я увидел побережье с первого взгляда через трубу, но офицеры, которые смотрели в трубы, не согласились с этим. В 4 часа лейтенанту Лазареву сообщили по телеграфу, что мы видим берег. Шлюп «Мирный» был тогда рядом с нами на корме и понял ответ Радость, которая появилась на лицах всех, когда они воскликнули, невозможно описать словами: «Берег! Берег!».

Остров был назван в честь Петра Великого. Белингсгаузен был убежден, что где-то поблизости должна быть земля.

План экспедиции был разработан известными флотоводцами И.Ф. Крузенштерном, О.Э. Коцебуэ и Г.А. Сарычевым. Было решено снарядить одновременно две экспедиции и отправить их в противоположные части света.

Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева

В последние дни 1819 года рабовладельцы подошли к слаборазвитому острову Южная Георгия. Здесь корабли уже неторопливо двигались вперед, лавируя между ледяными полями. Спустя некоторое время Анненков, участник экспедиции, обнаружил и описал маленький, ранее неизвестный остров. Он также дал острову свою фамилию в качестве названия.

Известно также, что Белингсгаузен несколько раз пытался измерить глубину воды, но так и не смог достичь дна. На кораблях, совершающих длительные плавания, моряки того времени часто мучились от недостатка пресной воды. Во время описанной экспедиции русские моряки нашли способ добывать его из айсбергов.

В начале 1820-х годов русские шлюпы проплыли возле неизвестного острова, который был полностью покрыт льдом и снегом. На следующий день члены экспедиции увидели еще два новых острова. Они также пометили свои планы маршрутов именами членов команды (Лесков и Завадовский). Остров Завадовского, кстати, является действующим вулканом, как выяснилось позже. А весь новый островной комплекс был назван Траверс Айлендс — по фамилии российского министра, упомянутого ранее.

Статья по теме:  Биография Стива Джобса: история жизни, личная жизнь, причина смерти. Стив джобс смерть от чего.

По пути на юг корабли наткнулись на еще одну группу островов, которую сразу же назвали островами Святого Очищения. Затем экспедиция подошла к Сандвичевым островам, которые когда-то описал Джеймс Кук. Оказалось, что Кук посчитал весь архипелаг одним большим островом. Русские мореплаватели отметили эту неточность на своих картах. В итоге Беллинсгаузен назвал весь архипелаг Южными Сандвичевыми островами.

В третьей декаде января 1820 года шлюпы столкнулись с толстым, битым льдом, покрывавшим горизонт. Экспедиция решила обойти его и повернуть на север. Из-за этого маневра кораблям пришлось снова пройти мимо Южных Сандвичевых островов, а затем окончательно покинуть Полярный круг.

Самое важное событие произошло 28 января 1820 года. В этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду и подошли к ней по следующим координатам: 2° 14′ 50″ з.д. и 69° 21′ 28″ ю.ш. Это район современного шельфа Беллинсгаузена вблизи так называемого побережья Принцессы Марты. Описано, что путешественники могли видеть сквозь туман настоящую ледяную стену, простирающуюся насколько хватало глаз.

Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду

Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду

2 февраля участники экспедиции во второй раз увидели побережье Антарктиды. Шлюпы экспедиции также находились у прибрежных скал самого южного континента 17 и 18 февраля, но не причаливали к ним. Ближе к концу антарктического лета климатические условия усложнились, и корабли экспедиции двинулись вдоль айсбергов и ледяных скал Тихого океана — здесь также было открыто множество ранее неизвестных островов.

21 марта 1820 года экипажи шлюпов попали в жестокий шторм в том же Индийском океане, который продолжался несколько дней. Для моряков, измученных долгим плаванием, это было тяжелое испытание, но они выжили.

Однажды в апреле «Восток» стоял на якоре в гавани Порт-Джексона (ныне Сидней, Австралия). Только через неделю туда прибыл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции был завершен.

Второй этап антарктической экспедиции

В последующие зимние месяцы русские шлюпы плавали по спокойным тропическим водам Тихого океана. За это время члены экспедиции проделали полезную географическую работу: уточнили расположение известных островов и их очертания, определили высоту гор, нанесли на карту 15 новых географических объектов и так далее.

