Первые космические ракеты: создание, запуски, конструкторы. Кто запустил ракету в космос.

Кто запустил ракету в космос - Человек в космическом корабле Первая женщина в космосе Кому сейчас принадлежит космос Рекорд парения Самый первый

Вначале никто не мог возглавить космическую гонку. США и Союз находились в напряженном противостоянии: Союз успешно запустил первых собак, которые вернулись на Землю, а через несколько месяцев шимпанзе успешно полетел в космос на борту американской ракеты.

Первая космическая ракета: фото, видео

Ракета — это летательный аппарат, который отправляется в космос с помощью реактивной тяги, которая создается за счет выталкивания части рабочего тела аппарата (его собственной массы) и без использования веществ из окружающей среды. Поскольку полет ракеты не обязательно должен происходить в газообразной или воздушной среде, он возможен как в атмосфере, так и в вакууме. Под понятие «ракета» могут попасть самые разные летающие объекты — от праздничного фейерверка до космической ракеты.

В военной терминологии слово «ракета» относится к классу преимущественно беспилотных летательных аппаратов, используемых для поражения удаленных целей и использующих в полете принцип реактивной тяги. В связи с широким спектром применения ракет в вооруженных силах, различные виды вооружений сформировали большую категорию различных типов ракетного оружия. Но когда была запущена первая космическая ракета? Об этом мы расскажем вам ниже.

Фото 1

Первая космическая ракета

Появлению пусковых установок предшествовала разработка баллистических ракет. Одной из них была немецкая V-2. Ее использовали американцы в надежде попасть в космос. В начале 1944 года было предпринято несколько попыток его запуска. Ракета достигла высоты 188 километров.

Однако значительные результаты были достигнуты только через 5 лет. На полигоне Уайт-Сэндс американцы осуществили запуск ракеты с двумя ступенями: V-2 и VAK-Kaprall, которые могли достигать высоты 402 км.

Во второй половине 1950-х годов советская наука и техника достигла больших успехов: под руководством С.П. Королева была разработана и запущена в космос первая космическая ракета «Спутник».

4 октября 1957 года ракета была запущена и вывела в космос искусственный спутник Земли весом 836 г. Он был примитивным и получил название Ps 1. Запуск состоялся на космодроме Байконур. Ракета выполнила свою задачу — вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Разработка ракеты-носителя «Спутник» открыла новые возможности для научных исследований.

Фото 2

Ракета «Спутник», а также модификации «Спутника-3» запускались четыре раза, три из них успешно. Впоследствии появилось целое семейство пусковых установок, отличающихся более высоким уровнем производительности и другими важными характеристиками.

Статья по теме:  Какие следы вы оставляете в интернете и как этого избежать. Что такое трекеры в браузере.

Двухступенчатая ракета-носитель состояла из пяти блоков: 4 боковых (B-, C-, D-, D-блоки), которые вместе составляли первый блок. ступень и 1 центральная ступень (блок А), которая служила второй ступенью ракеты.

Вес первой ракеты с полным запасом топлива составляет 267 тонн, а вес второй ракеты — 58 тонн. Сухой вес ракеты «Спутник» составляет 22 тонны. Эти цифры свидетельствуют о высоком структурном совершенстве системы. На ракетное топливо приходилось 93% веса двух ступеней и около 7% веса остальной конструкции, включая двигатели.

• Абсолютная длина ракеты составила 29,167 метра.
  • Диаметр вдоль воздушных рулей составлял 10,3 метра.
  • Боковые блоки имеют длину 19 метров и диаметр 3 метра.
  • Длина центрального блока — 28 метров, диаметр 2,95 метра.

Спутник был оснащен жидкостными ракетными двигателями, которые имели высокую для того времени производительность. Они были разработаны группой GDL-OKB под руководством В.П. Глушко. На всех блоках первой ступени был установлен двигатель РД-107 с 4 основными камерами сгорания и 2 двигателями с общим турбовалом. При запуске ракеты все двигатели развили тягу в 99,5 тонн. Суммарная тяга всех двигателей 4-х блоков первой ступени составляла 398 тонн.

ракета

Основной блок ракеты (вторая ступень) имел двигатель РД-108 с тягой 93 тонны. 4 камеры управления и 2 основные камеры сгорания приводились в действие общим турбонасосным агрегатом. Топливом для управляющего и главного двигателей служили жидкий кислород и парафин, а для турбины TNA — продукты разложения 82%-ной перекиси водорода.

Во время запуска двигатели всех пяти блоков, первой и второй ступеней Спутника, были запущены одновременно. Их общая тяга составила 491 тонну. По мере того как он поднимался во все более тонкие слои воздуха, тяга увеличивалась. В «вакууме» тяга РД-107 достигала 102 тонн, а РД-108 — 96 тонн. Удельная тяга двигателя первой ступени на Земле составляла 250 с, а тяга двигателя второй ступени в «вакууме» — 308 с.

Современный этап

В настоящее время самыми мощными ракетами-носителями являются отечественный «Протон-М», европейская Ariane-5 и американская Delta-IV Heavy. Ракета этого типа может выводить на орбиту (на высоту 200 км) полезную нагрузку весом до 25 тонн. Такие космические аппараты могут выводить около 6-10 тонн на геопромежуточную орбиту и 3-6 тонн на геостационарную орбиту.

