«Для меня 14 лет — это уже не ребенок. Чем раньше человек осознает ответственность за свои действия, а также права, которые создают задачи и требуют знаний и навыков, тем лучше», — сказал Ковалев в интервью «Газете.ру».
Электросамокатами можно будет управлять с 18 лет. Какие еще требования к владельцам и пользователям?
Необходимо определить возраст, места использования этих транспортных средств и документы, декларирующие это использование, говорит Валерий Васильев, заместитель председателя Комитета по экономической политике.
Решение Верховного суда приравнять электроскутеры к транспортным средствам подразумевает, что управлять ими будет разрешено лицам, достигшим 18 лет, сказал Валерий Васильев, заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации, который отвечает за транспорт и дорожную сеть.
«Будет установлен возрастной предел, по достижении которого можно будет пользоваться электрическим скутером, признанным транспортным средством.
Сейчас скутеры могут развивать скорость 40 и 60 километров в час, поэтому использование транспортных средств повышенной опасности будет определяться соответствующим возрастом. Обычным транспортным средством, автомобилем, можно управлять с 18 лет.
Если скутер будет признан транспортным средством, это означает, что возраст управления им должен быть таким же, как и автомобилем — с 18 лет», — поясняет Васильев.
Сенатор считает, что решение Верховного суда важно, но может быть реализовано только после некоторой предварительной работы.
«Необходимо определить возраст и место использования такого автомобиля и уточнить, какие документы должны быть указаны для этого использования. Затем необходимо решить, где можно ездить на этом автомобиле: по дороге или по специальным полосам. В последнем случае, наверное, можно говорить об использовании электроскутеров с 16 лет, но эти дорожки должны быть везде, а не только в Москве», — сказал Васильев.
По его словам, пока не будут созданы условия и правила, решение Верховного суда будет использоваться как прецедент для разрешения экстремальных ситуаций, таких как дорожно-транспортные происшествия.
«Что касается ответственности, то она должна основываться на ущербе, нанесенном здоровью, как в случае с автомобилем. Никаких специальных средств защиты не требуется. Однако в случае наезда на пешехода на тротуаре должна быть предусмотрена специальная ответственность за нарушение правил движения и за причинение вреда здоровью», — добавил сенатор.
Ранее Верховный суд РФ признал законным положение ПДД, позволяющее относить электроскутеры к транспортным средствам. Решение Верховного суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.
Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!
Раздел был добавлен 30.03.2022 в связи с важным решением Верховного суда РФ, который разъяснил, что электрический скутер является транспортным средством.
С конца марта в интернете распространяется информация о том, что якобы принят новый закон, который ставит этот тип устройств в один ряд с автомобилями и мотоциклами с точки зрения их прав и, что более важно, обязанностей.
Если вы найдете подобную информацию в Интернете, знайте, что это неправда.
И на самом деле, в связи с жалобой одного из водителей, Верховный суд разъяснил, что электрический скутер является транспортным средством. Но все не так просто! Верховный суд рассматривал особое дело с особым устройством и при особых обстоятельствах.
Дело в том, что, во-первых, закон в России не является прецедентом. Нижестоящие суды обязаны следовать мнениям вышестоящих судов, но из-за разнообразия всех административных дел они не обязаны принимать абсолютно одинаковые решения.
Самое главное, что Верховный суд признал конкретный электроскутер транспортным средством при рассмотрении конкретного дела. И дело здесь в том, что отношение этого устройства к транспортному средству существенно зависит от его характеристик. В целом, все скутеры с мощностью двигателя более 250 ватт могут быть классифицированы как мопеды в соответствии с Законом о дорожном движении. Однако есть и другие тонкости. Мы рассмотрим их все далее в этой статье.
Поэтому важно понимать, что не существует нового закона, который говорит, что электрический скутер больше не является транспортным средством в 2022 году. Существует только решение Верховного суда, статус и обоснованность которого были разъяснены выше.
Последние поправки в ПДД об электросамокатах
Раздел был обновлен 17.10.2021 в связи с недавним проектом поправок к Кодексу дорожного движения.
После длительных обсуждений (см. раздел ниже) российское правительство наконец-то подготовило последнюю версию обновленных Правил дорожного движения для электроскутеров, которые регулируют их движение по тротуарам и дорогам, а также запреты, ограничения и условия регистрации.
Изменения действительно многочисленны. Однако все они направлены на добавление нового термина «устройства персональной мобильности» к большинству пунктов регламента, в которых так или иначе упоминаются транспортные средства и велосипеды. Таким образом, мы имеем дело с ситуацией, когда электроскутеры должны вести себя как водители автомобилей или велосипедисты (а иногда даже как пешеходы — выходить на дорогу) при определенных обстоятельствах и правилах дорожного движения.
Давайте подробнее рассмотрим изменения, предложенные российским правительством.
Определение СИМ
Наконец, существует четкое (хотя и не совсем точное) определение средств индивидуальной мобильности. Однако их основные представители упоминаются:
- Электрические скутеры,
- скутеры (без двигателя),
- мопеды,
- гироскутеры,
- электрические скейтборды,
- скейтборды,
- одноколесные велосипеды,
- Сегвеи,
- другие подобные устройства.
И именно этот последний пункт делает определение CIM довольно «текучим». Другими словами, многие устройства, которые соответствуют фактическому определению средств индивидуальной мобильности, могут считаться таковыми:
…устройство с одним или несколькими колесами, предназначенное для перемещения человека с помощью одного или нескольких электродвигателей и/или мускульной силы человека….
Обратите внимание, что это относится и к инвалидным коляскам.
И все, что мы напишем ниже, уже напрямую относится ко всем этим автомобилям, которые попадают под это определение.
Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
В интернете можно прочитать много информации о том, что в соответствии с новым законом о дорожном движении на электроскутеры распространяется ограничение скорости в 25 км/ч. Это абсолютно неправда!
Существует еще больше «имитаций». Во многих СМИ говорится, в частности, о трех вещах:
- Общее ограничение скорости для электроскутеров составляет 25 км/ч,
- Для пешеходов (на тротуарах) общее правило для скутеров — 20 км/ч,
- а с автомобилями — 60 км/ч.
Поэтому вы не найдете первого и последнего пункта в проекте постановления правительства России, то есть в официальной интерпретации поправок. Упоминается только максимальная скорость 20 км/ч для совместного движения с пешеходами (пункт 1.33, поправки к пункту 24.6 Дорожного кодекса). Но 25 и 60 км/ч в тексте не упоминаются.
Ограничения и запреты
Существует еще несколько запретов на электрические скутеры. Также введены новые ограничения для велосипедистов. Давайте рассмотрим самые важные из них!
- Если пешеход или велосипедист мешает или создает угрозу для пешеходов на тротуаре, первый должен сойти с дороги (но для CIM разрешается снизить скорость до скорости пешеходов).
- При езде по краю проезжей части SIM-ы должны двигаться по направлению движения транспорта — им запрещено ехать против потока машин.
- Сигнал светофора в виде пешехода или велосипедиста распространяется и на водителя средства индивидуальной мобильности.
- В жилых районах электроскутеры приравниваются к пешеходам — они имеют право ездить где угодно, а водители автомобилей обязаны уступать им дорогу. Но они также не должны чрезмерно мешать автомобилям.
- Люди старше 14 лет должны иметь возможность пользоваться дорогой так же, как и велосипедисты.
- До 14 лет электроскутер нельзя использовать на проезжей части или обочине.
- На тротуаре симы могут двигаться только по одной полосе (как велосипедисты).
- Категорически запрещается ездить на электроскутерах и других СИМах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. (включая прием наркотиков).