После возвращения в Порт-Джексон экипажи шлюпов начали подготовку к путешествию в полярные широты. Эти приготовления заняли около двух месяцев. Еще одно лето в Антарктиде было неизбежно (в Южном полушарии времена года «перевернуты»: декабрь, январь и февраль — самые теплые месяцы, а июнь и июль — очень холодные), и к середине ноября шлюпы снова оказались в антарктических водах, держа курс на юго-восток по компасам. И вскоре шлюпы смогли плавать дальше 60 градусов южной широты.

В начале 1821 года, огибая Антарктиду с запада, Беллинсгаузен и Лазарев сделали еще несколько открытий. 22 января был открыт довольно большой (154 квадратных километра) остров Петра Великого — названный в честь императора, основавшего национальный флот. Однако лед препятствовал доступу, поэтому было решено не высаживаться на него. Позже члены экспедиции увидели другой остров с большой гористой береговой линией, который не был покрыт льдом. Она называлась Земля Александра. Позже выяснилось, что это самый большой остров в Антарктиде, занимающий площадь более 43 тысяч квадратных километров.

Земля Александра I отмечена на карте красным

Земля Александра I отмечена на карте красным цветом

Затем экспедиция достигла Южных Шетландских островов (которые ранее были открыты британским мореплавателем Смитом) и отметила их на картах. Затем корабли продолжили путь на северо-восток и обнаружили еще одну небольшую группу из трех островов. У них было очень поэтичное название — «Три брата», но сегодня эти острова носят другое имя. Острова Михайлов, Шишков, Мордвинов и Рожнов, нанесенные на карту в том же плавании, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называются Корнуэльс, Кларенс, Элефант и Гиббс).

Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте

Маршрут движения судов Беллинсгаузен и Лазарев на карте

Результаты путешествия длиною в два с лишним года

Под давлением обстоятельств и после выполнения большинства задач экспедиция переместилась с Шетландских островов в Рио, а оттуда через Атлантику к европейскому побережью. 5 августа 1821 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Россию, плавание заняло ровно 751 день. Экспедиция была принята в Кронштадте лично правителем Александром I. Многие участники этого необычного плавания были награждены призами, новыми званиями и т.д.

Почтовая марка, посвящённая антарктической экспедиции 1820 года

Марка для антарктической экспедиции 1820 года

Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить. Был открыт любимый континент, а вместе с ним еще 29 островов и островков. Экспедиционные корабли фактически обогнули всю Антарктику. Кроме того, были собраны удивительные коллекции (этнографические и естественноисторические), которые до сих пор хранятся в Казанском университете, сделаны прекрасные зарисовки ландшафтов Антарктиды и обитающих там животных. Первый опубликованный отчет о плавании, подготовленный непосредственными участниками, состоял из двух томов с атласом карт и другими дополнительными материалами.

Впоследствии, конечно, Антарктида была подробно изучена специалистами из разных стран. Антарктида теперь является нейтральной страной, которая никому не принадлежит. Запрещается строительство военных объектов и ввод вооруженных судов и военных кораблей. Все эти детали изложены в Договоре об Антарктике, подписанном в 1959 году.

Сегодня Антарктида имеет статус нейтральной территории

В 1980-х годах Антарктида также была признана зоной, свободной от ядерного оружия. Такая формулировка подразумевает строгий запрет на использование атомных судов в холодных водах Антарктиды и атомных электростанций на суше. Сегодня более 50 стран являются участниками Договора об Антарктике, а несколько десятков государств имеют статус наблюдателей.

После 21 дня плавания шлюпы достигли острова Тенерифе. Пока экипажи кораблей запасались пресной водой и провизией, офицеры исследовали гористый живописный остров.

Первые попытки найти Антарктиду

Только в 16 веке голландские мореплаватели начали всерьез исследовать Антарктиду. Богатая Индия и тропические острова Азии уже были открыты и колонизированы испанцами и португальцами.