старт ракеты

Ракеты-носители «Протон» заслуживают особого внимания, поскольку они сыграли важную роль в освоении космоса. Они использовались для выполнения различных пилотируемых программ, включая отправку модулей на орбитальную станцию «Мир». В космос были запущены «Звезда» и «Заря» — основные модули МКС. Хотя не все эти ракеты были успешно запущены, «Протон» по-прежнему остается самой популярной ракетой-носителем: в год производится около 10-12 запусков.

Дата запуска первой ракеты неизвестна. Однако истории о ракетоподобных устройствах глубоко укоренились в мифологии разных народов. Считается, что первые ракеты появились случайно — благодаря пороху.

Создание первой космической ракеты

В 1898 году учитель Константин Циолковский предложил идею освоения космоса с помощью ракет. В докладе, опубликованном в 1903 году, Циолковский писал, что скорость и дальность полета ракеты ограничивается только скоростью выходящих газов. Эти и другие идеи сделали Циолковского отцом современных космических путешествий.

Статья по теме:  Стики Fiit для lil SOLID от IQOS, их крепость и вкусы. Какие стики для lil solid подходят.

Памятник Циолковскому в Калуге (https://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович#/media/Файл:Памятник_Константину_Эдуардовичу_Циолковскому_-_panoramio.jpg)

Памятник Циолковскому в Калуге / Фото: Wikipedia.org

Вторым человеком, открывшим космическую эру, был американец Роберт Х. Годдард в начале XX в. Ученый был заинтересован в достижении большей высоты, чем та, на которой летали воздушные шары и дирижабли. В 1919 году Годдард опубликовал брошюру под названием «Метод достижения экстремальных высот», в которой описал математическую модель метеорологической стартовой ракеты.

Годдард также экспериментировал с различными видами топлива и убедился, что ракета лучше летает на жидком топливе. Однако построить такую модель сложнее, чем модель твердого топлива. Ему необходимы бак для топлива и кислорода, турбина и камера сгорания. Первый успешный полет ракеты Годдарда состоялся 16 марта 1926 года. Ракета летела 2,5 секунды. Он приземлился на высоте 56 метров и поднялся на высоту 12,5 метров. С годами ракеты Годдарда научились летать выше и дольше. Они благополучно приземлились с парашютом.

Третьим важным человеком в покорении космоса был Герман Оберт. В 1923 году немецкий инженер опубликовал книгу о космических путешествиях под названием «Ракета для межпланетного пространства». Благодаря работе Оберта по всему миру образовались общества, объединившие любителей космоса. Ученый писал, что ему принадлежит заслуга в установлении возможности полета человека на ракете.

После Второй мировой войны и Соединенные Штаты, и Советский Союз начали активные исследования в области межконтинентальных баллистических ракет. Отчасти это было связано с тем, что МБР могли доставить ядерные боеголовки на другой континент. И отчасти из-за стремления к лидерству в освоении космоса.

Начало космической эры связывают с днем запуска первого искусственного спутника Земли. Он состоялся 4 октября 1957 года в СССР на полигоне, который позже назовут Байконуром. Над созданием спутника работали основоположники советской космонавтики — главный инженер Сергей Королев, Михаил Тикоревов, Мстислав Келдыш и другие.

Статья по теме:  Как в яндекс такси заказать ко времени. Яндекс такси к определенному времени как заказать.

Спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см. Он был оснащен 4 антеннами для передачи сигналов, посылаемых передатчиками, работающими от батарей. Спутник-1 был выведен на орбиту межконтинентальной баллистической ракетой. Название первой космической ракеты было скромным по советским меркам — Р-7. Она состояла из 2 ступеней и была изготовлена на заводе «Прогресс».

Первая космическая ракета была разработана Сергеем Павловичем Королевым. Месяц спустя СССР отправил в космос первое живое существо — собаку по кличке Лайка — на другом спутнике.

Через несколько месяцев в США был запущен первый спутник. «Эксплорер-1» поднялся в воздух 31 января 1958 года. Вскоре после этого, в октябре 1958 года, было официально объявлено о начале первой космической программы в США и основано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Первые модели и прототипы других стран

Следующим этапом освоения космоса стал полет на Луну. Для этой цели НАСА создало ракету-носитель «Сатурн-5», разработанную Вернером фон Брауном. С 1969 по 1972 год эти ракеты совершили шесть полетов. В 2021 году «Сатурн-5» все еще остается самой большой ракетой в мире. Это справедливо для всех характеристик: Размер, масса, полезная нагрузка и мощность. Ракета может вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку весом 141 тонна.

С 1981 по 2011 год НАСА использовало космический корабль «Шаттл» в околоземном пространстве. Для вывода его на орбиту были использованы первые твердотопливные космические ракеты. Шаттл был оснащен тремя двигателями на жидком топливе и двумя ракетными двигателями.

Значение изобретения

За 2000 лет ракеты превратились из игрушек и военного оружия в сложные машины, способные доставлять людей и грузы в космос. Теперь они означают то же самое, что и другие виды транспорта — возможность исследовать мир за пределами Земли.

Интересно, что создание ракеты не сложнее и не дороже, чем создание современного трансатлантического самолета. Для сравнения, Airbus A330-200F может нести полезную нагрузку в 65 тонн и стоит 200 миллионов долларов, в то время как ракета Falcon Heavy имеет полезную нагрузку в 53 тонны и стоит 90 миллионов долларов.