Другие европейские державы также хотели получить часть Азии. Они верили, что если пойдут дальше на юг, то смогут найти «южную глубинку», которая принесет больше золота и пряностей. Так голландцы достигли побережья Австралии и переправились в Антарктиду.

В 1770-х годах экспедиция под руководством англичанина Джеймса Кука отправилась исследовать недавно открытый «южный континент». Пройдя восточное побережье Австралии, Кук пришел в отчаяние — то, что ждало его там, было бескрайней дикой местностью, ни золота, ни пряностей. Более того, на юге маленькой Австралии он встретил лишь бесконечные льды.

Кук пришел к выводу, что Антарктиды не существует. С тех пор европейцы перестали исследовать южные земли, а тех, кто хотел искать новый континент, считали шарлатанами и самозванцами.

Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход

В то же время в России было еще много моряков, мечтавших открыть этот загадочный «южный континент».

И в отличие от своих европейских коллег, наши соотечественники сумели убедить правительство в необходимости исследовательской экспедиции на Южный полюс. Преемником стал адмирал Иван Федорович Крузенштерн.

12 апреля 1819 года он направил письмо министру мореплавания де Траверсу с просьбой снарядить две экспедиции для исследования полярных вод — одну к Северному и одну к Южному полюсу. По приказу Крузенштерна два корабля были отправлены на юг. Командиром экспедиции был капитан Черноморского флота Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Командовать вторым кораблем был назначен лейтенант Михаил Петрович Лазарев.

Для плавания были снаряжены два шлюпа «Мирный» и «Восток». Шлюпы — это небольшие парусные суда, меньше фрегатов. Однако они также оснащены пушечным вооружением и обычно несут 20-24 орудия. Изначально шлюпы использовались в британском флоте, но позже они нашли применение и в других странах. Для первой российской экспедиции в Антарктиду шлюп «Восток» был построен британскими мастерами, а «Мирный» — российскими.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

15 июля 1819 года, через несколько месяцев после письма адмирала Крузенштерна в Морское министерство, русская экспедиция Лазарева и Белингсгаузена отправилась из Кронштадта в Антарктиду.

Главной целью Крузенштерна для руководителей экспедиции было исследовать воды вблизи Южного полюса и открыть новый континент, если таковой существует.

Кук пришел к выводу, что Антарктиды не существует. С тех пор европейцы перестали исследовать южные земли, а тех, кто хотел искать новый континент, считали шарлатанами и самозванцами.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В АНТАРКТИДУ

Первые российские исследователи ступили на землю Антарктиды только 5 января 1956 года, через 136 лет после ее открытия русскими исследователями.

Статья по теме:  История и структура ВВС Украины. Сколько самолетов у украины на вооружении 2022

В 1953 году в соответствии с постановлением правительства в Академии наук СССР была организована Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ). Ему было поручено всестороннее изучение Антарктиды: континента и окружающих его морей. Согласно международной программе, американские исследователи развивали основную деятельность в Западной Антарктиде, а советские — в Восточной Антарктиде, хотя другие страны также создали станции в разных частях континента. Впервые исследование континента стало международным делом. Общая антарктическая экспедиция должна была создать базовую обсерваторию и две внутренние станции на побережье океана: одну вблизи геомагнитного полюса и одну в самой удаленной от побережья точке — недоступном полюсе (82°30ґ северной широты, 107° восточной долготы). Первые антарктические экспедиции в основном осуществлялись людьми, имевшими опыт работы в Арктике. В первую группу под руководством М.М. Сомова вошли крупные ученые, много работавшие в Арктике и в высокогорных районах: Г.А. Авсюк, Б.Л. Дзердзеевский, К.К. Марков, П.А. Шумский.

У берегов Правды, вблизи острова Хасуэлл, на четырех скалах, выступающих под кромкой ледяного купола, началось строительство станции, названной в честь одного из кораблей — первооткрывателей Антарктиды — «Мирный». После создания основной базы на побережье, где можно было разгрузить корабли, экспедиция начала свой путь вглубь страны.

В начале апреля 1956 года началось продвижение вглубь материка с использованием санных тракторов. Пробный запуск был произведен на расстоянии всего 375 километров от Мирного, но подъем по ледяному щиту составил 2700 метров над уровнем моря. Во время этого путешествия полярники обнаружили основные трудности передвижения по Антарктиде, а также недостатки оборудования и техники. А на месте, где останавливался поезд, было решено построить станцию «Пионерская». В самолете было все необходимое для организации пребывания в замерзшей дикой природе и проведения научных наблюдений. 27 мая 1956 года была открыта первая внутренняя станция в Антарктиде. Впервые в истории группа людей зимовала в центральной части ледяной оболочки шестого континента Земли. Их было четверо: метеоролог и начальник станции А.М. Гусев, гляциолог И.Д. Долгушин, радиотехник Е.Г. Ветров и инженер Н.Н. Гусев. Кудрявцев. Они собрали данные о зимних погодных условиях на куполе ледника, где минимальная температура достигал а-67°C и постоянно дули порывистые ветры.

В октябре 1956 года в 370 км к востоку от Мирного была создана советская исследовательская станция на ледяном оазисе Бангера, открытом с воздуха ровно десять лет назад американцем Д. Бангером. Станция проводила наблюдения до конца Международного геофизического года, а затем была передана Польской академии наук. В начале года группа российских ученых посетила оазис, впервые описала его и предположила его происхождение, которое в то время казалось загадочным.

Вторая экспедиция (1956-1958 гг.) под руководством Алексея Трешникова добралась до Мирного на тракторах АТТ, которые были надежнее тракторов. Самолеты были оснащены турбокомпрессорами для взлета на больших высотах. Учитывая опыт его предшественников, подготовка промежуточных станций была начата немедленно, в разгар лета на Южном полюсе. Была создана станция «Восток-1», а весной на пересечении путей к двум полюсам — Геомагнитному (Восток) и Доступа (Запад) — была открыта станция «Комсомольская». В ходе изучения Восточно-Антарктического ледникового щита по маршруту Мирный-Пионерская впервые были проведены сейсмические исследования для измерения толщины ледникового щита: Были сделаны всплески и измерено время прохождения сейсмических волн от основания ледника до поверхности. Подледниковый рельеф континента постепенно обнажался, и впервые было обнаружено, что часть подледникового дна находится ниже уровня моря. Подход к подъездному столбу осуществлялся поэтапно осенью, зимой и весной 1958 г. На расстоянии 1 420 км от Мирного была создана промежуточная станция Советская. Регулярные наблюдения начались 18 февраля и закончились 30 декабря 1958 г. Несколькими днями ранее (14 декабря) санный поезд «Вторник САЭ», штурманом которого был геодезист Ю.Н. Авсюк, прибыл в самый отдаленный район из всех побережий материка, пройдя 2110 км от побережья моря Дейвиса. Была создана станция под названием Unreachable Pole. Во время плавания продолжались сейсмические и гравитационные измерения, что привело к созданию карты подледникового рельефа Восточной Антарктиды. На глубине 800-1000 метров под поверхностью ледника была обнаружена окруженная льдом горная цепь, возвышающаяся на три тысячи метров над уровнем моря. Он был назван в честь известного российского геолога Гамбурчева гора.

Известно также, что Белингсгаузен несколько раз пытался измерить глубину воды, но так и не смог достичь дна. На кораблях, совершающих длительные плавания, моряки того времени часто мучились от недостатка пресной воды. Во время описанной экспедиции русские моряки нашли способ добывать его из айсбергов.

Чужого не надо, но и своего не отдадим

Была ли русская экспедиция первой, открывшей Антарктиду? Более ста лет никто не оспаривал этого. Нигде и никем не ставилось под сомнение превосходство русских моряков в открытии шестого континента.

Все это время Антарктида оставалась в стороне от большой политики, колониальных амбиций великих держав, их стратегических и экономических интересов.

В 1930-х годах все изменилось. На континенте были обнаружены залежи полезных ископаемых, и сразу же на сцену вышли те, кто хотел бросить вызов русским за их превосходство. Так родилась легенда об открытии, якобы сделанном американским капитаном Натаниэлем Палмером. Как могло что-то произойти без вмешательства американцев!

Известно также, что Белингсгаузен несколько раз пытался измерить глубину воды, но так и не смог достичь дна. На кораблях, совершающих длительные плавания, моряки того времени часто мучились от недостатка пресной воды. Во время описанной экспедиции русские моряки нашли способ добывать его из айсбергов.

С чего все начиналось?

С начала XIX века Российская империя постепенно заинтересовалась исследованием вод, прилегающих к Северному и Южному полюсам. Согласно различным источникам, двойную экспедицию к противоположным концам Мирового океана предложили Крузенштерн, Головнин, Коцебу и Сарычев, министр мореплавания де Траверсе и сам царь Александр I. В то время как северное полушарие было хорошо изучено, земли на юге обсуждались во время второго кругосветного путешествия Джеймса Кука, которое англичанин завершил в 1774 году.

В январе 1819 года де Траверсе и Александр I обсудили двойную экспедицию к полякам. Весной того же года император подписал указ о выделении суммы в 100 000 рублей на путешествие. Подготовка к экспедиции проходила в обстановке абсолютной секретности. Было решено оснастить не два, как планировалось изначально, а четыре корабля. Васильев и Сисмарев должны были отправиться в северные широты, а Белингсгаузен и Лазарев — в южные. Экспедиции должны были начаться летом 1819 года.

Цели и задачи экспедиции Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена

Это путешествие, организованное и финансируемое из государственного бюджета, должно было стать четвертым российским кругосветным плаванием. Он имел не только научное, но и геополитическое, военное и экономическое значение. Беллинсгаузен, который отвечал за всю экспедицию, принял командование парусником «Восток». Лазарев должен был командовать шлюпом «Мирный». Среди задач, возложенных на навигаторов, основными считаются следующие:

  1. Посещение Англии и Канарских островов у берегов Бразилии.
  2. Обогнув Южную Георгию и Сандвичленд, плывите как можно дальше на юг.
  3. Прилагает максимум усилий, чтобы достичь Южного полюса.
  4. Открывать и исследовать неизвестные территории.
  5. Когда первое антарктическое лето подходит к концу, корабли отправляются в Порт-Джексон, Сидней, чтобы пополнить запасы и дать отдых экипажам.
  6. После посещения Австралии продолжите экспедицию и исследуйте неизвестные территории.

В итоге большинство целей было достигнуто. Отчасти это произошло благодаря назначению двух опытных флотоводцев и строгому отбору тех, кто был готов отправиться на борт «Востока» и «Мирного».

Хронология событий первой русской антарктической экспедиции

Вместе с кораблями третьей русской экспедиции под командованием Васильева, «Мирный» и «Восток», с общим числом 190 человек, отплыли из Кронштадта 4 июля 1819 года. Затем четыре судна были задержаны в Копенгагене на неделю. 26 июля они прибыли в Портсмут, Англия, где подготовили корабли, собрали заказанную литературу, инструменты и карты, закупили припасы.

26 августа 1819 года экспедиция покинула Туманный Альбион и отправилась на Тенерифе, куда прибыла 15 сентября. Провинция Испания была оставлена шесть дней спустя. 18 октября «Восток» и «Мирный» пересекли экватор.

Статья по теме:  Тюменцам на заметку: как пользоваться электросамокатами в 2022 году. Со скольки лет можно кататься на электросамокате.

2 ноября 1819 года корабли пришвартовались в порту Рио-де-Жанейро. Двадцать дней спустя, подготовив хронометры и снарядив шлюпы, экспедиция отправилась на юг.

С декабря 1819 по март 1820 года экипажи судов «Мирный» и «Восток» исследовали Субантарктику, посетив и открыв множество островов, в том числе архипелаг Траверсе, названный в честь морского министра. Одновременно проводились научные исследования, например, измерение температуры и солености морской воды.

В феврале 1820 года экспедиция трижды подходила к замерзшему континенту, в том числе до Земли Эндерби. Впоследствии это стало известно как открытие Антарктиды.

С марта по ноябрь 1820 года «Мирный» и «Восток» посетили Австралию и Новую Зеландию и частично исследовали Океанию. 31 октября экспедиция покинула Сиднейскую гавань для второго сезона в Южном океане.

После долгого плавания через антарктические воды «Мирный» и «Восток» отплыли в Рио-де-Жанейро в феврале 1821 года. После очередного посещения Бразилии экспедиция отправилась в Португалию.

Мирный и «Восток» вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 года. Первая российская экспедиция в Антарктиду продолжалась 751 день.

27 сентября 1819 года шлюпы Беллинсгаузена и Лазарева достигли побережья Тенерифе, а еще через месяц, 30 октября 1819 года, они пересекли экватор и повернули в сторону Бразилии. Российские корабли вошли в порт Рио-де-Жанейро 14 ноября того же года. Оттуда они поплыли на юг к новому, пока еще неизвестному континенту.

Меморандум для Госдепа

Открытый континент не имел ни геополитического, ни военного значения. Считается, что первыми людьми, высадившимися на антарктическую землю (вблизи Антарктического полуострова) 7 февраля 1821 года, были тюлени с британского корабля капитана Эдварда Хьюза. Это был настоящий рай для тюленей и китобоев. Поэтому в девятнадцатом веке и в начале двадцатого века открытый континент представлял интерес в основном только для ученых и китобойной промышленности.

После Второй мировой войны ситуация изменилась. 9 июня 1950 года Временный поверенный в делах СССР в США тов. Уэбб, заместитель государственного секретаря США, «Меморандум Советского правительства по вопросу о статусе Антарктиды»: «С осени 1948 года в ряде заявлений представителей министерств иностранных дел США, Великобритании и некоторых других стран, а также в сообщениях мировой прессы упоминались инициированные государственным департаментом США переговоры между США, Великобританией, Францией, Норвегией, Австралией, Новой Зеландией, Аргентиной и Чили относительно Антарктиды. Те же заявления представителей министерств иностранных дел отдельных стран и сообщения прессы указывают на то, что целью переговоров является урегулирование вопроса о статусе Антарктиды.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик не может согласиться с тем, что такой вопрос, как вопрос о статусе Антарктиды, должен решаться без его участия. В этой связи Советское правительство считает необходимым напомнить о выдающейся квалификации русских мореплавателей в деле открытия Антарктиды. Общеизвестно, что русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев первыми достигли берегов Антарктиды в начале XIX века, обогнув континент и доказав тем самым, что широко распространенное в то время предположение об отсутствии суши за Южным полярным кругом ошибочно. Эта заслуга русских мореплавателей не менее важна, чем более позднее исследование самого континента и его побережья экспедициями некоторых стран, представители которых сегодня заявляют о своей заинтересованности в определении статуса Антарктиды.»

Затем был поднят вопрос о приоритете открытия Антарктиды. Все документы экспедиции Беллинсгаузена, включая вахтенный журнал матроса Егора Кисилева, были изъяты из архива. Впервые она была опубликована в 1949 году и теперь доступна в Интернете для всех желающих. К сожалению, кампания против космополитизма и культа Запада в 1948-1953 годах привела к целой волне «научных» публикаций о «России — родине слонов». Поэтому многие люди и по сей день относятся к дневнику моряка Егора Кисилева с подозрением.

Логика такова: Ну не мог обычный моряк, серый зверь вести путевой дневник и писать в нем лучше своих командиров. Таких образованных людей быстро извлекали на флоте того времени, раздевая их до корпуса корабля. Но кругосветное плавание — это не служба на эскадренном корабле, на шлюпы «Восток» и «Мирный» отбирались только «здоровые и передовые матросы не старше 35 лет», да и отношения между офицерами и унтер-офицерами в таких плаваниях были другими. Ведь образованный крепостной Егор Кисилев не мог попасть на «Восток» по какой-то причине, сообщенной матросам барином, потому что не мог вести журнал с разрешения командира. В конце концов, журнал существует, и ясно, что он не является позднейшей подделкой. А фальсификация журнала моряка в конце плавания «Белингсхаузена» не имела никакого смысла.

Открытие нототении

Конечно, не приоритет России в открытии Антарктиды остановил «приватизацию» Антарктиды в 1950-х годах, а возобновление местных антарктических экспедиций впервые со времен Беллинсгаузена и Лазарева. В 1956-1959 годах в Антарктиде были созданы шесть советских аэродромных станций на побережье и в глубине материка, которые были обитаемы круглый год. В результате в декабре 1959 года в Вашингтоне, округ Колумбия, был подписан Договор об Антарктике, согласно которому континент стал демилитаризованной зоной, свободной от ядерного оружия, на благо всего человечества. Договор вступил в силу 23 июня 1961 года.

А 11 октября того же года китобойная флотилия «Советская Россия» отправилась в свое первое плавание в Антарктику. Три китобойных судна первыми отправились в Антарктиду на поиски китов. Затем китобойная база «Советская Россия» и семь китобойных судов покинули Туапсе. Оставшиеся корабли встретили флотилию в Антарктиде. Строительство плавбазы «Советская Россия» обошлось в 15 миллионов рублей, а каждый китобой стоил около 1,5 миллиона рублей. Инвестиционные платежи осуществлялись в золотых рублях (400 — 64 копейки), а некоторые корабли флотилии были заказаны на верфях ФРГ. Затраты были амортизированы в течение трех лет, после чего была получена чистая прибыль. В середине 1960-х годов Советский Союз занимал первое место в мире по добыче китов (43% улова, на долю Японии приходилось 41%).

За китобоями последовали крупные морозильные траулеры в водах Антарктики. На прилавках советских магазинов появились белорыбица, нототения, клыкач, кижуч, блестящие анчоусы и, как апофеоз антарктической рыбалки, — банки с «мясом криля», то есть пищей антарктических китов, мелких моллюсков, похожих на креветок.

Этот промысел был настолько успешным, что даже привел к принятию Международной конвенции по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR) в 1980 году. Одним из главных сторонников этой Конвенции был Советский Союз. Как заявили ее представители на серии консультаций АНТКОМ в 1978 и 1979 годах в Берне и Вашингтоне, наша страна является неоспоримым приоритетом в комплексном изучении биологических ресурсов Антарктики. Трудно было не согласиться.

На пике антарктического промысла общий годовой улов СССР в Антарктике составлял 500 тысяч тонн морепродуктов (3-7% от общего международного улова в международных водах). Кто, как не наши рыбаки и китобои, должны были понять, что «неисчерпаемый» натуральный промысел в Южном океане явно на исходе, тонна добычи становится все дороже и дороже, и почему наша страна не выступает за ограничение промысла, чтобы сохранить его для будущих поколений советских китобоев и рыбаков.

Бессмысленный спор

Что касается приоритета открытия Антарктиды, то точку в этом споре поставил британский историк Рип Балкли, который в начале 2010-х годов работал в Российском государственном архиве Военно-морского флота и Российской государственной библиотеке. В 2013 и 2014 годах он опубликовал серию статей на английском и русском языках, в которых пришел к выводу, что споры о том, сколько дней прошло до открытия Terra Australis Incognita русскими или британцами, бессмысленны. На каждый документ одной стороны неизбежно найдется документ другой стороны, противоречащий ему. Работы Балкли на русском и английском языках находятся в свободном доступе в Интернете и могут быть прочитаны любым желающим.

По словам английского историка, «ни один из этих мореплавателей — Смит, Брансфилд, Беллинсгаузен — никогда не утверждал, что «открыл» Антарктиду одним махом….. Антарктида обнаружила себя только вместе, медленно и постепенно, как полярная станция в метель. Хронологическая последовательность этих трудоемких шагов — это просто факт. Она не имеет никакого отношения к настоящей и будущей деятельности России, Великобритании или любой другой страны в Антарктиде. Эта деятельность осуществляется в соответствии с существующими реалиями и зависит, кроме того, от возможностей научных знаний, изменения климата, конкуренции за ресурсы и условий Договора об Антарктике.»

Оцените статью
ОСЦИЛОГРАФ